Главная » Свеча зажигания » Православные молитвы. Колокольный звон в православии Праздничный колокольный звон

Православные молитвы. Колокольный звон в православии Праздничный колокольный звон

2.1. Общие положения

2.1.1. Церковный звон является неотъемлемой частью православного богослужения, и его отсутствие может быть оправдано только неимением технических средств для звона.

2.1.2. Православный звон предназначен для того, чтобы:

- созывать верующих к богослужению;

- выражать Торжество Церкви и ее богослужений;

- возвещать присутствующим и не присутствующим в храме о наиболее важных моментах богослужения;

- звуком его, срастворенным Божией благодатью, христиане в благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские отгонялись и разрушались; бессловесное творение Божие и стихии утишались и служили на пользу людям.

2.1.3. Наш традиционный церковный звон на протяжении многих столетий формировался и развивался на фоне использования бил и ритмического клепания в них. Поэтому основа нашего православного звона лежит не в мелодии, а в ритме с присущей ему динамикой и во взаимодействии тембров отдельных колоколов и бил.

2.1.4. Характерными чертами православного звона являются: духовность, благозвучие, умеренность, своевременность и синхронность с богослужением.

2.1.5. Любая электронная имитация, усиление звонов техническими средствами, извлечение звука нетрадиционными способами, замена звонаря автоматикой и использование фонограмм в православном звоне недопустимы, как не соответствующие литургической традиции Церкви.

2.1.6. Если колокольня или звонница оснащена часами-курантами, то следует избегать смешивания церковного звона с ними (особенно, если в курантах задействованы колокола и била, участвующие и в звонах для богослужения).

2.1.7. По согласованию с местными властями церковные колокола и била могут использоваться для экстренного созыва людей, предупреждения о стихийных бедствиях, приветствия особо важных персон, а также при других особых или чрезвычайных обстоятельствах.

2.2. Средства звона

2.2.1. Для совершения звона в Русской Православной Церкви могут использоваться следующие средства (в соответствии с возрастанием их торжественности):

Било ручное (малое) деревянное;

Било большое (великое) деревянное;

Била (клепала) металлические;

Колокола.

2.2.2. Места расположения колоколов и бил, их названия и порядок использования при богослужениях определяются звонарем под руководством настоятеля и в соответствии с уставом обители и Уставом церковного звона.

2.2.3. Имеются определенные традиции изготовления бил и колоколов, в том числе и в России; однако их материал, форма и звучание могут быть самые разные. Главное - не внешний вид и материал, а символ, духовная суть и намоленность.

2.2.4. Било деревянное ручное представляет собой доску в виде весла длиной 1-3 м, шириной 10-20 см и толщиной 10-30 мм (толщина может к концам уменьшаться на половину). На концах ручного била, как правило, сверлятся 3, 4 или 5 отверстий, символизирующих соответственно Святую Троицу, Крест Господень или Страсти Господни.

Деревянное било относится к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Требования к материалу била и молотка простые - дерево должно быть звонким, сухим, иметь минимум сучков и трещин.

Било обычно держится в левой руке. Звук извлекается путем ударения (клепания) по нему деревянным молотком и зависит от их материала и веса, а также силы и места удара (от центра к краям). Ручных бил в обители может быть несколько, но используется при богослужении, как правило, одно. Примеры ручных деревянных бил, используемых в православном звоне, показаны на рис. 1.

Рис. 1. Примеры малых (ручных) деревянных бил

2.2.5. Било деревянное большое, или великое, представляет собой доску длиной 2-4 м, шириной 25-50 см и толщиной 30-60 мм. На концах большого била также часто сверлятся 3, 4 или 5 отверстий.

Подвешивается оно стационарно при входе в храм, у трапезной, около келий, на колокольне или в другом месте. Звук извлекается ударом по нему деревянным молотком и зависит от их веса и материала, а также силы и места удара (от центра к краям).

Требования к материалу большого била и молотка такие же, как у ручного била.

Больших деревянных бил в обители может быть несколько, но при богослужении, как правило, используется одно.

Примеры больших деревянных бил, используемых в православном звоне, показаны на рис. 2. 2.2.6. Металлическое било (клепало) может иметь самые разные размеры, форму, материал и

способ изготовления.

Рис. 2. Примеры больших (великих) деревянных бил

Металлические била относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Звук извлекается металлическим, деревянным или пластмассовым молотком и зависит от формы била, материала и веса била и молотка, а также силы и места удара.

В зависимости от количества металлических бил они могут по-разному использоваться в звонах (как самостоятельно, так и вместе с колоколами) и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне и т. д.).

Примеры металлических бил (клепал), используемых в православном звоне, показаны на рис. 3.

Рис. 3. Примеры металлических бил (клепал)

2.2.7. Колокола могут иметь самые различные размеры, форму, материал и способ изготовления. Однако в России в результате многовековой практики сложилась традиция, когда большинство мастеров старались отливать колокола с «русским» профилем, который имеет определенные соотношения диаметра, толщины и высоты и дает богатый тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть). При этом подточка колоколов, как правило, не практиковалась, но и не запрещалась.

Колокола относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. В старину для извлечения звука колокола использовался «очепной» способ звона, то есть путем качания самого колокола (такой способ еще остался в Пскове-Печерском монастыре и некоторых других обителях). Однако сегодня в большинстве случаев звон происходит традиционно русским, «язычным» способом, то есть качанием языка и ударением его о неподвижно висящий колокол.

В зависимости от количества колоколов они могут по-разному использоваться в звонах и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне или звоннице, в куполе храма и т. д.).

Примерный вид колокола с названием его основных частей дан на рис. 4.

Рис. 4. Примерный вид колокола и его основные части

В целях лучшего сохранения нашего исторического наследия необходимо добиваться (требуя от производителей или проводя своими силами) паспортизации всех колоколов и бил, имеющихся в храмах и монастырях, с указанием не только веса, материала, основных размеров и внешнего вида, но и с регистрацией звуковых характеристик.

2.2.8. В случае одновременного использования нескольких колоколов и металлических бил (каждые в отдельности или вместе) полнозвучная звонница по традиции состоит из трех групп: большие (благовестники) -1-5 шт., средние (подзвонные) - 2 и более штук и малые (зазвонные) - 2-4 шт.

Каждая из этих групп колоколов и/или бил имеет свою партию звучания, что и учитывается звонарями при составлении композиции звона.

2.2.10. В связи с ритмической основой православного звона звонница из колоколов и металлических бил подбирается не по нотам, а по благозвучию с учетом особенностей звучания каждого колокола или била.

2.2.11. Установка и оборудование звонниц из колоколов и металлических бил должны вестись с

учетом выбора основного направления звона, обеспечения условий для свободного выхода звука в окружающее пространство, удобства и безопасности работы звонаря, а также с принятием всех мер (технических и организационных) по достижению своевременности и синхронности звона с богослужением.

2.2.12. Перед использованием в церковном звонеколокола и била обязательно освящаются в соответствии с Чином благословения кампана, сиесть колокола или звона, помещенным в Требнике.

2.3. О звонаре

2.3.1. К звонарскому делу допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. При этом начинающий звонарь должен получить не только первоначальные навыки практического звона, но и минимальные знания о богослужении и безопасности работы с колоколами и билами.

2.3.2. Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью.

2.3.3. Перед каждым богослужением звонарь обязан получить у настоятеля или служащего священника благословение на начало звона, а также, возможно, другие указания, связанные с его проведением.

2.3.4. Перед началом звона звонарь должен настроиться духовно и психологически, проверив подвеску и состояние колоколов и бил и продумав композицию звона от начала до конца. По традиции после крестного знамения церковный звон должен начинаться и сопровождаться чтением псалмов 118-го или 50-го (в соответствии с Типиконом) или по благословению настоятеля любой, соответствующей богослужению молитвы.

2.3.5. При выполнении звонов звонарь должен руководствоваться уставными документами, существующими канонами, местными традициями, символом внутренним смыслом) звона в каждом конкретном богослужении и, конечно, указаниями настоятеля или служащего священника.

2.3.6. Звонарю надо помнить, что он является как бы связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарю необходимо изучить не только основы православного звона, но и постоянно совершенствовать свое мастерство, хорошо знать богослужение, углублять духовное (внутреннее) содержание своих звонов, что немыслимо без воцерковленности звонаря и его постоянного окормления настоятелем или духовником.

2.3.7. В случае группового звона, для достижения его слаженности и красоты, всем звонарям еще до начала звона необходимо ознакомиться с особенностями звонницы, выбрать «ведущего» звонаря и договориться о размерности, композиции, динамике и других условностях в звоне.

2.3.8. Звонарь должен чувствовать себя на звоннице или колокольне заботливым хозяином, что предусматривает знание мер безопасности работы с колоколами и билами, регулярное наблюдение за ними и их подвеской, своевременное выявление и устранение всех недостатков.

Звонарь отвечает также за своевременность и синхронность звонов во время богослужений, для чего возможно использование позывного колокольчика (ясака, кандии) или технических средств: электролампочки, электрозвонка, радиотрансляции, рации и т. д.

Если в храме имеется несколько звонарей, то среди них назначается старший, отвечающий за порядок на звоннице и правильность исполнения церковного звона.

2.3.9. Несмотря на определенную регламентацию, церковный звон в каждом храме или монастыре (в силу специфики звонниц, богослужений и традиций) разный. Поэтому в обязанности звонаря входит подробное описание своей колокольни или звонницы, всех колоколов и бил, обустройства звонниц и способа звона, а также сведения о звонарях, видах звона (желательно с их записью в любой форме) и Чине (Уставе) звона в своем храме или монастыре на весь год.

Данная информация должна храниться в архиве храма или монастыря и служить основой для передачи традиций православного звона последующим поколениям звонарей.

2.4. Канонические звоны

2.4.1. Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием - им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о нашем Господе и Его Суде, скоротечности жизни на земле и жизни вечной на Небесах.

Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение.

2.4.2. Полный Чин православного звона, возникший на Руси с древних времен и сохранившийся

еще в некоторых монастырях, состоит из поочередного использования всех видов бил и колоколов в соответствии с их символом и торжественностью.

После получения благословения на проведение звона звонарь клеплет в малое (ручное) деревянное било, обходя с ним обычно вокруг храма, в котором будет проводиться богослужение, и делая короткие остановки с четырех сторон света для возглашения молитв.

Затем он подходит к большому (великому) деревянному билу и также ритмически ударяет в него, произнося единожды псалом 50-й или другую соответствующую богослужению молитву.

После этого начинается клепание в металлическое било (или била) с прочтением единожды псалма 50-го или другой молитвы.

И, наконец, в праздничные и воскресные дни чин звона завершается звоном в колокола.

Такой Чин православного звона объединяет древнейшие традиции Православия и веяния новых времен. Приведенный выше порядок может видоизменяться в зависимости от наличия тех или иных средств звона, а также от местных традиций и традиций в каждой обители. И здесь не может быть никакого противопоставления между билами и колоколами. Вот, например, как выражали отцы Церкви смысл и единение бил и колоколов в православном звоне: «Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и преобразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю исшедшее вещание Евангелия. А ударение в металлические била

и колокола выражает нам будущий Суд и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к Суду общему».

2.4.3. В силу исторических причин сложилось так, что на Руси, начиная с XV века, колокола стали посте пенно заменять била и в настоящее время в подавляющем большинстве храмов и монастырей используют ся только звонницы из колоколов и/или металлических бил.

При этом различают 4 вида канонических звонов, которые отдельно или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

2.4.4. Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может выполняться

и во время богослужения.

Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). На практике, по благословению настоятеля, благовестникам могут даваться также другие специальные названия, исходя из места установки или изготовления, имени дарителя, особенности звучания и т. д.

Как отдельный звон перед началом богослужения благовест начинается обычно тремя редкими (с достаточно длительными паузами) ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

В зависимости от богослужения благовест бывает обыкновенный (частый или в два края колокола) или постный (редкий или в один край колокола). В великие праздники благовест осуществляется с участием самого большого колокола в звоннице и сам звон, как правило, звучит чаще, громче и дольше.

Помимо обычного благовеста в православном звоне существует еще так называемый валовой, или большой, благовест, когда удары в самый большой колокол или било перемежаются с другим большим колоколом или билом.

Время для благовеста определяется настоятелем в зависимости от вида службы и традиций: в соответствии с Типиконом единожды прочтение 118-го псалма или прочтение 12 раз 50-го псалма, определенное время (10-30 минут) или количество ударов: 12, 25, 30, 40, 50, 60 и т. д. (в зависимости от символа звона).

2.4.5. Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти.

Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол или било от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар «во вся»), что символизирует обрыв жизни. Такой перебор осуществляется многократно в зависимости от хода богослужения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

При переборе одиночные удары в колокол или било обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (е учетом индивидуального звучания колоколов и бил) и сильного дружного удара «во вся».

2.4.6. Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

Перезвон по одному разу в каждый колокол или било с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. Чтобы скорбный звон, относящийся ко Господу, Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых, смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляют более быстрыми и равномерными ударами.

Перезвон по несколько раз в каждый колокол или било - обычно 3, 5 или 7 раз, символизирующие соответственно Святую Троицу, Крест (Страсти Господни) и Полноту Веры (Славу Божию) - совершается многократно и одновременный удар в несколько колоколов или бил (удар «во вся») выполняется, как правило, один раз в конце перезвона. Данный вид перезвона хотя и является скорбным, однако считается более торжественным и осуществляется по-разному в зависимости от праздника, местных традиций или как скажет настоятель.

2.4.7. Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.

Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов или бил, каждая из которых имеет свою партию. При этом по установившейся традиции в трезвоне используется обычно размерность такта три четверти (3/4) или четыре четверти (4/4) и может участвовать только тот самый большой благовестник (колокол или било), который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньше можно, но не больше).

При исполнении отдельно трезвона обычно имеются 3 отрезка: начало (затравка), собственно звон и окончание (концовка). Затравка обычно представляет собой три редких удара в благовестник, символизирующих Святую Троицу, или другие варианты. Основная часть трезвона (собственно звон) может исполняться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии), каждый из которых иногда оканчивается аккордом 1, 2 или 3 раза по номеру стиха. Причем каждая такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Заканчивается трезвон обычно троекратным аккордом или другим способом.

Несомненно, трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность (т. е. избегая различных излишеств). Продолжительность трезвона определяется прочтением единожды псалма 50-го или определенным временем, исходя из характера праздника, конкретных условий или указаний настоятеля.

Колокольный звон - это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола. Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.
Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге.

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.
Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.
В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие — помимо богослужения.
Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека - с колокольным звоном совершается таинство , венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь,
делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные
дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема).

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют
много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как
символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

Русский человек испокон веков относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественном происхождении его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении Евангелия, называется благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу. Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия. Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви (собора, храма). Колокол призывает к молитве и действию, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах, проблемах, бедах и вспомнить о Боге.

Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, но никто не запрещает в рамках существующих канонов проявлять творчество (звонарь сам себе и композитор, и исполнитель, и импровизатор). Его задача – так оттенить звон, чтобы сегодня “показать”, к примеру, Успение, а завтра – Рождество Богородицы (с помощью разной силы ударов, темпа и ритма передать покой и скорбь, ликование и тревогу). Но первое, о чем должен помнить звонарь, стоя на колокольне, – что он является связующим звеном между храмом и Небом и что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием (ведь им начинается и заканчивается Богослужение).

Колокола. Чудо исцеления — Золотое яблочко

Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму – трезвон. Трезвон – наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении. Он состоит из 3-х частей, соединенных в единое целое (да и само название его происходит от слияния словосочетания “три звона”). Красный звон во все колокола (“во вся тяжкая”) поражает своей мощью и красотой на Великие праздники. У звонарей есть такое понятие – благозвучие. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный “звон-хор”. Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище “баран”, “беспутный” и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники, средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики. Что касается звучания и тональности колоколов, то это зависит от их веса, формы и качества литья: 100 одинаковых колоколов, отлитых на одном и том же производстве, будут звучать по-разному (влияет и температура заливки, и то, как металл остывал).

Праздничный колокольный звон

Русский православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы (карельон-колокольный оргáн), то в русских звонах это практически отсутствует. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. В православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и значение.

Православный колокольный звон подразделяется на три основных вида:

1) Благовест;
2) Перезвон, перебор;
3) Собственно звон.

Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.

Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.

Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и самовыражения звонаря).

Судьба у колоколов, как и у людей, разная. Встречаются среди них и долгожители (к примеру, и поныне действующий Никоновский колокол 1420 года рождения из Свято-Троицкой Сергиевой лавры).

Перед установкой на звонницу над колоколом всегда совершают чин освящения: кропят снаружи и изнутри святой водой и читают молитвы. Благословленный и созданный истинными мастерами своего дела колокол обязательно будет жить долго и осенять людей “звучащим” крестом – движущейся одновременно горизонталью и вертикалью объемного звучания.

На Руси колокол стал символом государственности и одновременно широкой русской души (наверное, какие-то “струны” русской души находят адекватное отражение в колокольном звоне). Интересно, что русские колокола принципиально отличаются, к примеру, от голландских (в частности, малинских). Малин – это голландский город, в котором лили прославившиеся своей благозвучностью колокола (отсюда и пошли малиновые звоны). У голландских колоколов более точный, тонированный (как у струны) звук. Русский же колокол, в свою очередь, берет весь аккорд целиком (именно поэтому в одном ударе русского колокола получается очень широкий диапазон звуков).

Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон - символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют “голосом Церковным”, и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики). Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!

Колокольный звон Киево-Печерской Лавры

Слушай Исцеляющий колокольный звон!

Колокольные звоны

Общие сведения

На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон - в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится, прежде всего, благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон - в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон - в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном.

Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.

Основы православного звона

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

Созывать верующих к богослужению.

Выражать торжество Церкви и ее Богослужений.

Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.

В церкви различают 4 канонических звона : благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.

Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…

Звон-целитель

Целительство колокольным звоном - Елена Задубовская в книге "Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.

Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон - символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).

Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!

Православный колокольный звон

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению,
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения,
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.
Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала . Била кандии ) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.
Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий, если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря: внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Виды звонов и их названия

Колокольный звон разделился на три основных вида:
1. Благовест
2. Перезвон, перебор
3. Собственно звон.
Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Перезвон - это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон /трезвон, двузвон/, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта