Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)
Программа предназначена для детей 5 - 7 лет
Срок освоения программы – 2 года.
Программа принята на заседании
педагогического совета МБДОУ №4
протокол №1 от 05.09.14 г
Составитель: учитель-логопед
Первой квалификационной категории
Шептунова О. В.
Каменск-Шахтинский
2014 г .
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………....2
1. Содержание коррекционно - развивающей программы…………… ……… …….…..7
2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий………………..……9
3. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи……………… ……………………………………………………….........................11
4. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. ……..… 12
5. Заключение…………………………………………………………………………….. 14
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………….…... 15
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (II или ІІІ уровни общего недоразвития речи, дизартрия), зачисленных в логопедические группы дошкольного учреждения на два года на основании заключений ПМПК г.Каменск-Шахтинского.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе:
1.«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т. В. Тумановой
2.Примерной основной общеобразовательной программой « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.Методикой О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмом Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах»
(о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
3.Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ».
5.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
6.Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.№08-249.
7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 13.05.2013г.
8 .Уставом МБДОУ (утвержден Постановлением администрации муниципального образования г. Каменск-Шахтинский от 19.12.2011 № 3239-ПА.)
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие
Коррекционно - педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения, и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы в группах компенсирующей направленности является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов .
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности логопедических групп положены следующие факторы:
учет государственной политики;
особенности контингента детей и кадрового состава группы;
учет запроса родителей;
особенности региона.
Группы компенсирующей направленности посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу групп для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения, развитие потенциальных возможностей ребёнка.
Для реализации поставленной цели определены следующие мероприятия:
· Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
· Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
· Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды (см. приложение3 ).
· Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Основные задачи коррекционного обучения.
1.Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4.Формирование грамматического строя речи.
5.Развитие связной речи старших дошкольников.
6.Развитие коммуникативных навыков, как основ успешности в общении.
1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
Принцип ндивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка;
Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка. Важным направлением является обеспечение условий для формирования социально- активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
Принцип социального взаимодействия. Создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса. Инклюзия- это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную;
Принцип вариативности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
-принцип партнерского взаимодействия с семьёй;
Принцип динамического развития общеобразовательной модели детского сада. Модель детского сада может меняться, включая новые структуры, новых специалистов.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога, психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности (ООД) отражено в календарно-тематическом планировании (см. приложение 1).
Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (ООД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
При планировании ООД учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Характеристика содержания коррекционно- развивающей работы.
Диагностическая работа включает:
Своевременное выявление детей с ОВЗ (нарушением речи);
Раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в МБДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин с целью рекомендаций родителям;
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей для оценки динамики развития и эффективности коррекционной работы;
Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с нарушением речи;
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением речи коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
Организацию и проведение специалистами индивидуальной,подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей ООД, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
Коррекцию и развитие высших психических функций;
Развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;
Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР, единых для всех участников образовательного процесса;
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
Консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
2. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
Модель организации коррекционно- образовательного процесса
1 этап: Исходно - диагностический
Задачи этапа:
1.Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.
2.Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.
Результат:
·Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы, заполнение речевых карт.
2 этап: Организационно - подготовительный
Задачи этапа:
1.Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2.Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
3.Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно- педагогической работы с детьми.
4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Результат:
· Составление индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка
3 этап: Коррекционно - технологический
Задачи этапа:
1.Реализация задач, определённых в индивидуальных или подгрупповых коррекционных программах.
2.Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.
3.Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно- образовательного процесса.
4.Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.
5.Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.
Результат:
·Достижение определённой положительной динамики в устранении у детей отклонений в речевом развитии
4 этап: Итогово-диагностический
Задачи этапа:
1.Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
2.Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.
Результат:
·Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении ранее запланированной логопедической работы.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5-7лет с ОНР реализовываются на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» и перспективным планом логопеда (см. приложение 2).
Групповые занятия и подгрупповые для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.
Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Коррекционно - логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная папка. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в папке даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по заданиям в папке, в конце недели папка передаётся родителям для домашних заданий.
3. ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Требования к условиям реализации программы.
Психолого – педагогическое обеспечение:
1.Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
2.Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасту форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
3.Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
4.Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5.Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
В МБДОУ имеется логопедический кабинет, который оснащён специальной техникой для стерилизации инструментов, что соответствует требованиям СанПиНа (2.1.3.2630-10 от 18.05.2010 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность») зондами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда, учебно-дидактическим материалом, специальными методическими пособиями, играми, аудио- и видео - материалами коллективного и индивидуального пользования. В паспорте логопедического кабинета (см.приложение 6) весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам:
1.Материалы для логопедического обследования.
2.Материалы для развития артикуляционной моторики, коррекции речевого дыхания, постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
3.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.
4.Пособия для развития мелкой моторики.
5. Материалы для формирования лексико- грамматического строя речи и связной речи.
6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.
7.Материалы для развития высших психических функций.
8.Инновации (мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint ,проектная деятельность)
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен
существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы имен существительных;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
владеть навыками звукового анализа и синтеза;
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.
В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:
·свободно составлять рассказы, пересказы;
·владеть навыками творческого рассказывания;
· адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
· понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
· понимать и применять в речи все лексико - грамматические категории слов;
· овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
·оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
· овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
фонетическое восприятие;
первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
графо - моторные навыки;
элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов).
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекионно- образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), ежегодном отчете, аналитической справке и т.д.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1 – я половина сентября, 2- я половина мая.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
динамики развития детей с ОНР;
эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной работы;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения (см. приложения 5, 7) .
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге реализации рабочей программы предполагается следующий планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Гомзяк О.С. "Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня". - Издательство: Гном, 2014 г.
3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
4. Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.№08-249.
5. Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 13.05.2013г.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В . "Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида". – М.: «Просвещение», 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. подготовительной группы с ОНР на 2014-15уч.год.
2. Перспективный тематический план организованной образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей старшей группы с ОНР на 2014-15 уч.год
3. Годовой план на 2014 - 2015 учебный год .
4.Индивидуальная программа.
5.План работы с родителями.
6.Паспорт кабинета.
7.План работы с педагогами.
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по устранению общего недоразвития речи I уровня
у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
в условиях школьного логопункта
(2часа в неделю, всего - 66 часов)
Пояснительная записка……………………………………………………………… 4
Тематическое планирование …………………………………………………………5-8
Механизм реализации ………………………………………………………………… 9
Ожидаемые результаты …………………………………………………………… 10
Список литературы ………………………………………………………… 11
Пояснительная записка
Особенности речевого развития школьников с особыми нуждами и обусловленные ими затруднения в восприятии и порождении текста определяют необходимость выделения при изучении грамматических тем специальных направлений в работе по уточнению , а в отдельных случаях и формированию в практическом плане речевых навыков и умений .
Для учащихся, не владеющих в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности, очень важно при переходе к изучению систематического курса грамматики, и прежде всего - морфологии, осуществлять корреляцию теоретических знаний с практическими умениями и навыками . Именно при изучении разделов морфологии создаются условия для коррекции тех отклонений в речевом развитии, которые имеют учащиеся рассмотренных нами категорий, условия для овладения грамматически правильной речью. Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений является основой, с одной стороны, для словарно-семантической работы, для коррекции, уточнения, обогащения словаря учащихся, с другой - для работы над словом как строительным материалом словосочетаний и предложений, для уточнения, упорядочения и коррекции продуцируемых учащимися синтаксических структур.
При разработке для указанных выше категорий учащихся систем упражнений, имеющих коррекционную направленность, программа ориентирована на ряд принципиальных положений. Среди неуспевающих школьников общеобразовательных школ встречаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и церебрастеническими состояниями, а также дети с задержкой развития психических процессов, моторной алалией. Опыт работы с такими детьми показал, что основой нарушений у них является контроль за протеканием психической деятельности: страдает контроль и программирование произвольной психической деятельности, и снижение контроля на фоне утомляемости.
Специфическими являются ошибки языкового анализа и синтеза на уровне буквы, слова, слога, орфографических ошибок, ошибок на написание графически схожих букв, и упрощение программы воспроизведения. Отмечается большое количество ошибок на смешение согласных, что типично для трудностей переработки слуховой информации. Дети заменяют звонкие согласные глухими, как и глухие звонкими. У таких детей явно проявляется наличие как левополушарных, так и правополушарных гностических трудностей, что свидетельствует о нарушении межполушарного взаимодействия вследствие снижения стабилизации и активности энергетического потенциала организма (функций I структурно-функционального блока головного мозга). Нарушение внимания и памяти является первично нарушенной функцией при ЗПР, на фоне церебрастении внимание и память нарушены вследствие снижения работоспособности из-за утомляемости. Клиническая характеристика состояния речевого развития обучающегося с задержками развития психических функций позволила определить специфику коррекционной (лечебной) работы по преодолению задержки в развитии функции речи.
Комиссионное заключение лечебно-профилактического учреждения является основанием для определения ребёнка на индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение по медицинским показаниям осуществляется в течение 1 года, по истечении которого проводится повторное освидетельствование на врачебной комиссии.
Образовательный процесс осуществляется в строгом соответствии с рекомендациями врачебной комиссии. Обучение ведется по индивидуально-ориентированной программе, разработанной педагогами образовательного учреждения в соответствии с рекомендациями специалистов образовательного учреждения (психолога, логопеда, социального педагога и других) с учетом уровня развития, состояния здоровья, структуры дефекта, его актуальных и компенсаторных возможностей.
Цель
формирование лингвистических и психологических предпосылок к усвоению общеобразовательной программы.
В соответствии с выявленными особенностями речевого и психического развития обучающегося поставлены
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Корректировать звукопроизношение
Формировать серийную организацию движений
Формировать функции контроля и программирования произвольной психической деятельности
Формировать и интериоризировать навыки фонематического анализа и синтеза, развивать лексико-грамматический строй в процессе выработки алгоритмов, вооружающих обучающегося способами действий и средствами контроля
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: занятия проводятся в условиях логопункта два раза в неделю в утренние часы в течение 20 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 в части требований к организации режима индивидуальных занятий.
Тематическое планирование
занятия | Грамматические и лексические темы | Развитие неречевых процессов |
|||
1 ЭТАП - диагностический |
|||||
Сбор анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, речевой моторики, особенностей динамической стороны речи, воспроизведения слоговой структуры слов, состояние фонематического восприятия, исследование экспрессивной речи, состояния связной речи, графо-моторных функций, исследование процесса письма. Логопедическое заключение. |
|||||
2 ЭТАП – подготовительный |
|||||
Уточнение предпосылок овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию мыслительных процессов – анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Работа по развитию свойств внимания, памяти. Развитие мелкой моторики (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений). Часть заданий и упражнений направляются на снятие логоневроза, неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям. |
|||||
Звукобуквенный анализ и синтез. «У кого хороший слух?», «Где спрятался звук?», «Допиши букву». | Звуки и буквы. Ранняя осень. Деревья. Грибы. Игра «Лови – назови». | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители». |
|||
Работа над слоговым составом слова. | Перелётные птицы. Игры «День рождения», «Кто первый» | Отработка понятий «правый», «левый». Упражнение «Разноцветные точки» |
|||
3 ЭТАП - коррекционный |
|||||
Выделение гласных 2 ряда из слов | Буквы Я,Е,Ё,Ю | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей» |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ы – и в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. «Семья». «Дом». Игра «Лото» | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ы – и в предложениях | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Что это?» |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. А – Я в предложениях | Гласные звуки и буквы | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. Животные наших лесов. Домашние животные Игры «Человек и животные», «Мозаика» | Усиление концентрации слухового внимания |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю в предложениях. | Гласные звуки и буквы. «Моя любимая игрушка» | Упражнения на тренировку переключения внимания |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. О - Е в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. Хищные и травоядные животные. Игры «Зоопарк», «Угадай, что мы задумали» | Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. О - Е в предложениях | Звуки и буквы | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов |
|||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Э - Е в слогах и словах | Гласные звуки и буквы. Зима, зимующие птицы. Игра «Времена года» | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» |
|||
Понятие слога. Деление слов на слоги. | Слоговой состав слова. Почта. Профессии | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоциональная окраска» |
|||
Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове | Слоговой состав слова | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала» |
|||
Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных | Согласные звуки и буквы. | Упражнение на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
|||
Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных. | Согласные звуки. Игра «Красное – синее», «Найди картинке её домик» | Упражнение на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление» |
|||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Игры «Пол-слова за вами», «Цепочка», «Потерянный слог», «Найди ошибку» | Согласные звуки и буквы | Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.. упражнение «Нелогичные, парные ассоциации слов» |
|||
Разделительный мягкий знак. Игры «Будь внимателен», «Наоборот» | Буква «Ь» Строительство. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек» |
|||
Звукобуквенный анализ слов | Количество букв равно количеству звуков | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование умения устанавливать связь между понятиями» |
|||
Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование способности оперировать смыслом» |
||||
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование искусственных понятий» (по Л.С.Выготскому – Л.С.Сахарову) |
|||||
Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство | Звонкие и глухие согласные Игра «Глухой – звонкий» | Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу. |
|||
Мягкие варианты В-Ф в слогах | Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» |
||||
Дифференциация Б-П в слогах, словах. Игра «Поймай звук в слове» | Парные звонкие и глухие согласнее. Сказки | Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада» |
|||
Мягкие варианты Б-П в слогах | Парные звонкие и глухие согласные. Учебные принадлежности, игра «Будь внимателен» | Формирование приёмов самоконтроля, игра «Сделай так же» | |||
Дифференциация Г- К в слогах | Парные звонкие и глухие согласные | Развитие произвольности, игра «Хитрые картинки» |
|||
Мягкие варианты Г-К в слогах | Парные звонкие и глухие согласные | Развитие произвольности, игра «Кто сегодня именинник» |
|||
IV ЭТАП - оценочный |
|||||
Исследование состояния устной и письменной речи по методике Т.А.Фотековой Оценка результативности коррекционной работы, оценка динамики речевых и психических процессов, количественный и качественный анализ ошибок |
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающегося с общим недоразвитием речи I уровня, обусловленным замедленным развитием психических процессов строится в четыре этапа :
I ЭТАП работа по развитию механизмов звуко-зрительного и слухо-произносительного анализа звуков речи, формированию моторного компонента речи и серийной организации речи, созданию артикуляционно-акустического образа гласных и согласных звуков и формированию фонематического слуха.
II ЭТАП работа по формированию и интериоризации умственных операций форм фонематического анализа слова.
III ЭТАП формирование и инреиоризация навыков сравнительной дифференциации слов процессе работы над лексическим и грамматическим оформлением речи.
IV ЭТАП формирование и интериоризация навыков анализа предложения.
Алгоритм работы при системном нарушении речи ребёнка
1.Совершенствование моторного компонента психического развития и серийной организации движений. Коррекционная работа включает графические упражнения на тренировку регуляции направления, амплитуды и переключения движений руки. Все упражнения выполняются на строке в соответствии с определённым ритмом. Ритм задаётся:
Речевым сопровождением
Копированием образца
Постепенно от трёхтактных орнаментов доходим до шести. В дальнейшем
отрабатывается написание графически сходных букв.
2.Подготовительная работа по формированию фонематического восприятия: уточняется артикуляция гласных звуков, формируется понятие звукового ряда на примере гласных звуков. Работа строится по специально отработанным алгоритмам, ранее ребёнок усвоил определённый способ действия и вооружён средством контроля. Контроль проводится с помощью карточек, фишек, схем слов, интонационного произнесения выделяемых звуков.
3.Коррекция звукопроизношения.
Ожидаемые результаты по развитию психических функций и психокоррекции
Создание условий для активизации психической деятельности и снижения утомляемости;
Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма, формирование процесса произвольной саморегуляции;
Формирование функций самоконтроля во всех видах деятельности (учебной, игровой).
Список литературы
АксёноваА.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка
в 1-4-х классах вспомогательной школы», М.,1991;
Ануфриев А.Ф., КостроминаС.Н., «Как преодолеть трудности в обучении детей», М.,1998;
Лайло В.В., «Изучение алфавита и развитие восприятия», М., 2000;
Лайло В.В., «Развитие памяти и повышение грамотности», М., 2001;
Лайло В.В, «Повышение грамотности и развитие мышления», М., 2001.
Нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации и деятельности логопедической службы в образовании и здравоохранении, стр.74.
Рабочая программа по логопедии для начального звена общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе Примерной программы по логопедии авторской коррекционно-развивающей программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекция нарушения речи»
Общая характеристика курса
Данная программа обеспечивает: поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является не сформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения. В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дизадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям. Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому
Данная программа предназначена
для детей с нарушениями устной и письменной речи, с составлением индивидуальных коррекционно - развивающих маршрутов. Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:
Номинация: Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с 4 до 7 лет.
В 2016 – 2017 учебном году в рамках конкурса познавательных коллекций, проходившего в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» мной была создана коллекция мячей «Круглое чудо».
Материал данной коллекции предназначен для работы с детьми с 4 до 7 лет. Коллекция состоит из 29 мячей, 23 шаров,6 кругов, разных по величине, форме, весу, материалу, фактуре. К ней прилагаются методические рекомендации по использованию, материалы по истории возникновения мяча, подборка поэтических произведений.
Данную коллекцию можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-7 с ТНР по реализации содержания Рабочей программы учителя-логопеда.
демонстрационный материал в ходе НОД по развитию речи
практический материал для развития процессов
Материалы коллекции можно использовать в дидактических играх:
Любую игру начинает Весёлый мячик : он приходит в гости к детям и приводит своих друзей, предлагая детям с ними познакомиться.
« Узнай на ощупь», « Чудесный мешочек», « Четвёртый лишний», «Расскажи, какие», «Узнай по описанию», «Что не так?» или «Что изменилось?»; «Весёлый счёт», «Назови, который по счёту», «Магазин игрушек»
«Вот так мастера » игра проводится с группой детей. С помощью считалки выбирается водящий (на первом этапе – педагог), он достаёт предметы коллекции по очереди и составляет предложение: — У этого мяча есть шипы (колючки, пятнышки, полоски, присоски, шершавинки, поры) – Этот мяч, шар из стекла (пластмассы, дерева, парафина, резины…). Следующий по часовой стрелке ребёнок делает вывод: — Это шипастый (колючий, пятнистый, полосатый, шершавый, пористый) мяч. – Это стеклянный (деревянный, резиновый…шар) Предмет откладывается в контейнер. Игру продолжает ребёнок, назвавший качественное или относительное прилагательное. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Если не знает ответа – пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Упражнение проводится с целью закрепления навыка уточнения значения и правильного употребления в речи качественных прилагательных, навыков использования их при составлении простых распространённых предложений с однородными определениями.
Предварительная работа: дети знакомятся со схемой Воробьёвой В.К., учатся подбирать признаки к предмету с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Логопед демонстрирует детям мячи (шары) из коллекции (4 – 8 штук) и предлагает определить, прослушав описание этого мяча (шара), какой мяч (шар) она загадала. Дети угадывают, показывают мяч. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем логопед предлагает кому-то из детей «загадать\задумать мяч», а остальным – разгадать, что из коллекции выбрал их товарищ. Упражнение выполняется до тех пор, пока сохраняется интерес у детей к его выполнению.
Можно использовать литературный материал коллекции как чистоговорки во время игровой автоматизации поставленных звуков на индивидуально-подгрупповых занятиях.
Использование познавательной коллекции «Круглое чудо» позволяет:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Татьяна Германовна
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Номинация: Программа коррекционной работы с детьми с ОНР.
Должность: учитель-логопед высшей категории
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск