Главная » Подсос » Кто такая ася в повести. 

Кто такая ася в повести. 

Написал в 1857 году. Эта повесть нам рассказывает о несчастной любви молодой несовершеннолетней девушки, которая полюбила двадцатипятилетнего мужчину. Повесть построена на воспоминании некоего Н.Н, который является одним из главных героев повести Тургенева «Ася». Кроме Н.Н, в повести имеется и главная героиня Ася, чью характеристику нам и нужно описать.

Образ Аси в повести Тургенева

Образ Аси в повести Тургенева хорошо прорисовывается в произведении. И это миловидная девушка, с кругловатым лицом. У нее небольшой носик, круглые щеки. Темные волосы, светлые глаза с длинными ресницами. Ася грациозная, «стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе». Девушка свободно говорила на двух языках. Именно такой портрет девушки вырисовывается, когда читаешь краткое содержание повести Тургенева «Ася».

Ася – незаконнорожденная дочь помещика и крестьянки. Девушка знала об этом и очень стыдилась, «она хотела целый мир заставить забыть ее происхождение». После смерти матери она жила в доме отца, а после его смерти была на попечении брата. И хоть Ася и училась в лучшем пансионе, так и не смогла стать настоящей барышней. Она «привыкла болтать все, что в голову входит».

Ася была от природы робкой, но в то же время вела себя развязно. Это девушка, о которой можно сказать «порох» и «огонь», «девушка-хамелеон». Она своенравная, добрая, искренняя, чуткая. Ася может быть как ребенок, а может быть капризной, может быть шаловливой и дерзкой. Ее образ навсегда остается в памяти читателя.
Однажды она встретила свою любовь в образе господина Н.Н. И полностью отдалась этому чувству, которое испытала впервые. Для нее Н.Н. был настоящим героем. Она влюбилась настолько, что готова на все, однако девушка ошиблась в выборе. Н.Н был нерешительным и несмотря на то, что его чувства были взаимны, несмотря на то, что девушка сказала ему «ваша» и призналась в любви, он ее отверг и Ася уходит навсегда. Н.Н. потом много раз пожалел о своем решении, но было поздно.

Первая любовь девушки оказалась разбитой и несчастной.

В сочинении по повести Тургенева «Ася», хотелось бы выделить основную идею повести Тургенева «Ася». Автор нам показывает, насколько важно делать все вовремя и не боятся своих чувств. Нужно бороться за свою мечту, чтобы потом не сожалеть. И как раз Ася не боялась, Ася действовала, и, хоть нам неизвестна дальнейшая жизнь девушки, очень бы хотелось, чтобы будущее у нее было счастливым.

Сочинение

Повесть «Ася» — одна из самых лиричных в творчестве И. С. Тургенева. Читателей XIX, XX и XXI века покоряют тонкие чувства писателя, задушевность, поэтичность этого произведения.

Несомненно, главная роль в повести принадлежит юной Асе. В этом образе воплотились черты когда-то заинтересовавшей молодого писателя маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди И. С. Тургенева и крепостной крестьянки.

Ася — удивительная девушка. Ее образ ассоциируется с молодостью, непосредственностью, красотой. Герой, господин Н., встречает Асю тогда, когда она томится от избытка жизненных сил. Ее тяготит праздность. Девушку влекут высокие порывы и стремления. Она признается, что мечтает пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.

Героиню мучат мысли, которые еще не доступны герою повести — «дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?». Видно, что Асю воспитала сама судьба. Настоящее имя героини — Анна, но все называют ее Асей. Волею произведения она с детства задумывалась о своем месте в мире.

Дочь помещика и крепостной крестьянки, Ася рано поняла двойственность своего положения. Ее мучили противоречия. Она решила ни в чем не уступать барышням высшего общества.

Ася не привыкла идти за толпой. У героини всегда был свой взгляд на вещи. Самыми дурными пороками она считала лесть и трусость. Рассказчик полюбил ее не только за красоту, но, прежде всего, за душу, поэтичность: «Все существо ее стремилось к правде».

В начале повести героиня — загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».

Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.

Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.

С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».

Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.

По мере развития сюжета происходит духовная эволюция Аси. Она растет в наших глазах. Впервые за долгие годы она научилась доверять людям, открыла свое сердце. Ася повзрослела. Но это взросление дается нелегкой ценой — разочарованием в любимом человеке, крушением многих радужных надежд.

Но у Аси есть силы жить дальше, идти вперед. Тургеневская героиня столкнулась с холодным рассудочным миром господина Н. Теперь, через много лет, он с нежностью и сожалением вспоминает милую Асю. В его жизни были и другие женщины, но по-настоящему он любил только ее.

Да, человек — странное существо. Герой сильно полюбил Асю и сам же отказался от своей любви. Он хотел стать счастливым, но сомнения обрекли его на одиночество. Через много лет он вспоминает Асю и светлые минуты любви.

Духовно и нравственно Ася выше господина Н. Его образ снижается к концу повести. Образ Аси напротив усложняется, вызывает у нас больше сочувствия. Ася для меня — истинно русская смелая и искренняя девушка, которой чуждо малодушие и трусость.

Постепенно любовь приносит героине все больше страданий. Внешне она разительно меняется, становится бледной, пасмурной, словно чувствует что-то недоброе. Ася тает на глазах. Она пытается бежать от внезапной любви, просит брата уехать, но бегство не было бы ей спасением. Тогда Гагин просит господина Н. принять решение, определить судьбу Аси. Ее восторженная, полудетская любовь пугает слабого героя.

В свое время Чернышевский удивлялся «недогадливости» господина Н., упорно не замечавшего чувств Аси: «Сама не знаю, что со мной делается. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня по тому, что я делаю. Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь это ее скала виднеется. Говорят она прежде всех топила, а как полюбила, cама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка». «Кажется, ясно какое чувство пробудилось в ней…» — замечает критик.

Гагин, брат Аси, рассказывает ее историю господину Н. В детстве «она хотела весь мир заставить забыть о своем происхождении». Одновременно стыдилась и гордилась матерью. Девушка стала много читать, была развита не по годам.

Рано обманувшись в людях, она всегда принимала самостоятельные решения. Привыкла скрывать душевную ранимость за внешним самолюбием и неуживчивостью. В господине Н. Ася увидела свою мечту. От него ждала ответа на мучившие ее вопросы: «Как жить? Скажите, что я должна делать? Я все буду делать, что вы мне скажете».

Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего. В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, — прошептала она едва слышно».

Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин, — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна». Анненков, который почувствовал прелесть и значительность образа Аси, писал о ней: «Такая поэтическая и вместе реальная характеристика героини… заслуживала бы большего развития, рамки, например, романа, которую она совершенно напоминала бы собою».

Девушка верна своей натуре. Хотя о ее дальнейшей судьбе нам ничего не известно, нет сомнений, что Ася не изменит своим нравственным идеалам.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася»

Тема: «Образ Аси в повести И. С. Тургенева».Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид - интеллектуальный клуб.

Цели:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задача: формировать и развивать УУД.

Образовательный аспект: совершенствование умений и навыков словесного оформления образов, умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; закрепление теоретических понятий «образ», «герой», «композиция», «сюжет», «повесть», углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятием литературный тип «тургеневской» девушки.

Развивающий аспект: формирование умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, развитие навыков самоконтроля и рефлексии, формирование у учащихся интереса к исследовательской работе; развитие логического и образного мышления;

Воспитательный аспект: воспитывать эстетическое восприятие любви, искренность, гуманизм, бережное отношение к женщине; воспитание грамотного читателя.

Место урока в учебном плане: на изучение данного тематического блока выделяется 3-4 часа, данная тема обсуждается на 2 занятии.

Технологии: технология проблемного обучения, игрового обучения, развивающего обучения, индивидуального обучения, технология обучения на примере конкретных ситуаций.

Методы: эвристическая беседа, дискуссия, проблемные задания, анализ информации разных форм, инсценирование, конструирование, дифференцирование.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Виды контроля: устные и письменные ответы, рефлексивная карта. Оборудование: УМКГ.С. Меркина, С.А. Зинина (М: Русское Слово, 2013г.), презентация Power Point, раздаточный материал для каждогоучащегося, видеозапись трейлера. Межпредметные связи: литература, МХК, история, философия, искусство театра и кино.

ХОД УРОКА

Вступительное слово.

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас в интеллектуальный клуб, в котором вежливо ведётся дискуссия, ценится быстрота реакции при ответе на вопросы. В интеллектуальном клубе вы сможете показать оригинальность мышления, поразить нестандартностью высказываний и умением задавать вопросы. В общем, блистайте эрудицией. Вот некоторые установки нашего занятия в интеллектуальном клубе. Перед началом работы необходимо ознакомиться с материалами. Возьмите ваш файл, рассмотрите. Подпишите индивидуальный бланк. Поднимите руки те, у кого в файлах есть текстовая информация на белых листах. Я прошу вас приступить к выполнению задания, а остальные будут работать вместе со мной. Актуализация знаний по теме.

Мы продолжаем изучение повести И.Тургенева «Ася Мы будем работать с текстом повести, доказывать свои суждения, выполнять исследовательскую работу. Мы знакомы лишь с малой частицей творчества И. Тургенева. Мастерство его проявляется в каждом росчерке пера, и повесть «Ася» - одно из показательных произведений. В нем вы, совершив путешествие в XIX век, встретили «тургеневскую девушку», представляли себя рядом с героями, убедились, что человеческие чувства: любовь и дружба, взаимопонимание и отношения между людьми - были всегда сложными и многогранными…

Беседа по вопросам проблемного характера.

О чем эта повесть? Как зовут главного героя? Что вы можете сказать о нем? Каковы его занятия, увлечения?

Н. Н. - обобщение, традиционное обозначение какого-либо лица, скрывающего свое настоящее имя. Н. Н. типичен, он представитель своего поколения «лишних людей»: умных, образованных, стремящихся к какой-либо деятельности, но не знающих, что делать и как (яркий пример - Гагин.) Не умея найти себе поприще для реализации своих знаний и таланта, они скитаются либо по России, либо по миру, привыкая ничего не делать, ничего не решать, ни за что не отвечать. «Умная ненужность», «лишние люди», «эгоисты поневоле» - разные их имена. «Лишние люди» - поколения дворянских интеллигентов 1820-1850-х годов, причем русских дворян, не нашедших себе применения в социально-политической структуре общества тех лет. Так как они «эгоисты поневоле», они думают только о себе, своих чувствах и переживаниях, о своем душевном и материальном комфорте. Другие люди существуют на периферии их чувств и желаний.

Как правило, испытания любовью, сильным чувством они не выдерживают, ибо любовь - всегда жертва, всегда революция, всегда смена образа жизни.

Что вы можете сказать о Гагине?

Какова тема повести? Тема прочитанной повести - любовь, человеческие взаимоотношения, отношение к близкому человеку, бережное отношение к чувствам других — это и есть нравственный аспект произведения.

Почему повесть названа «Ася», если повествование ведётся от первого лица?

Где происходят события? Перенесёмся в Германию на берега Рейна.

Ich weiβ nicht, was soll es bedeuten

Daβ ich so traurig bin;

Ein Märchen aus alten Zeiten,

Das kommt mir nicht aus dem Sinn.

(Heinrich Heine

“Die Heimkehr”, 1823-1824)

А так звучит перевод А. Блока.

Не знаю, что значит такое,

Что скорбью я смущён;

Давно не даёт покою

Мне сказка старых времён. (1909)

Эта сказка старых времён повествует о юной золотоволосой девушке Лорелей, сидящей на вершине скалы и поющей чарующие песни. Её красота и голос привлекали рыбаков, которые разбивались о подводные рифы и погибали. Лорелей - символ любви, к которой стремится душа. Любовь прекрасна. Но в ее пламени можно и погибнуть. Лишь безумцы отваживаются любить, ведь придет миг, когда придется проститься с любимым навсегда.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию и подписывает основную краткую характеристику образа. /любящая, страдающая, отчаянная, опасная/ 4 минуты.

- Теперь, ребята, посмотрите в файлы /розданы индивидуально/ и найдите иллюстрации /только у 7/. Скажите, знаете ли вы, кто изображён? Предположительно назовут Маргариту из «Фауста» и Татьяну из «Евгения Онегина», но могут и не определить. Вызвать 1 ученика к доске с иллюстрацией. Ребята высказывают предположения.

Те, у кого есть текстовая информация на белых листах, помогают нам раскрыть неизвестные факты, и мы соотнесём рисунок и текст на доске /по данному выше учителем образцу/.

2. Культурологичекая экспозиция. Завязка урока.

Работа с информацией о

1. Семистрельной Мадонне /черты - жертвенность и всеобъемлющая Любовь /,

2. Маргарита - Гретхен из «Фауста» И. Гёте /чистота, невинность /,

3. Доротея из «Германа и Доротеи» И. Гёте /домовитость, степенность /,

4. Галатея Рафаэля /совершенная физическая и духовная красота /,

5. Татьяна Ларина /искренность, безупречная душевная красота, чистота, сила духа, смелость/,

6. Полина Тургенева /характеристику не даём, так как она - мостик к теме и целям?

По очереди все изображения оказываются прикрепленными к ватману. Всего 7 образов вместе с Лорелей. 8-10 минут.

Посмотрите на получившийся коллаж. Что отличного и общего?

6 культурологических и 1 реальный, все связаны с Тургеневым, с повестью «Ася» .

Можете предположить тему и цели нашего интеллектуального заседания?

«Образ Аси. Тип «тургеневской девушки».

Узнать из чего, как складывается художественный образ; в чём особенности «тургеневской девушки»; подумать об актуальности образа Аси. Запишите тему в бланк.

Записать вопросы урока на доске:

«Из чего складывается художественный образ человека»,

«В чём обаяние образа тургеневской девушки?»

«Для чего же создаётся художественный образ».

Докажем ваше предположение, что женские образы на нашем импровизированном стенде имеют отношение к тексту повести «Ася» и непосредственно к самой героине. Читают цитаты учащиеся.

Просмотр слайдов 2-10 с цитатами из повести для создания общей картины. 3-4 минуты.

Сделать микровывод о том, что Тургенев целенаправленно упоминает данные женские образы, т.к. при создании образа Аси писатель использует их основные черты /см. коллаж/

Таким образом, при создании собственного художественного образа писатель опирается на определённые прототипы. Для более полного восприятия и дальнейшей работы с текстом предлагаю посмотреть трейлер к кинофильму 1977 года по мотивам повести «Ася». Просмотр трейлера.4 минуты.

3. Основная часть урока. Работа с текстом, терминами.

Чтобы и нам с вами ответить на вопросы Гагина: «А какого Вы мнения об Асе? Вам сестра моя нравится?» - предлагаю проанализировать цитаты из повести. В ваших файлах есть оранжевые, зелёные и жёлтые листы с текстовой информацией.

«Зелёные листочки» встают и работают отдельно за выделенным столом по выданной инструкции. /5 минут/

Инструкция. Прочитайте фрагменты текста, определите автора высказывания, расположите отрывки в хронологическом порядке /по сюжету/, выберите свой номер, определите основные черты описанной героини. Ваше время 5 минут.

«Оранжевые» по очереди зачитывают цитаты. Выявите общее в высказываниях и запишите в бланк на цветок. Почему цветок? Вспомните эпизод, в котором Ася бросает из окна ветку герани. /сумасшедшая, странная, бедова (ничего не боящаяся, смелая, дерзкая)/ 2 минуты.

Слайд № 9.

«Жёлтые» зачитывают цитату и актёрски обыгрывают /произнесите реплику от имени Аси, как бы вы сыграли её. Выявите основные черты и запишите. 3 минуты. Слайды 10-11.

Время «Зелёных» : ребята показывают результаты, объясняют свой выбор, записывают вывод. Проверка правильности на слайде №12-16. Запись основных черт характера, поведения и внешности в бланк. 4 минуты

Какой открылась нам, читателям Ася? Вам нравится такая девушка?

4. Кульминация урока

Посмотрите на промежуточный итог вашей работы, отражённый на доске. Мы рассмотрели много женских образов и подошли к основополагающим вопросам урока: «Из чего складывается художественный образ человека», «В чём обаяние образа тургеневской девушки?» и «Для чего же создаётся художественный образ».

Что в литературоведении понимают под термином «художественный образ»?

Главные героини Ивана Тургенева – это своенравные самобытные личности, честные, умные, способные на большое чувство. Во времена, когда жил автор, положение женщины обязывало ее быть покладистой и приличной. Другими словами, от женщин требовали соблюдения норм приличия, их роль — быть незаметным приложением мужа. Но героини книг этого автора – «не нормальны» для их общества, потому что они искренние, не умеют скрывать своих чувств, хотя, и не обделены умом. Такой тип женщины позже назвали тургеневским.

Ася – яркий пример тургеневской девушки, героиня повести «Ася». Ее образ полон прелестных противоречий, которые способны взволновать или напугать. Но главное ее качество – она честна с собой и окружающими ее людьми.

Происхождение героини

На момент повествования Асе 17 лет. Главный герой, скрывающий свое имя под инициалами Н.Н., знакомится с нею и ее братом на студенческом мероприятии заграницей. Автор разу подчеркивает загадочность девушки – шляпка прикрывала половину лица. Ася и ее брат внешне слишком разные, что вызвало подозрение у господина Н.Н. Однако, они действительно были родственниками. Но Анна (так по-настоящему звали героиню) стыдилась своего происхождения.

Она была дочерью помещика и простой крестьянки. Отец не отказался от незаконнорожденной дочери, и даже заботился о ее воспитании. Когда не стало родителей, опека над Асей перешла к старшему брату, Гагину. Между ними возникли теплые чувства. Ася училась в престижном пансионе, но так и не стала светской барышней. Ее открытой душе было чуждо светское лицемерие.

Внешность Аси

Читатель видит Асю глазами рассказчика, господина Н.Н. И это накладывает определенный отпечаток, ведь он влюблен в нее. По мнению героя, Ася очень миловидная особа: круглое лицо, маленький тонкий нос, темные вьющиеся волосы. Скорее всего, ее вряд ли можно было назвать настоящей красавицей, но в ней ощущалась внутренняя красота и огненная сила. Невысокая стройная фигурка героини казалась еще не полностью развитой. И кругленькие щечки тоже выдавали в ней еще ребенка. Но иногда ее взгляд и все черты так преображались, что Ася выглядела очень взрослой.

Интересная деталь во внешности – темные светлые глаза. Вначале это может показаться странным. Но такая странность во внешности подчеркивает общий неоднозначный образ девушки. Черноглазая девушка имела светлый взгляд, хотя иногда ее облик смотрелся дерзко из-за прищуренных темных глаз.

Характер героини

В характере Аси словно боролись две стихии: спокойная и дикая. Будучи от природы робкой, девушка старалась выглядеть более развязной. Ее огненная натура пыталась подавить стеснительность. И эта борьба часто проявлялась в странном поведении Аси. Она, то вела себя тихо, то капризничала, как ребенок, то и вовсе напоминала сумасшедшую. Особенно это проявлялось, когда она встретила господина Н.Н. и полюбила его. Но героиня была еще очень юной и не знала, как привлечь внимание более зрелого мужчины. И все же, именно она решилась на первый шаг и призналась в чувствах.

Господин Н.Н. тоже был влюблен, но боялся ответить взаимностью несовершеннолетней девочке. Не только возраст его пугал, но и дикая натура героини. Из-за долгих колебаний, рассказчик упускает свою любовь. Ася уезжает, сумев понять, что нерешительный господин Н.Н. ее не сможет оценить.

Перед Вами пример сочинения-рассуждения по теме “Образ Аси” для 8 класса. Надеюсь, этот пример будет Вам полезен при написании собственного сочинения.

Сочинение «ЭТО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, НО СТРАННОЕ СУЩЕСТВО»

(По повести И. С. Тургенева «Ася»)

Фабула повести сложилась у И. С. Тургенева, по словам самого автора, неожиданно и сразу. Под воздействием того «особенного настроения», которое рождается от общения с природой, от мысленного возвращения в свою молодость, в любовь, в прекрасные порывы юности. Тургенев в своем творчестве проповедовал «общечеловеческие добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты»,- читаем мы у М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Сам сюжет повести «Ася» очень поэтичен. Это рассказ о двух молодых людях, разных, но испытавших друг к другу одно, такое непохожее чувство. Это повесть о Ромео и Джульетте, счастью которых ничего, казалось бы, не мешало, но которые сами оттолкнули от себя это счастье, может быть, поторопив события, а может, наоборот, подчинив чувства трезвой мысли.

Особый колорит повести придает ее главная героиня - полузагадочное, необыкновенное существо, не похожее ни на кого и ни на что! На месте господина Н. мог оказаться любой, а вот Ася неповторима и неподражаема. Она кажется немного странной, но ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить. Вся повесть - это рассказ о ней, глубокой, эмоциональной, «мятежной» натуре. Все события разворачиваются вокруг этого хрупкого и эксцентричного существа, поэтому повесть называется ее именем - «Ася».

Судьба распорядилась так, что Ася - незаконнорожденная дочь барина и горничной - после смерти своей матери была взята отцом в барский дом. Ася скоро поняла, что она главное лицо в этом доме, что отец ее любит и балует, но она также скоро поняла и свое ложное положение, самолюбие развилось в ней сильно. Она хотела заставить весь мир забыть свое происхождение, но сама его стыдилась. «Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел»,- рассказывал о ней Гагин. В пансионе в Петербурге, где она обучалась четыре года, она проявляла характер независимый, упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень». И вот, оказавшись за границей с братом, «она шалит и чудит по-прежнему».

Тургенев рисует Асю миловидной, хорошо сложенной, очень подвижной, похожей на мальчика, она ни минуты не могла усидеть на месте, «ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен», она с трудом входила в общение, ее поступки были странны и противоречивы, она казалась то натянуто веселой, то огорченной и смущенной, то самолюбивой, то милой и простой. Внутри ее все время шла какая-то работа, кипели противоречивые страсти. «Что за хамелеон эта девушка!» -думал о ней Н. «По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось»,- вот как автор объясняет противоречивость ее характера.

Гагин хорошо знал и понимал свою сестру. Она казалась ему «сумасшедшею», но относился он к ней снисходительно, с пониманием. Он знал, что она горяча как порох, если она кого полюбит, то будет беда, ведь «у ней ни одного чувства не бывает вполовину», ей «нужен герой, необыкновенный человек», она глубоко чувствует, и эти чувства находят на нее так стремительно, как гроза, она правдива, искренна, чиста, «она хоть и притворяется, что ей все нипочем,- мнением каждого дорожит», она не может вынести того, что всякая другая легко бы перенесла, «у ней сердце очень доброе, но голова бедовая», «трудно с нею ладить». «Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит, непременно»,- высказывает Гагин свое мнение об Асе.

Вот и Н., когда заглянул поглубже в Асину душу, понял, что Ася его привлекала «не одной только полудикой прелестью»,- ее душа ему нравилась! Но Ася, «с ее огненной головой, с ее прошлым, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо», напугала Н. Он оказался не готов к тому чувству, которое зародилось между ними. Он не мог до конца понять Асин внутренний мир, не смог стать для нее опорой. Он отложил свое счастье «на завтра»!

Герой повести утешался мыслью, что, вероятно, не был бы счастлив с такой женой, как Ася. Она, конечно же, натура глубокая, романтичная. С такими людьми чрезвычайно интересно, но и неимоверно трудно. Надо самому быть человеком необыкновенным, внимательным, благородным, с глубоким внутренним миром, чтобы ее понять и принять. Словом, надо быть достойным ее, чтобы счастье было взаимным.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта