Главная » Свеча зажигания » Родины и природы в лирике есенина. Тема родины и природы в лирике сергея есенина. Сочинения по темам

Родины и природы в лирике есенина. Тема родины и природы в лирике сергея есенина. Сочинения по темам

Сочинения по литературе: Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине. С. Есенин Есенин… Разве можно не знать этого имени? Нет, ведь он один их тех поэтов, которых мы знаем и любим чуть ли не с самого детства. Это художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура, истинный сын своего противоречивого времени.

Вера и свет, в красоту жизни, в человека, одушевляющий гуманистический пафос – главное в творчестве Есенина. Еще Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего много – заслужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому, человечность, замеченные и подчеркнутые М. Горьким, ясно видны в стихах и поэмах всех периодов творческого пути Есенина. Они составляли суть, глубинную основу его поэзии. Тема родины – одна из главных тем в творчестве Есенина.

Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Резанщиной, где он провел свое детство и юность. Он воочию видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Для поэта родная деревня – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село. Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Мир Руси для молодого стихотворца – это и мир убогих, бедных крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна. Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. Есенину было семнадцать лет, когда он перебрался в Москву, жил потом и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Природа в стихах юноши звенит голосами птиц, шепотом листьев, голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей. Это, конечно же, не было натуральным воспроизведением увиденного и услышанного – это были поэтические находки, поражавшие своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и затейливой простотой. Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Природу родного края Есенин ощущая в движении, он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: Сыплет черемуха снегом Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Образы молодого поэта естественны.

Преображенный мир природы у Сергея Александровича наполнен цветом, звуком, движением. Травы, деревья, земля и небо зачастую одушевлены, наделены свойствами живого создания: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печалью пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Также в стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, которые, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. Есенина влекла возможность создать строки, за внешней простотой стояло исключительно глубокое эмоционально-образное содержание. Поэтому береза – это и она сама, и олицетворившаяся в ней вся русская природа, и женщина, возлюбленная, и сама родина.

В стихах Сергея Александровича Есенина каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родной природе. О чем бы ни думал, где бы ни находился поэт, даже в тяжкие минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу и поддерживал его. Сам Сергей Есенин говорил: «Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве!» Его стихи находят живейший отклик у людей и самых разных возрастов, и самого разного мировосприятия. Как никого не может оставить равнодушным народная песня, так никого не минует обаяние стихов Есенина. И связано это с особой многозначностью образного строя его лирики, с тем, что каждый человек может найти в ней нечто близкое и созвучное своей душе. Время не властно над поэзией Есенина.

Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи. Но каждое новое поколение открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку, сочувствием к нему высокими гуманистическими идеалами. Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной.

Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал Совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С.

Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия: "А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам... И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора". С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями.

На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.

Клюева – близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: "Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст".

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - «Гой ты, Русь моя родная».

С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты - русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу».

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность, - это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже Гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его крута, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты крута С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный.

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидание светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, - звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.

В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины связана с нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый» «Капитал» - Библию. Особенно горько поэту сознавать то, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам».

Поэтому так горестно звучат его строки:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть Земли

С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере».

С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась, живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены сокровенные мысли автора. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как часть русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»:

Все равно останусь я поэтом

Золотой бревенчатой избы,

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении значение ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Гой ты Русь, моя родная…

С. Есенин

С. А. Есенин - выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины - основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.

Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность. Одно из ранних стихотворений Есенина «Сыплет черемуха снегом…» (1910) передает возвышенное и радостное настроение лирического героя, приветствующего весну:

Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной.

Перед нами предстает необычайно красочный, чудесный мир, в котором «никнут шелковые травы», «зелень в цвету и росе», «пахнет смолистой сосной». Есенин использует очень интересный прием в этом стихотворении: явление природы (наступление весны) он передает через другое природное явление - снегопад, совмещая таким образом, казалось бы, несовместимое. Весеннее кипение черемухового цвета поэт сравнивает с хлопьями снега. Читая стихотворение, будто оказываешься в сказке: стоит на миг прикрыть глаза, и не сразу разберешь - в зиму ты попал или в лето.

Сравнение дерева с прекрасной девушкой весьма характерно для творчества С. Есенина. Вот и здесь черемуху в цвету он сравнивает с невестой. Кажется, будто весна, а может быть, и юная Русь в белом платье и пышной фате идет к венцу, и птицы поют ей чудесные радостные песни. Олицетворение природы и ее явлений - важная особенность творчества Есенина.

В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.

С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий

Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый - являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок - голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет - это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты - в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.

Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя - все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску...

“Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, -любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил. Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.

Родина для Есенина - это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. "Рязанские поля была моя страна", - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных". Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим "заоблачным раем". Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная, потом пропахшая выть" и другие.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли... Мы радугу тебе - дугой, Полярный круг - на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам".

В автобиографии Есенин пишет: “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”. Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция На земле и на небесах!

В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле “Москва кабацкая”. Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. Уж сколько лет не слышит поле Петушьи пенья, песий лай. Уж сколько лет наш тихий быт Утратил мирные глаголы. Как оспой, ямами копыт Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет “страну родную в край из края”, тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности “тоску бесконечных равнин”, но теперь, однако, его уже не радует “тележная песня колес”:

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта? С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней - смысл всей его жизни:

Я люблю родину, Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, -- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:

Ведь я мог дать Не то, что дал, Что мне давалось ради шутки.

Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль". Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Особенно значим у поэта эпитет "золотой":

Все равно останусь я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта