Главная » Клапан » Уровни образования в России. Уровни профессионального образования. Учиться, учиться и еще раз учиться Высокий образовательный уровень

Уровни образования в России. Уровни профессионального образования. Учиться, учиться и еще раз учиться Высокий образовательный уровень

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

В РФ установлены следующие уровни образования:

Общее:1)начальное2)основное3)полное

Профессиональное

4)начальное

5)среднее

7)послевузовское

Общее образование в нашей стране обязательно

Начальная профессиональная подготовка

Осуществляется по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и полно общего образования

Можно получить в образовательных учреждениях начальной профессиональной подготовки и в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, у которых есть лицензия на проведение начальной профессиональной подготовки

ПТУ, лицеи, 2-3 года обучения.

Средняя профессиональная подготовка

Ориентирована на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, полного общего образования или начального профессионального образования. Можно получить в следующих образовтельных учреждениях:

1)учреждения среднего проф образвания техникумы(технич. Специальности), училища, колледжи

2)учреждения высшего проф. Образования при наличии у них лицензии

2-5 лет в зависимости от начального образования

Высшая профессиональная подготовка.

Предусматривает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня.

В РФ установлены след. уровни высшего проф. Образования:

Бакалавриат 4года

Подготовка специалиста – не менее 5 лет

Магистратура 2 года

Можно получить в университетах, академиях, институтах

Нужно иметь либо полное общее образование, либо начальноеили среднее профессиональное образование



Послевузовская подготовка

Представляет возможность повысить уровень образования научной или педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Можно получить в аспирантуре,адъюкантуре, доктарантуре, интернатуре, ординатуре

Аспирантура – форма обучения, которая предусматривает подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Адъюкантура – эта форма обучения военнослужащих предусматривающая подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Доктарантура - форма обучения, которая предусматривает подготовку диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Для зачисления нужно иметь степень кандидата наук.

Интернатура – форма первичной годичной послевузовской подготовки лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование и явл условием для этих лиц работы по полученной специальности.

Ординатура – форма подготовки, переподгатовки, повышения квалификации в мед. Институтах, институтах усовершенствования и институтах повышения квалификации. Обычно 2 года.

Методы обучения на рабочем месте.

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводится как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.

Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников – с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении.

Методы обучения вне рабочего места

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. ЛЕКЦИЯ В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения. Поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечнм результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения – для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время – обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств – аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих программ.
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В тоже время, индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности – обратной связи – обучающийся предоставлен самому себе

Понятие карьеры. Связь карьеры с деловой оценкой персонала

Под карьерой принято понимать индивидуально осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и управления трудом.

Карьера это поступательное движение по карьерной лестнице, развития способностей сотрудника.

Профессиональная карьера

Профессиональная карьера представляет собой постепенную смену стадий развития в процессе трудовой деятельности. Рассматриваются следующие стадии развития: 1)обучение2)поступления на работе3)профессиональный рост4)поддержка индивидуальных профессиональных способностей 5)выход на пенсию.

Внутриорганизационная карьера

Представляет собой последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации

Реализуется в трех основных направлениях:

Вертикальное – подъем на более высокую ступень структурной иерархии

Горизонтальное – перемещение в другую функциональную область деятельности.

Центростремительное понимается движение к ядру, центру организации.

Основные модели карьеры

Спeциaлиcты пo мeнeджмeнтy cyщecтвyющee мнoгooбpaзиe вapиaнтoв кapьepы oбъeдиняют в чeтыpe мoдeли: "тpaмплин ", "лecтницa ", "змeя " и "пepeпyтьe ".

"Тpaмплин". Дaнный вид кapьepы нaибoлee шиpoкo pacпpocтpaнeн cpeди pyкoвoдитeлeй и cпeциaлиcтoв. Он зaключaeтcя в тoм, чтo тpyдoвoй пyть paбoтникa cocтoит из oдниx пoдъeмoв пo cлyжeбнoй лecтницe c пapaллeльным pocтoм eгo пoтeнциaлa, знaний и квaлификaции. Пocтeпeннo мeняютcя зaнимaeмыe им дoлжнocти нa бoлee выcoкиe и лyчшe oплaчивaeмыe. Этaп, нa кoтopoм чeлoвeк зaнимaeт выcшyю для нeгo дoлжнocть, oн cтapaeтcя пpoдлить кaк мoжнo дoльшe, тaк кaк зa ним пocлeдyeт "пpыжoк c тpaмплинa" - yxoд нa пeнcию. Тaкoй вид кapьepы нeгaтивнo cкaзывaeтcя нa чeлoвeкe, тaк кaк пocлe oтcтpaнeния oт aктивнoй дeятeльнocти oн oщyщaeт cвoю нeнyжнocть, чтo нepeдкo пpивoдит к cyицидaм.

"Лecтницa". Дaнный вид cлyжeбнoй кapьepы cocтoит в тoм, чтo кaждaя ee cтyпeнь являeт coбoй oпpeдeлeннyю дoлжнocть, кoтopyю paбoтник зaнимaeт зapaнee oпpeдeлeннoe вpeмя (чaщe пять лeт).

"Змeя". Дaннaя мoдeль пpeдycмaтpивaeт пepeмeщeниe paбoтникa c oднoй дoлжнocти нa дpyгyю пyтeм нaзнaчeния. Сpoк пpeбывaния в кaждoй дoлжнocти - oдин-двa гoдa. Для тoгo чтoбы зaнять выcший пocт, coтpyдник пpoxoдит вce дoлжнocти и вcecтopoннe изyчaeт opгaнизaцию, нaбиpaeтcя oпытa и пoвышaeт cвoю квaлификaцию, в peзyльтaтe чeгo oн cтaнoвитcя cпocoбным oбъeмнo cмoтpeть нa cитyaцию и paccчитывaть вoзмoжныe pиcки.
"Пepeпyтьe". Дaннaя мoдeль кapьepы ocнoвывaeтcя нa aттecтaции paбoтникa (pyкoвoдящeгo) пo иcтeчeнии oпpeдeлeннoгo cpoкa. В cooтвeтcтвии c дaнными aттecтaции мoгyт быть пpиняты cлeдyющиe peшeния: пoвышeнии coтpyдникa линeйнoм пepeмeщeнии, ecли пoтeнциaл pyкoвoдитeля cpeдний; пoнижeнии, ecли pyкoвoдитeль нe oблaдaeт aвтopитeтoм y пoдчинeнныx, имeeт низкyю квaлификaцию и в кoллeктивe чacтo вoзникaют кoнфликты.

Система образования в Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида - общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:

Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 - 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения - 10-11 классы - и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании , причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору - количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

Программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования , как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование - бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование - специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования - специалитет равнозначен уровню высшего образования - магистратура.

Высшее образование - магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура - это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к. являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности. Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук . Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук - при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Высшее учебное заведение – это сложная педагогическая система, результаты деятельности которой оцениваются по тому, как адаптируются его выпускники в условиях практической работы и насколько успешно решают многочисленные профессиональные задачи. Высшая школа во все времена играла роль воспитателя интеллигенции, создателя кадров, способных развивать профессиональную деятельность, преобразовывать и создавать новые знания и ценности. Квалифицированного специалиста характеризует не только большой объём знаний, но и умение пользоваться исследовательскими методами, умение самостоятельно решать возникающие в профессиональной деятельности задачи.

Высшее учебное заведение (вуз) – это заведение, основной задачей деятельности которого является обеспечение условий, необходимых для получения личностью высшего образования, подготовка специалистов для потребностей государства.

К основным направлениям деятельности высшего учебного заведения относятся следующие:

– подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней;

– подготовка и аттестация научных, научно-педагогических кадров;

– научно-исследовательская работа;

– специализация, повышение квалификации, переподготовка кадров;

– культурно-образовательная деятельность, воспитательная работа со студентами;

– учебно-методическая работа, издательская деятельность;

– финансово-хозяйственная, производственно-коммерческая деятельность;

– осуществление внешних связей.

Главные задачи вуза :

Осуществление образовательной деятельностиопределённого направления, обеспечивающей подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней, которая отвечает стандартам высшего образования;

Осуществление научной и научно-технической, творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

Обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием;

Осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвёртого уровней аккредитации;

Изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

Обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;


Повышение образовательно-культурного уровня граждан.

Образовательный уровень высшего образования – характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств лица, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню.

Закон Украины «О высшем образовании» устанавливает следующие образовательные уровни высшей школы:

Неполное высшее образование – образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и является достаточным для получения им квалификаций после образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.▪ Базовое высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательно-квалификационным уровнем бакалавра.▪ Полное высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательным уровнем специалиста или магистра. Высшее образование имеют лица, закончившие обучение в высших учебных заведениях, успешно прошедшие государственную аттестацию согласно стандартам высшего образования и получившие соответствующий документ о высшем образовании государственного образца.Государственная аттестация лиц, которые окачивают высшие учебные заведения всех форм собственности, осуществляется государственной экзаменационной комиссией. Положения о государственной экзаменационной комиссии утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Образовательно-квалификационные уровни:

√ Младший специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Лица, имеющие базовое среднее образование могут одновременно обучаться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста.

√ Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило высшее образование, фундаментальные и специальные умения и навыки касательно обобщенного объекта трудовой деятельности, достаточные для исполнения заданий и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

√ Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения обязанностей и первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

√ Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр – это академическая степень. Она присваивается лицу, освоившему конкретную профессионально-образовательную программу по соответствующему направлению высшего профессионального образования. Выпускник-магистр владеет методологией научного творчества, современными информационными технологиями, он подготовлен к эффективной исследовательской, консультационной, аналитической деятельности.

Название степени магистра происходит от латинского magister (учитель). Степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Она присуждается лицам, проявившим склонность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Степень магистра (master’s degree) – это ученая степень, которую получают студенты, окончившие второй этап высшего образования (postgraduate или graduate), длительность которого составляет от одного до трех лет.

Специалисту предпочтут магистра при приеме на государственную службу, на педагогическую работу, при поступлении в аспирантуру. Поэтому в последнее время конкурс в магистратуру вырос до 3-4 человек на одно место – лицензия на магистратуру по многим специальностям составляет только 10-20% от общего числа студентов на специальности.

В рамках Болонской декларации осуществляется переход на двухуровневую систему образования: бакалаврат и магистратуру.

4.2 . Стандарты высшего образования . Лицензирование и аккредитация в сфере высшего образования

Образовательная деятельность проводится вузами на основе лицензий.Лицензирование – процедура признания права высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, в соответствии с требованиями государственных стандартов высшего образования.Обязательным условием выдачи лицензии является наличие необходимой материально-технической, научно-методической, информационной базы, библиотеки, научно-педагогических кадров по нормативам, установленным государственными нормативами. Проводится лицензирование перед началом подготовки специалистов центральным исполнительным органом в сфере образования и науки по заявлению вуза. В результате выдается сертификат сроком до окончания цикла подготовки (не менее чем на три года), в котором указаны название направления или специальности, образовательно-квалификационный уровень и объем подготовки, срок действия лицензии, юридический адрес вуза, его структурные подразделения. Лицензированные учебные заведения вносятся в Государственный реестр высших учебных заведений. Аккредитация – процедура признания государственного статуса образовательного учреждения с целью контроля за эффективностью образовательного процесса и защиты прав граждан на получение образования. Аккредитация включает процедуры признания типа (среднее или высшее профессиональное) и вида (университет, академия, институт, колледж) учебного заведения. Осуществляется аналогично лицензированию с проведением экспертизы и оплачивается этим учреждением. Признание типа учреждения осуществляется по результатам оценки соответствия содержания учебных планов и программ государственным образцам, информационной базы учебного процесса, качества подготовки по результатам итоговых аттестаций. Признание вида осуществляется на основе универсальности образовательного учреждения, наличия условий для профессиональной деятельности по профилю подготовки специалистов, возможности продолжения образования (магистратура, аспирантура, дополнительное образование взрослых), объему научных исследований, научно-методической работы, состава научно-педагогического персонала. По результатам аккредитации выдается сертификат, где значатся: направление или специальность, образовательно-квалификационный уровень подготовки, срок действия сертификата (не более 10 лет), адрес и структурные подразделения (филиалы) вуза.

Уровень аккредитации – уровень способности высшего учебного заведения определенного типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Согласно Закону Украины «О высшем образовании», который устанавливает правовые организационные, финансовые и другие основания функционирования системы высшего образования, существует четыре уровня аккредитации:

▪ І уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

▪ ІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра;

▪ ІІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра и специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

▪ ІV уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специалиста и магистра.

Кредитно-модульная система подготовки специалистов базируется на модульном (поэтапном) изучении дисциплины и специальной методике оценки качества усвоения студентами каждого модуля.

Данная система позволяет организовать планомерную, систематичную работу студента, стимулировать познавательную деятельность, повысить долю самообучения и самостоятельности студентов в выработке регламента обучения. Суть такой системы состоит в следующем: изучаемая дисциплина разбивается на модули, каждый из которых состоит из ряда связанных тем. Каждому смысловому модулю соответствует определенная сумма баллов. Усвоение материала оценивается в 100 рейтинговых баллов, включая практические и самостоятельные виды работ. Уровень знаний оценивается суммой баллов, набранных за изучение курса.

Получение образования происходит по двухступенчатой системе: после 4-х лет обучения выдается диплом бакалавра, после 5 лет – диплом специалиста или магистра. Государственная аттестация бакалавров проводится путем государственных экзаменов, а специалистов и магистров с помощью дипломных и магистерских работ, которые представляют собой выпускную квалификационную работу практического и научного содержания.

Существуют две модели кредитных систем оценивания:

1) кредитные системы, ориентированные на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности – ECTS (European Credit Transfer System);

2) кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов – USCS (United States Credit System). Данная система максимально отражает возможности студента, путем ранжирования вносит состязание в учебный процесс, повышая его качество.

Систему стандартов высшего образования составляет государственный стандарт высшего образования , отраслевые стандарты и стандарты высших учебных заведений. Стандарты высшего образования служат основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также образовательной деятельности вузов независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Государственный стандарт высшего образования содержит:

▪ перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням (названия работ, выполняемые специалистами определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях);

▪ перечень направлений специальностей, по которым осуществляется подготовка в соответствии с определенными образовательно-квалификационным уровнями (отражают обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности);

▪ требования к образовательным уровням (требования сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом будущей профессиональной деятельности);

▪ требования к образовательно-квалификационным уровням с учетом общественного разделения труда.

Таким образом, в структуру стандартов включаются:

‒ перечисление специализаций по специальностям;

‒ учебные планы (графики учебного процесса, набор, последовательность и период изучения учебных дисциплин);

‒ программы учебных дисциплин (объём, уровень сформированности умений и знаний, литература);

‒ образовательно-квалификационные характеристики выпускников;

‒ средства диагностики качества высшего образования;

‒ образовательно-профессиональные программы подготовки.

Отраслевые стандарты содержат: образовательно-квалификационные характеристики выпускников вузов (требования к компетентности), образовательно-профессиональные программы (нормативный срок, содержание, объем, уровень профессиональной подготовки).

Стандарты высшего образования учебных заведений содержат: перечень специализаций по специальностям, вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников вузов, вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки, вариативные части средств диагностики качества образования, учебные планы, программы учебных дисциплин.

Порядок разработки стандартов высшего образования, внесение изменений к ним и контроль за их исполнением определяется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального исполнительного органа в сфере образования и науки.

Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни РФ, как

В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс - это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.

цель, функции

Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.

Основными функциями обучения являются:

  • Воспитание достойных членов социума.
  • Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
  • Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.

Критерии образованности

Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.

Значение обучения в жизни человека

Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.

Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.

Система образования

В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:

  • Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
  • Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
  • Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
  • Средние специальные (техникумы, колледжи).
  • Негосударственные.
  • Дополнительное образование.

Принципы системы образования

  • Первоочередность общечеловеческих ценностей.
  • Основой являются культурные и национальные принципы.
  • Научность.
  • Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
  • Гуманистический характер.
  • Направленность на защиту окружающей среды.
  • Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
  • Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
  • Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
  • Обязательное наличие начального (базисного) образования.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

  • Дошкольное - в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
  • Начальное - осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
  • Среднее - включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
  • Высшее - одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной - 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной - 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Формы образования

Обучение в России может быть проведено в двух формах:

  • В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
  • Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой

Подсистемы образования

Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования - социализации человека.

Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, - на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.

Качество высшего образования

Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:

  • Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
  • Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
  • Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.

Проблемы, касающиеся управления системой образования

  • Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
  • Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
  • Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
  • Низкий профессиональный уровень образования в РФ.
  • Низкий уровень культурного развития населения в целом.

Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В нашей стране существует система непрерывного образования. Это юридический термин и введен он еще в советские годы. Непрерывное образование дает возможность совершенствования личности разносторонне, ее развития и реализации духовных, нравственных потребностей, проходя все существующие уровни образования в РФ.

Образование, регламентируемое законом

1 сентября 2013 года в действие вступил закон No 273. Он серьезно изменил привычное для наших граждан представление об образовательном процессе. За основу была взята Болонская система образования, применяемая во многих странах Европы.

Согласно новому закону в России существуют уровни образования – те стадии, ступени, которые проходит каждый гражданин, чтобы получить образование, социализироваться и освоить профессию. Некоторые из этих уровней необязательны.

Давайте рассмотрим их детально.

Дошкольное образование

Это первая ступень в системе образования, направлена на воспитание, обучение, формирование, уход и оздоровление за детьми.

Программы дошкольного образования реализуются в детских садах. Эти учреждения работают с ребятами, учитывая их возможности и потребности.Бывают комбинированные, общеразвивающие, компенсирующие, с уклоном, центры образования.

По мнению специалистов именно сад формирует личность, определяется психические и физические особенности, помогает ребенку войти в социум.

Дошкольное образование получают малыши в возрасте до 6 лет.

Система общего образования

Обучение в школах состоит из нескольких ступеней и в целом представляет один из уровней - общее образование.

Начальное общее образование

В начальную школу начинают принимать в возрасте шести с половиной лет и учат три года. На этом этапе продолжается формирование личности ребенка. Его подготавливают к школе, закладывают базовые знания и умения (письмо, чтение, развивают логическое мышление, учат выстраивать правильные отношения с остальными участниками образовательного процесса.

Основное общее образование

Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования и обучиться ему предстоит до 9 класса. Это обязательный этап в образовательной системе. За этот период личность развивается разносторонне, раскрывают ее способности и наклонности. Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по профессиональной ориентацией, приобщают к физическому труду.

Среднее общее образование

Осваивая программу среднего общего образования в школах, лицеях, гимназиях (9 -11 классы), дети формируются как граждане, участники социальных процессов, проявляют свои способности, самореализуются и самоопределяются, приобретают знания, которые будут им нужны жизни, дальнейшей учебы и работы.

Начальное, общее и среднее образование получают в учреждениях общего образования. Дети, не получившее общее образование не допускаются до следующих уровней.

Профессиональное образование

Среднее профессиональное. В учреждениях среднего профессионального образования подготавливают специалистов по направлениям, удовлетворяющим потребности граждан и государства.Это все рабочие профессии.

Поступить в учреждения СПО (техникумы или колледжи) могут ребята, имеющие основное или среднее общее образование.

Срок обучения для выпускников 9 - х классов составляет 4 года. Те кто поступает после 11 класса предстоит учиться 2 года.

Высшее образование


Высшее профессиональное образование. Его цель - подготовка кадров всех специальностей и профессий, актуальных для социума в настоящее время. К обучению допускаются лица, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование. При этом, принятый в 2013 году закон, предполагает несколько уровней высшего образования:

Бакалавриат - первый уровень, дающий базовые знания и теоретические представления в специальности. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения после сдачи экзамена.

Выпускникам выдается диплом о высшем образовании, в котором прописана степень бакалавриата. Для такого лица возможно трудоустройство в соответствии с требования, применяемыми к должности.

Магистратура - следующий после бакалавриата уровень. На магистратуру поступают те, кто уже имеет диплом бакалавра и желает углубить свои знания. Также магистратуру можно закончить и в качестве второго высшего образования Срок обучения составляет два года.

Дополнительное образование

В нашей стране дополнительное образование осуществляют подготовку детей и взрослых по программам дополнительного образования. Оно направлено на реализацию потребностей человека в саморазвитии, проявлении своих талантов, возможностей, освоении дополнительных навыков и умений, которые не дают другие уровни образования.

Для детей ДПО чаще всего представлены кружками и секциями физической, художественной, научно - технической, естественной направленности.

Взрослые получают дополнительное образование в рамках обучения на курсах.

Система образования в РФ и СССР часто сравниваются между собой. Разумеется, что некоторые аспекты остались прежними. Но в целом можно наблюдать ряд новшеств, без которых в условиях научного - технического процесса, состояния экономики, переоценки нравственных и культурных ценностей просто невозможно.

Современная система образования в нашей стране строится на принципах, которые используют в европейских странах и только начала свое развитие.

И хочется верить, что рано или поздно наше новую Российскую систему образования, как и Советскую признают самой сильной и эффективной.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта