Главная » Система » Коррекционная программа для детей с тнр. Коррекционно-развивающая логопедическая программа адаптированная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Грамматические и лексические темы

Коррекционная программа для детей с тнр. Коррекционно-развивающая логопедическая программа адаптированная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Грамматические и лексические темы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

Программа предназначена для детей 5 - 7 лет

Срок освоения программы – 2 года.

Программа принята на заседании

педагогического совета МБДОУ №4

протокол №1 от 05.09.14 г

Составитель: учитель-логопед

Первой квалификационной категории

Шептунова О. В.

Каменск-Шахтинский

2014 г .

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………....2

1. Содержание коррекционно - развивающей программы…………… ……… …….…..7

2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий………………..……9

3. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи……………… ……………………………………………………….........................11

4. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. ……..… 12

5. Заключение…………………………………………………………………………….. 14

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………….…... 15

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (II или ІІІ уровни общего недоразвития речи, дизартрия), зачисленных в логопедические группы дошкольного учреждения на два года на основании заключений ПМПК г.Каменск-Шахтинского.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе:

1.«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т. В. Тумановой

2.Примерной основной общеобразовательной программой « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.Методикой О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Письмом Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах»

(о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.

3.Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.

4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014.

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ».

5.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

6.Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.№08-249.

7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 13.05.2013г.

8 .Уставом МБДОУ (утвержден Постановлением администрации муниципального образования г. Каменск-Шахтинский от 19.12.2011 № 3239-ПА.)

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие

Коррекционно - педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения, и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы в группах компенсирующей направленности является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов .

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В основу приоритетов деятельности логопедических групп положены следующие факторы:

учет государственной политики;

особенности контингента детей и кадрового состава группы;

учет запроса родителей;

особенности региона.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу групп для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения, развитие потенциальных возможностей ребёнка.

Для реализации поставленной цели определены следующие мероприятия:

· Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

· Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

· Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды (см. приложение3 ).

· Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Основные задачи коррекционного обучения.

1.Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативных навыков, как основ успешности в общении.

1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

Принцип ндивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка;

Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка. Важным направлением является обеспечение условий для формирования социально- активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

Принцип социального взаимодействия. Создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса. Инклюзия- это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную;

Принцип вариативности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

-принцип партнерского взаимодействия с семьёй;

Принцип динамического развития общеобразовательной модели детского сада. Модель детского сада может меняться, включая новые структуры, новых специалистов.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога, психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности (ООД) отражено в календарно-тематическом планировании (см. приложение 1).

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (ООД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

При планировании ООД учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Характеристика содержания коррекционно- развивающей работы.

Диагностическая работа включает:

Своевременное выявление детей с ОВЗ (нарушением речи);

Раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в МБДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин с целью рекомендаций родителям;

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей для оценки динамики развития и эффективности коррекционной работы;

Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с нарушением речи;

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением речи коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

Организацию и проведение специалистами индивидуальной,подгрупповой, групповой коррекционно – развивающей ООД, необходимой для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Коррекцию и развитие высших психических функций;

Развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения;

Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР, единых для всех участников образовательного процесса;

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

Консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

2. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

Модель организации коррекционно- образовательного процесса

1 этап: Исходно - диагностический

Задачи этапа:

1.Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2.Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Результат:

·Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы, заполнение речевых карт.

2 этап: Организационно - подготовительный

Задачи этапа:

1.Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2.Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

3.Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно- педагогической работы с детьми.

4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Результат:

· Составление индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка

3 этап: Коррекционно - технологический

Задачи этапа:

1.Реализация задач, определённых в индивидуальных или подгрупповых коррекционных программах.

2.Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

3.Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно- образовательного процесса.

4.Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

5.Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.

Результат:

·Достижение определённой положительной динамики в устранении у детей отклонений в речевом развитии

4 этап: Итогово-диагностический

Задачи этапа:

1.Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.

2.Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.

Результат:

·Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении ранее запланированной логопедической работы.

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5-7лет с ОНР реализовываются на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» и перспективным планом логопеда (см. приложение 2).

Групповые занятия и подгрупповые для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.

Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Коррекционно - логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная папка. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в папке даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по заданиям в папке, в конце недели папка передаётся родителям для домашних заданий.

3. ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Требования к условиям реализации программы.

Психолого – педагогическое обеспечение:

1.Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2.Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасту форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3.Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4.Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5.Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

В МБДОУ имеется логопедический кабинет, который оснащён специальной техникой для стерилизации инструментов, что соответствует требованиям СанПиНа (2.1.3.2630-10 от 18.05.2010 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность») зондами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда, учебно-дидактическим материалом, специальными методическими пособиями, играми, аудио- и видео - материалами коллективного и индивидуального пользования. В паспорте логопедического кабинета (см.приложение 6) весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам:

1.Материалы для логопедического обследования.

2.Материалы для развития артикуляционной моторики, коррекции речевого дыхания, постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

3.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.

4.Пособия для развития мелкой моторики.

5. Материалы для формирования лексико- грамматического строя речи и связной речи.

6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.

7.Материалы для развития высших психических функций.

8.Инновации (мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint ,проектная деятельность)

4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

    понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

    фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

    пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

    владеть элементарными навыками пересказа;

    владеть навыками диалогической речи;

    владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен

существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы имен существительных;

    грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

    использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

    владеть навыками звукового анализа и синтеза;

    владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

·свободно составлять рассказы, пересказы;

·владеть навыками творческого рассказывания;

· адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.

· понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

· понимать и применять в речи все лексико - грамматические категории слов;

· овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

·оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

· овладеть правильным звуко - слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

    фонетическое восприятие;

    первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

    графо - моторные навыки;

    элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов).

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекионно- образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), ежегодном отчете, аналитической справке и т.д.

Сроки проведения мониторинговых исследований: 1 – я половина сентября, 2- я половина мая.

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

    динамики развития детей с ОНР;

    эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной работы;

    перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения (см. приложения 5, 7) .

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге реализации рабочей программы предполагается следующий планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Гомзяк О.С. "Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня". - Издательство: Гном, 2014 г.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

4. Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.№08-249.

5. Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 13.05.2013г.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В . "Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида". – М.: «Просвещение», 2014.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. подготовительной группы с ОНР на 2014-15уч.год.

2. Перспективный тематический план организованной образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей старшей группы с ОНР на 2014-15 уч.год

3. Годовой план на 2014 - 2015 учебный год .

4.Индивидуальная программа.

5.План работы с родителями.

6.Паспорт кабинета.

7.План работы с педагогами.

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по устранению общего недоразвития речи I уровня

у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

в условиях школьного логопункта

(2часа в неделю, всего - 66 часов)

Пояснительная записка……………………………………………………………… 4

Тематическое планирование …………………………………………………………5-8

Механизм реализации ………………………………………………………………… 9

Ожидаемые результаты …………………………………………………………… 10

Список литературы ………………………………………………………… 11

Пояснительная записка

Особенности речевого развития школьников с особыми нуждами и обусловленные ими затруднения в восприятии и порождении текста определяют необходимость выделения при изучении грамматических тем специальных направлений в работе по уточнению , а в отдельных случаях и формированию в практическом плане речевых навыков и умений .

Для учащихся, не владеющих в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности, очень важно при переходе к изучению систематического курса грамматики, и прежде всего - морфологии, осуществлять корреляцию теоретических знаний с практическими умениями и навыками . Именно при изучении разделов морфологии создаются условия для коррекции тех отклонений в речевом развитии, которые имеют учащиеся рассмотренных нами категорий, условия для овладения грамматически правильной речью. Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений является основой, с одной стороны, для словарно-семантической работы, для коррекции, уточнения, обогащения словаря учащихся, с другой - для работы над словом как строительным материалом словосочетаний и предложений, для уточнения, упорядочения и коррекции продуцируемых учащимися синтаксических структур.

При разработке для указанных выше категорий учащихся систем упражнений, имеющих коррекционную направленность, программа ориентирована на ряд принципиальных положений. Среди неуспевающих школьников общеобразовательных школ встречаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и церебрастеническими состояниями, а также дети с задержкой развития психических процессов, моторной алалией. Опыт работы с такими детьми показал, что основой нарушений у них является контроль за протеканием психической деятельности: страдает контроль и программирование произвольной психической деятельности, и снижение контроля на фоне утомляемости.

Специфическими являются ошибки языкового анализа и синтеза на уровне буквы, слова, слога, орфографических ошибок, ошибок на написание графически схожих букв, и упрощение программы воспроизведения. Отмечается большое количество ошибок на смешение согласных, что типично для трудностей переработки слуховой информации. Дети заменяют звонкие согласные глухими, как и глухие звонкими. У таких детей явно проявляется наличие как левополушарных, так и правополушарных гностических трудностей, что свидетельствует о нарушении межполушарного взаимодействия вследствие снижения стабилизации и активности энергетического потенциала организма (функций I структурно-функционального блока головного мозга). Нарушение внимания и памяти является первично нарушенной функцией при ЗПР, на фоне церебрастении внимание и память нарушены вследствие снижения работоспособности из-за утомляемости. Клиническая характеристика состояния речевого развития обучающегося с задержками развития психических функций позволила определить специфику коррекционной (лечебной) работы по преодолению задержки в развитии функции речи.

Комиссионное заключение лечебно-профилактического учреждения является основанием для определения ребёнка на индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение по медицинским показаниям осуществляется в течение 1 года, по истечении которого проводится повторное освидетельствование на врачебной комиссии.
Образовательный процесс осуществляется в строгом соответствии с рекомендациями врачебной комиссии. Обучение ведется по индивидуально-ориентированной программе, разработанной педагогами образовательного учреждения в соответствии с рекомендациями специалистов образовательного учреждения (психолога, логопеда, социального педагога и других) с учетом уровня развития, состояния здоровья, структуры дефекта, его актуальных и компенсаторных возможностей.
Цель

    формирование лингвистических и психологических предпосылок к усвоению общеобразовательной программы.

В соответствии с выявленными особенностями речевого и психического развития обучающегося поставлены

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Корректировать звукопроизношение

    Формировать серийную организацию движений

    Формировать функции контроля и программирования произвольной психической деятельности

    Формировать и интериоризировать навыки фонематического анализа и синтеза, развивать лексико-грамматический строй в процессе выработки алгоритмов, вооружающих обучающегося способами действий и средствами контроля

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: занятия проводятся в условиях логопункта два раза в неделю в утренние часы в течение 20 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 в части требований к организации режима индивидуальных занятий.

Тематическое планирование

занятия

Грамматические и лексические темы

Развитие неречевых процессов

1 ЭТАП - диагностический

Сбор анамнеза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения, речевой моторики, особенностей динамической стороны речи, воспроизведения слоговой структуры слов, состояние фонематического восприятия, исследование экспрессивной речи, состояния связной речи, графо-моторных функций, исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

2 ЭТАП – подготовительный

Уточнение предпосылок овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию мыслительных процессов – анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Работа по развитию свойств внимания, памяти. Развитие мелкой моторики (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений). Часть заданий и упражнений направляются на снятие логоневроза, неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Звукобуквенный анализ и синтез. «У кого хороший слух?», «Где спрятался звук?», «Допиши букву».

Звуки и буквы. Ранняя осень. Деревья. Грибы. Игра «Лови – назови».

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители».

Работа над слоговым составом слова.

Перелётные птицы. Игры «День рождения», «Кто первый»

Отработка понятий «правый», «левый». Упражнение «Разноцветные точки»

3 ЭТАП - коррекционный

Выделение гласных 2 ряда из слов

Буквы Я,Е,Ё,Ю

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

Гласные звуки и буквы

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ы – и в слогах и словах

Гласные звуки и буквы. «Семья». «Дом». Игра «Лото»

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Ы – и в предложениях

Гласные звуки и буквы

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Что это?»

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. А – Я в предложениях

Гласные звуки и буквы

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю в слогах и словах

Гласные звуки и буквы. Животные наших лесов. Домашние животные

Игры «Человек и животные», «Мозаика»

Усиление концентрации слухового внимания

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю в предложениях.

Гласные звуки и буквы. «Моя любимая игрушка»

Упражнения на тренировку переключения внимания

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. О - Е в слогах и словах

Гласные звуки и буквы. Хищные и травоядные животные. Игры «Зоопарк», «Угадай, что мы задумали»

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. О - Е в предложениях

Звуки и буквы

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Э - Е в слогах и словах

Гласные звуки и буквы.

Зима, зимующие птицы. Игра «Времена года»

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»

Понятие слога. Деление слов на слоги.

Слоговой состав слова. Почта. Профессии

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоциональная окраска»

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Слоговой состав слова

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала»

Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных

Согласные звуки и буквы.

Упражнение на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»

Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных.

Согласные звуки. Игра «Красное – синее», «Найди картинке её домик»

Упражнение на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление»

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Игры «Пол-слова за вами», «Цепочка», «Потерянный слог», «Найди ошибку»

Согласные звуки и буквы

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.. упражнение «Нелогичные, парные ассоциации слов»

Разделительный мягкий знак. Игры «Будь внимателен», «Наоборот»

Буква «Ь»

Строительство.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек»

Звукобуквенный анализ слов

Количество букв равно количеству звуков

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование умения устанавливать связь между понятиями»

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование способности оперировать смыслом»

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование искусственных понятий» (по Л.С.Выготскому – Л.С.Сахарову)

Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство

Звонкие и глухие согласные Игра «Глухой – звонкий»

Формирование приемов учебной деятельности.

Формирование умения принять учебную задачу.

Мягкие варианты В-Ф в слогах

Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат»

Дифференциация Б-П в слогах, словах. Игра «Поймай звук в слове»

Парные звонкие и глухие согласнее. Сказки

Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада»

Мягкие варианты Б-П в слогах

Парные звонкие и глухие согласные. Учебные принадлежности, игра «Будь внимателен»

Формирование приёмов самоконтроля, игра «Сделай так же»

Дифференциация Г- К в слогах

Парные звонкие и глухие согласные

Развитие произвольности, игра «Хитрые картинки»

Мягкие варианты Г-К в слогах

Парные звонкие и глухие согласные

Развитие произвольности, игра «Кто сегодня именинник»

IV ЭТАП - оценочный

Исследование состояния устной и письменной речи по методике Т.А.Фотековой

Оценка результативности коррекционной работы, оценка динамики речевых и психических процессов, количественный и качественный анализ ошибок

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающегося с общим недоразвитием речи I уровня, обусловленным замедленным развитием психических процессов строится в четыре этапа :

I ЭТАП работа по развитию механизмов звуко-зрительного и слухо-произносительного анализа звуков речи, формированию моторного компонента речи и серийной организации речи, созданию артикуляционно-акустического образа гласных и согласных звуков и формированию фонематического слуха.

II ЭТАП работа по формированию и интериоризации умственных операций форм фонематического анализа слова.

III ЭТАП формирование и инреиоризация навыков сравнительной дифференциации слов процессе работы над лексическим и грамматическим оформлением речи.

IV ЭТАП формирование и интериоризация навыков анализа предложения.

Алгоритм работы при системном нарушении речи ребёнка

1.Совершенствование моторного компонента психического развития и серийной организации движений. Коррекционная работа включает графические упражнения на тренировку регуляции направления, амплитуды и переключения движений руки. Все упражнения выполняются на строке в соответствии с определённым ритмом. Ритм задаётся:

    Речевым сопровождением

    Копированием образца

Постепенно от трёхтактных орнаментов доходим до шести. В дальнейшем

отрабатывается написание графически сходных букв.

2.Подготовительная работа по формированию фонематического восприятия: уточняется артикуляция гласных звуков, формируется понятие звукового ряда на примере гласных звуков. Работа строится по специально отработанным алгоритмам, ранее ребёнок усвоил определённый способ действия и вооружён средством контроля. Контроль проводится с помощью карточек, фишек, схем слов, интонационного произнесения выделяемых звуков.

3.Коррекция звукопроизношения.

Ожидаемые результаты по развитию психических функций и психокоррекции

    Создание условий для активизации психической деятельности и снижения утомляемости;

    Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма, формирование процесса произвольной саморегуляции;

    Формирование функций самоконтроля во всех видах деятельности (учебной, игровой).

Список литературы

    АксёноваА.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка

в 1-4-х классах вспомогательной школы», М.,1991;

    Ануфриев А.Ф., КостроминаС.Н., «Как преодолеть трудности в обучении детей», М.,1998;

    Лайло В.В., «Изучение алфавита и развитие восприятия», М., 2000;

    Лайло В.В., «Развитие памяти и повышение грамотности», М., 2001;

    Лайло В.В, «Повышение грамотности и развитие мышления», М., 2001.

    Нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации и деятельности логопедической службы в образовании и здравоохранении, стр.74.

Рабочая программа по логопедии для начального звена общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе Примерной программы по логопедии авторской коррекционно-развивающей программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекция нарушения речи»

Общая характеристика курса

Данная программа обеспечивает: поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе является не сформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения. В результате логопедического обследования детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи: лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи. Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению грамоты и могут привести к общей школьной дизадаптации. Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов. Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям. Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому
Данная программа предназначена для детей с нарушениями устной и письменной речи, с составлением индивидуальных коррекционно - развивающих маршрутов. Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:

  • коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
  • умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
  1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.
  2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
  3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.
  4. Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
  5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Номинация: Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с 4 до 7 лет.

Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

В 2016 – 2017 учебном году в рамках конкурса познавательных коллекций, проходившего в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» мной была создана коллекция мячей «Круглое чудо».

Материал данной коллекции предназначен для работы с детьми с 4 до 7 лет. Коллекция состоит из 29 мячей, 23 шаров,6 кругов, разных по величине, форме, весу, материалу, фактуре. К ней прилагаются методические рекомендации по использованию, материалы по истории возникновения мяча, подборка поэтических произведений.

Данную коллекцию можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-7 с ТНР по реализации содержания Рабочей программы учителя-логопеда.

Задачи

Образовательные:

  • расширение представлений об окружающем мире, о деятельности человека по созданию предметов и материалов, его окружающих;
  • уточнение и расширение представлений о качественных свойствах материалов и предметов, окружающих человека в быту;
  • расширение представлений о сравнении и классификации предметов по различным признакам через наблюдение и осязание;
  • уточнение представления детей о понятиях «колючий – гладкий – шипастый – пупырышчатый – пористый – шершавый – ребристый, твёрдый – мягкий – упругий, пластмассовый, резиновый, тряпичный, дерматиновый, воздушный, спортивный, теннисный, деревянный, бумажный, стеклянный, прозрачный, ёлочный, новогодний, тёплый, холодный, круглый, плоский, гигантский – огромный – очень большой – большой – маленький – очень маленький – малюсенький».

Коррекционно-развивающие:

  • уточнение и обогащение пассивного и активного словаря детей с ТНР качественными прилагательными и прилагательными в сравнительной степени;
  • формирование представлений об антонимах и синонимах на примере описания предметов через использование качественных и относительных прилагательных;
  • развитие практических умений и навыков в употреблении простых распространённых предложений с однородными определениями при описании предметов (мячей, шаров, кругов);
  • коррекция сукцессивных функций через запоминание последовательности изложения при описании предметов коллекции по схеме Воробьёвой В.К. (Что вижу? Что ощущаю?)
  • формирование связной речи через составление парных описательных рассказов, сравнительно-описательных рассказов мячей, шаров, кругов;
  • стимулирование и развитие речевой активности детей с ТНР через использование предметов познавательной коллекции;
  • развитие выразительности речи через грамотное и точное использование прилагательных при описании экспонатов коллекции;
  • развитие сенсорных ощущений через взаимодействие с предметами коллекции;
  • развитие элементарных навыков анализа и синтеза через классификацию мячей, шаров, кругов по различным признакам;
  • развитие интереса к коллекционированию.

Воспитательные:

  • воспитание у детей с ТНР эмоциональной отзывчивости, сопереживания через взаимодействие с предметами коллекции;
  • воспитание внимания и интереса к слову, к точному и правильному его использованию (в данном случае — качественных прилагательных), помогать почувствовать красоту и выразительность родного языка;
  • воспитание и развитие эстетических чувств;
  • воспитание терпения, внимания, дисциплинированности (ждать терпеливо своей очереди, выслушивать товарища, соблюдать оговорённые правила);

Материалы коллекции можно использовать как:

демонстрационный материал в ходе НОД по развитию речи

  • при работе над предложениями различной конструкции, при составлении описаний, рассказов, творческих пересказов;
  • при создании активной игровой мотивации на индивидуальных коррекционных занятиях по коррекции звукопроизношения;
  • литературный материал — для автоматизации поставленных звуков.

практический материал для развития процессов

  • осязания,
  • мелкой моторики рук (поглаживание, ощупывание, сдавливание, массаж кистей рук);

Материалы коллекции можно использовать в дидактических играх:

Любую игру начинает Весёлый мячик : он приходит в гости к детям и приводит своих друзей, предлагая детям с ними познакомиться.

« Узнай на ощупь», « Чудесный мешочек», « Четвёртый лишний», «Расскажи, какие», «Узнай по описанию», «Что не так?» или «Что изменилось?»; «Весёлый счёт», «Назови, который по счёту», «Магазин игрушек»

«Вот так мастера » игра проводится с группой детей. С помощью считалки выбирается водящий (на первом этапе – педагог), он достаёт предметы коллекции по очереди и составляет предложение: — У этого мяча есть шипы (колючки, пятнышки, полоски, присоски, шершавинки, поры) – Этот мяч, шар из стекла (пластмассы, дерева, парафина, резины…). Следующий по часовой стрелке ребёнок делает вывод: — Это шипастый (колючий, пятнистый, полосатый, шершавый, пористый) мяч. – Это стеклянный (деревянный, резиновый…шар) Предмет откладывается в контейнер. Игру продолжает ребёнок, назвавший качественное или относительное прилагательное. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Если не знает ответа – пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Д/У «Я задумала мяч»

Упражнение проводится с целью закрепления навыка уточнения значения и правильного употребления в речи качественных прилагательных, навыков использования их при составлении простых распространённых предложений с однородными определениями.

Предварительная работа: дети знакомятся со схемой Воробьёвой В.К., учатся подбирать признаки к предмету с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Ход упражнения:

Логопед демонстрирует детям мячи (шары) из коллекции (4 – 8 штук) и предлагает определить, прослушав описание этого мяча (шара), какой мяч (шар) она загадала. Дети угадывают, показывают мяч. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем логопед предлагает кому-то из детей «загадать\задумать мяч», а остальным – разгадать, что из коллекции выбрал их товарищ. Упражнение выполняется до тех пор, пока сохраняется интерес у детей к его выполнению.

Можно использовать литературный материал коллекции как чистоговорки во время игровой автоматизации поставленных звуков на индивидуально-подгрупповых занятиях.

Использование познавательной коллекции «Круглое чудо» позволяет:

  • Повысить интерес воспитанников с ТНР к коррекционно – логопедическим занятиям;
  • Сделать коррекционные занятия по автоматизации поставленных звуков более занимательными (мяч – активный участник занятия, дети рассказывают ему чистоговорки, скороговорки, стихи);
  • Разнообразить элементы сюрпризности на фронтальных и индивидуальных занятиях (появление нового необычного экспоната – мяча, шара, круга – ,который сотрудничает с детьми, помогая им выполнять задания логопеда);
  • Количество экспонатов коллекции позволяет разнообразить дидактические игры и упражнения, сохраняя к ним долговременный интерес воспитанников.
  • Повысить позитивный эмоциональный настрой воспитанников на коррекционных занятиях у логопеда (детям очень нравится, что мячи разные, необычные, что их можно трогать, гладить, ощупывать, подбрасывать, ими можно играть, о них можно рассказывать).

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Татьяна Германовна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»

Номинация: Программа коррекционной работы с детьми с ОНР.

Должность: учитель-логопед высшей категории
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта