В соответствии с положениями ФГОС, в образовательном учреждении реализуется не только классно-урочная, но и внеурочная деятельность. Эта деятельность направлена на решение следующих важных задач:
Следует подчеркнуть, что внеурочная деятельность также является неотъемлемой частью образовательного процесса в средней школе. Она как бы расширяет образовательное пространство, позволяя школьникам не зацикливаться только на учебе, а использовать и другие возможности школы для своего физического, духовного, интеллектуального и культурного развития. Здесь важно отметить, что основными характеристиками внеурочной деятельности являются добровольность и привлекательность для школьников. Без этих условий она будет малоэффективной или вообще неэффективной.
Можно выделить пять основных направлений внеурочной деятельности в начальной школе. Они представлены на схеме.
Рассмотрим возможности реализации внеурочной деятельности по указанным направлениям.
Традиционно в рамках данного направления организуются разного рода спортивные мероприятия: общешкольные и межшкольные соревнования, соревнования внутри классов, другие мероприятия, посвященные различным праздникам, событиям, памятным датам и т.п. Кроме того, это направление предполагает работу в школе различных спортивных секций.
Это направление предполагает организацию разного рода мероприятий, направленных на умственное и интеллектуальное развитие школьников. Это могут быть различные конкурсы, викторины, олимпиады по различным дисциплинам и т.п. Проводиться они могут как внутри школ, так и между школами.
Духовно-нравственное
Работа по этому направлению предполагает использование различных форм: бесед, классных часов, дискуссий, диспутов, семинаров и т.п. Главное условие – их духовно-нравственная тематика. Темы могут касаться религий, различных политических событий и их оценки, межэтнического взаимодействия и т.д. Важную роль играют в рамках этого направления экскурсии в природу, поскольку формируют у детей бережное к ней отношение.
В рамках данного направления могут проводиться различные экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов, просмотр фильмов и т.д. Также возможно использование и тех форм, которые применяются в общеинтеллектуальном и духовно-нравственном направлениях.
Социальное
Это направление предполагает формирование у школьников навыков социального взаимодействия. Главное здесь – моделирование тех или иных ситуаций межличностного взаимодействия. Также это могут быть и модели взаимоотношений в области права, муниципального и другого управления, экономики, политики и т.п. Здесь тоже могут быть использованы различные формы внеурочной деятельности. Представляется, что наиболее эффективной из них будет социально-психологический тренинг, поскольку в его рамках можно смоделировать практически любую ситуации и проработать эффективные решения проблемы.
Обычно работа педагогов ведется по каждому из указанных направлений в отдельности. Однако хотелось бы предложить форму, которая смогла бы объединить если не все, то большинство из них.
В качестве такой формы можно использовать игру под названием «яджент». Она была изобретена еще в 1986 году сербским учителем Янко Павлисом.
Название игры расшифровывается как «Я – джентльмен», поскольку она не только развивает физически и учит побеждать, но и требует, несмотря на спортивную борьбу, проявления благородства и тактичного отношения к сопернику.
Кроме того, яджент позволяет развивать следующие необходимые школьникам качества:
В яджент входят элементы волейбола, баскетбола, ручного мяча и разных подвижных игр. Играют в него волейбольным мячом. Размер площадки 9 на 18 метров, которая разделяется волейбольной сеткой на две половины. Сетка должна быть натянута так, чтобы её нижний край касался пола. Между стойками для сетки на высоте 243 см натягивается лента или резинка. В каждую из играющих команд входят по 14 игроков, из которых обязательно должно быть по 7 мальчиков и девочек. Игровые роли распределяются следующим образом: в каждой команде по 10 полевых игроков (по 5 мальчиков и девочек, которые играют в парах), 3 джокера (2 мальчика и 1 девочка), 1 королева (девочка).
Если полевые игроки располагаются на своей половине площадки, то джокеры и королева переходят на сторону соперника. Там джокеры занимают места вдоль боковых и лицевой линий, а королева располагается в посередине площадки в круге диаметром 2 метра.
Основная цель игры заключается в том, чтобы выбить с площадки как можно больше полевых игроков другой команды. При этом можно передавать мяч друг другу в тех направлениях, которые обозначены на рисунке стрелками.
В игре действует ряд ограничений, за каждое нарушение которых мяч передается другой команде:
Главное правило состоит в том, что мальчики могут выбивать только мальчиков, а девочки – лишь девочек, поэтому полевые игроки и распределяются по разнополым парам, чтобы иметь возможность защищать друг друга.
Игроки имеют право ловить «свечи», что позволяет перехватить инициативу и стать из защищающейся команды – атакующей.
Выбитый игрок отправляется на скамейку, однако если рядом с ним оказывается игрок той же команды, но противоположного пола, они снова образуют пару и возвращаются в игру. Получается, что одни и те же игроки могут в течение игры по несколько раз выбывать и вновь возвращаться в игру. Поэтому в ней почти не случается простоев.
В конце игры подсчитывают, какое количество игроков той или иной команды было выбито за игру, что и позволяет определить победителя. При равенстве очков победа присуждается команде, игроки которой совершили меньше нарушений. При этом самым грубым из них является прямое попадание в соперника противоположного пола. За такое нарушение присваивается два штрафных очка, за остальные – по одному.
Перед началом игры проводится жеребьевка, определяющая право начать игру.
Продолжительность игры может быть различной в зависимости от уровня физической подготовки школьников и имеющегося в наличии времени.
С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции. Одной из главных задач, которые призвана была решать внеурочная работа в школе, была возможность открыть доступ к дополнительным формам образования детям начальных классов, которые с силу разных причин не могли посещать спортивные, музыкальные, художественные школы. Кроме того, именно внеурочный процесс даёт возможность реализовать пресловутый индивидуальный подход к ребёнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес.
Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.
Саади
Внеурочная деятельность - все виды образовательной работы, реализуемые не в форме урока.
Обращаем внимание на то, что 10 часов - это предельно допустимая планка недельной нагрузки, к сожалению, нижняя граница не указывается, поэтому на местах родители могут столкнуться с ситуацией, когда образовательное учреждение планирует внеурочные мероприятия, ориентируясь на максимальный уровень нагрузки, ссылаясь на требования нового стандарта. При этом в письме совершенно чётко указано, что школа сама определяет и регулирует объём часов, отведённых на внеурочную деятельность в соответствии с особенностями и требованиями общеобразовательной программы, с учётом интересов учеников и возможностей образовательной организации, а также объёмом финансирования, используя как учебное, так и каникулярное время.
Для создания оптимальных условий гармоничного развития воспитанников все направления внеурочной работы должны быть отображены в базовой общеобразовательной программе школы, при этом важно заметить, что за участниками образовательной деятельности, которыми являются ученики, педагогический коллектив, а также родители в качестве законных представителей детей, остаётся право выбора направлений и форм работы.
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательной организации и реализуется в интересах гармоничного и всестороннего развития личности ученика.
Обращаем внимание, что для некоторых категорий обучающихся может быть сделано исключение и они могут воспользоваться выборочным или полным освобождением от обязательного посещения внеурочных занятий.
Образец заявления на имя директора школы.
Заявление.
Я, ____________________________________________________________, родитель __________________________________________, ученика(цы)
Класса, с учётом мнения ребёнка выбрал(а) в качестве внеурочной деятельности на 2016–2017 учебный год следующие занятия:
___________________________________________________________________________________________________,
Также мой ребёнок уже осуществил свой свободный выбор вида внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, и посещает
___________________________________________________________________________________________________.
Таким образом, обучающийся или его родители (законные представители) сохраняют за собой право рассмотрения программ, предложенных школой, и выбора направлений и форм внеурочной деятельности исходя из своих запросов.
Если администрация школы игнорирует законное право обучающегося на осуществление выбора и настаивает на обязательном посещении всех занятий внеурочной работы, т. е. нарушает законные права и интересы ребёнка, родители могут обратиться в органы исполнительной власти субъекта РФ за разъяснением.
Внеурочная деятельность реализуется образовательной организацией по ключевым векторам развития личности ученика:
Формы внеурочной работы должны отличаться от классно-урочной формы организации образовательного процесса. Наиболее популярные формы проведения внеклассных мероприятий:
По масштабам формы внеклассной работы делятся:
Основные задачи, которые призвана решать внеурочная деятельность:
Пути осуществления внеурочной деятельности:
Внеурочный образовательный процесс подчиняется отдельному, утверждённому дирекцией школы и согласованному с родителями (в форме опроса), плану работы, по которому разрабатывается расписание занятий, равномерно распределённых в течение рабочей недели или по субботам. Занятия обладают ярко выраженной индивидуальной направленностью, поскольку при выборе форм проведения рекомендуется опираться на современные инновационные технологии, такие как проектная деятельность учеников, исследование, эксперимент и т. д.
Пример подбора программ внеурочной деятельности для 1–2 классов.
Направления развития личности | Наименование рабочей программы | Количество часов в неделю | класс | Всего | |
Спортивно-оздоровительное | Азбука здоровья Подвижные игры Ритмическая мозаика | 3 час. | 1 и 2 классы | 6 часов | |
Духовно-нравственное | Дорога добра Мы патриоты Школьный этикет Почемучки Я и мир | 2 час. | 1 и 2 классы | 4 час. | |
Социальное | Психология и мы | 1 час. | 1и 2 классы | 2 час. | |
Общеинтеллектуальное | Развитие познавательных способностей | 1 час | 1 класс | ||
Занимательная информатика 2 класс Информатика в играх | 1 час | 2 класс | |||
Занимательный английский | 1 час | 1 класс | |||
Общекультурное | Музей в твоём классе От игры до спектакля Природа и художник Волшебство творчества | 2 часа 1 час | 1,2 класс 2 класс | ||
Итого | 20час. |
Алгоритм реализации индивидуального подхода в выборе приоритетных направлений и форм внеурочной деятельности ребёнка.
Чтобы исключить возможные перегрузки, индивидуальный план внеклассной занятости составляется с учётом секций и кружков, которые ребёнок посещает вне общеобразовательной школы. Учитель располагает электронным вариантом графика внеклассной работы каждого воспитанника и может вносить необходимые коррективы. У родителей учеников также есть индивидуальный маршрутный лист их ребёнка, таким образом, они владеют полной информацией о местонахождении ребёнка в течение дня.
Пример индивидуального маршрута ученика начальной школы.
Дни недели/направления
внеурочной деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Общеинтеллектуальное | Мои первые открытия 13.45 - 14.25 | |||||
Социальное | ||||||
Общекультурное | Театр-студия «Коротышки» 13.45 - 14.20 | Театр-студия «Коротышки» 13.00 - 13.35 | ||||
Духовно-нравственное | Юный журналист 13.00 - 13.35 | Наш край родной 13.45 - 14.20 | ||||
Спортвно-оздоровительное | ФОК «Карате» 12.30 | ФОК «Карате» 12.30 | ФОК «Карате» 12.30 |
Родителям тоже даются своеобразные «задания на дом», т. е. рекомендации по семейному воспитанию ребёнка в разных направлениях с учётом индивидуальных интересов или потребностей их сына или дочери, например, посещение художественных музеев, выставок, велосипедные прогулки, семейное чтение, просмотр детских развивающих передач, документальных фильмов. Контроль производится с помощью бесед и наблюдения за ребёнком.
На плановых родительских собраниях учителем проводится анкетирование с целью мониторинга уровня удовлетворённости родителями качеством преподавания и результатами внеурочной работы. Аналогичный опрос осуществляется и среди детей, выясняются формы и направления работы, вызывающие наибольшую заинтересованность у воспитанников. На основе итоговых выводов учитель вносит изменения в планирование внеурочных мероприятий.
Внеурочная деятельность фиксируется в специальном журнале, который содержит информацию о педагоге, составе учеников, времени, форме и содержании занятий. Если образовательная организация не может реализовывать внеурочную деятельность по причине кадровой неукомплектованности, то можно привлекать помощь родителей, использовать возможности спортивных, музыкальных или художественных школ. Внеурочная работа может проводиться и в рамках школьных летних площадок или тематических смен для детей во время каникул, а также совмещаться с работой группы продлённого дня, но в таком случае их расписание не должно совпадать.
Контролирует внеурочную деятельность, которую осуществляют классные руководители и педагоги школы, завуч по воспитательной работе или завуч по дополнительному образованию, а он, в свою очередь, подотчётен директору школы.
Формы отчёта:
В рамках современной концепции образования были разработаны комплекты учебников и дополнительных пособий для внеурочных занятий по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, комплект учебников «Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Пособия являются самостоятельными учебниками для факультативных предметов («Театр», «Экономика в сказках» и т. д.), а также дополнительными материалами для внеклассного чтения и рабочими тетрадями для индивидуальной работы по дисциплинам базовой учебной программы (книга для чтения по предмету «Окружающий мир»). Комплект пособий не является обязательным, учитель сам принимает решение о целесообразности их использования.
Авторский коллектив исходил из гуманистического убеждения в том, что каждый ребёнок может добиться успеха в учёбе, если создать необходимые условия. Главное - реализация индивидуального подхода к личности ребёнка с опорой на его жизненный опыт. Понятие жизненный опыт ребёнка включает не только особенности возрастной психологии, но и мировоззрение, которое формируется под воздействием окружающей природной и социальной среды. Такой средой может быть современный город со скоростным ритмом жизни и развитой информационной инфраструктурой, а может быть и посёлок в глубинке, соответственно со спокойным, зачастую патриархальным укладом жизни в естественных природных условиях. По задумке авторов каждый ребёнок должен почувствовать, что учебник писали лично для него, чтобы он нашёл ответы на интересующие его вопросы на понятном для него языке.
Описание нескольких пособий по внеурочной деятельности для 2-го класса (учебники, рабочие тетради).
Полякова А.М. Превращения слов, русский язык в кроссвордах и головоломках. 1–4 класс | В книге собраны карточки-задания по основным темам курса русского языка в начальной школе. Игровая форма, разнообразный языковой материал, нестандартная постановка вопросов позволяет детям проверить себя: свои знания, сообразительность, внимание, целеустремлённость, а учителю - разнообразить преподавание предмета. |
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Мир линий. Рабочая тетрадь | Готовит младших школьников к изучению геометрии в основном звене школы. Данная рабочая тетрадь знакомит младших школьников с линиями, рассматриваемыми на плоскости и в пространстве. Интересные творческие задания направлены на развитие логического мышления, формирование начальных знаний и навыков по геометрии. Тетрадь может быть использована для самостоятельной работы дома, а также на занятиях в школе. |
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь. | Дети получают представление о таких понятиях, как плоскостные и объёмные фигуры, учатся работать с развёртками, развивают пространственное мышление. Интересные творческие задания направлены на развитие логики, формирование начальных знаний и навыков по геометрии. |
Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей. Книга для чтения. Окружающий мир | В увлекательной сказочной форме книга рассказывает об удивительном путешествии маленькой девочки, учит преодолевать непредвиденные жизненные ситуации, не унывать, не останавливаться перед трудностями, уметь дружить… Секреты лекарственных трав, целебные свойства растений, народная мудрость, приметы - все это незатейливо вплетено в сюжетную канву сказки. Книга может быть использована для уроков внеклассного чтения в начальных классах. |
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология | Учащиеся работают с различными материалами, задания учебника различаются по уровню сложности. Книга состоит из четырёх тематических блоков - «Мир природы», «Подарок своими руками», «Мир сказочных героев», «Уютный дом», внутри которых есть следующие разделы: «Лепка», «Аппликация», «Мозаика», «Оригами», «Плетение», «Моделирование и конструирование из геометрических форм», «Шитье и вышивание», «Объёмное моделирование и конструирование». |
Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх | В доступной для детского воспитания форме сказок раскрыты основные понятия экономики. Для закрепления и усвоения материала служат игровые задания, загадки и задачи. |
Генералова И.А. Театр | Учебное пособие для дополнительного образования по факультативному курсу «Театр», разработанное в рамках Образовательной системы «Школа 2100», ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра. |
Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества | В книге в увлекательной форме предлагается интересная естественнонаучная информация, сказки, загадки о бабочках. Но главное - рассказывается и показывается, как их образы дети могут воплотить в различных техниках (аппликация, мозаика, лепка, плетение, оригами и т. д.) из самых разных материалов. |
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь | Пособие разработано специально для диалога с ребёнком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. |
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь | В ходе занятий дети осваивают новые приёмы работы с бумагой: обрывание, гофрирование различных геометрических фигур, скатывание бумаги в комок и скручивание в жгут, узнают новые приёмы плетения, выполняют композиции в технике оригами из квадратов и кругов. |
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь Генералова И.А. Театр Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Плотность и пространство Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Мир линий Полякова А.М. Превращения слов Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества
Оценка результатов внеурочных занятий не фиксируется в журнале, поскольку результат внеурочной деятельности не подлежит обязательному и систематическому контролю. Осуществление программ развития учеников нацелено на достижение трёх ступеней, на которые ориентирует ФГОС НОО.
Эффективной методикой оценивания достижений ученика может стать техника «Портфолио», которая предусматривает создание индивидуальной папки с характеристикой личных черт характера, указанием интересов и наклонностей, творческих успехов каждого ребёнка. Подобное портфолио может включать разделы «Мои увлечения», «Мои проекты», «Семья», «Друзья», «Какой я», «Путешествия», «Мои достижения». Интересной и показательной будет коллекция работ, которая наглядно продемонстрирует прогресс умений и мастерства ребёнка в том или ином виде познавательной или художественной деятельности, поисковой работе и может стать предметом гордости и источником вдохновения. Заметим, что школьник сам принимает участие в выборе материалов, которые составят его отчёт, педагоги и родители только помогают ему, таким образом, закладываются столь необходимые во взрослой жизни навыки самоанализа, объективного восприятия результатов своих усилий и адекватной самооценки.
Диагностика проводится в начале и конце учебного года по каждому направлению и включает такой перечень критериев:
В процессе исследования прибегают к помощи авторских методик тестирования:
Педагоги школы разрабатывают программы внеурочной деятельности на основе авторских программ или других примерных программ, которые соответствуют требованиям ФГОС, затем программы утверждаются приказом директора школы.
Комплекс программ, разработанных учебно-методическим центром «Школа 2100»:
Программы учебно-методического комплекса (учебные программы, методические рекомендации, учебники, рабочие тетради для самостоятельной и дополнительной работы) «Перспективная начальная школа»:
Основные положения:
Программа «Город мастеров».
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Мастерская игротеки | 2 | 3 | 3 | 2 |
Мастерская лепки | 5 | 4 | 2 | 3 |
Мастерская флористики | 4 | 5 | ||
Мастерская Деда Мороза | 6 | 4 | 4 | 4 |
Мастерская коллекции идей | 8 | 10 | 3 | 7 |
Мастерская оригами | 4 | 4 | ||
Мастерская конструирования и моделирования | 4 | 4 | 3 | |
Мастерская кукольного театра | 5 | |||
Мастерская дизайна | 11 | 5 | ||
Мастерская изонити | 3 | |||
Мастерская мягкой игрушки | 4 | |||
Мастерская волшебной паутинки | 5 | |||
Мастерская бумагопластики | 4 | |||
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Пример комплектов пособий, разработанных коллективом авторов УМК «Перспективная школа» (Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, О.А. Захарова, А.Г. Паутова, Т.М. Рагозина и т. д.)
Данный комплект пособий может использоваться на занятиях литературного или математического кружка, для самостоятельной работы учеников всего класса, а также в индивидуальной работе с целью закрепления и углубления учебного материала общеобразовательной программы, проведения подготовки к олимпиадам, конкурсам.
Литературное чтение 3 класс Хрестоматия под ред. Н.А. Чураковой | Цель - пробуждать интерес к познанию окружающего мира посредством чтения, знакомить с экзотическими растениями и животными. Иллюстрации, задания и вопросы к текстам способствуют формированию культуры осмысленного чтения. |
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 1 | Знакомство с историей и жанровыми отличиями басни, эстетической природой комического, особенностями поэтического мировосприятия. Изучение жанра рассказа, практические навыки описания характера главного героя сказки. Путём подбора и демонстрации живописных произведений, прослушивания музыки, чтения рассказов и сказок закладывается понимание целостности мира художественной культуры. |
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 2 | Входит в УМК «Литературное чтение», включает вопросы, которые развивают внимание, аналитическое мышление, умение делать самостоятельные выводы, прививают навыки восприятия текста как полезного и интересного источника информации, обучают работе с текстом. |
Математика. 2 класс. Тетрадь № 1 | Тренирует умения производить операции сложения и вычитания в пределах сотни, обучает краткому методу записи задачи, знакомит с арифметическим действием умножения. «Таблицей умножения». |
Математика. 2 класс. Тетрадь № 2 | Предназначена для индивидуальной работы с целью закрепления навыков, развивает умение поразрядного сложения и вычитания, умножения. |
Математика. 2 класс. Тетрадь № 3 | Нацелена на формирование практических навыков арифметических действий вычитания и сложения, умножения и деления однозначных чисел, даёт начальные геометрические представления. |
Математика. 2 класс. Школьная олимпиада. | Тетрадь для внеурочной деятельности. Включены задания для математических олимпиад, кружков, индивидуальных форм работы с одарёнными учениками. |
Математика. 2 класс. Практические задачи | Тетрадь Обучает работе со схемами, таблицами, проведению измерений, построений. Рекомендуется для работы на внеклассных занятиях и при подготовке к олимпиадам разного уровня. |
Т.А. Байкова Русский язык О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Захарова Математика в вопросах и заданиях О.В. Захарова Математика в практических заданиях Р.Г. Чуракова Математика. Школьная олимпиада О.А. Захарова Практические задачи по математике
Игра «Дорогою добра» (по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева») - духовно-нравственное направление
Цель: формирование этических представлений, осознания значимости нравственных качеств личности, понимания важности подтверждать добрые слова и пожелания добрыми поступками.
План мероприятия:
«Открываем детское кафе» - исследовательское направление, 2-й класс
Цель: развитие детской инициативности, творческой фантазии и умения моделировать.
«Здоровое питание» проект-презентация курса «Азбука здоровья», 2-й класс - оздоровительное направление
Цель: дать представление о принципах и правилах здорового питания.
Сценарий проведения:
“Открытое пространство и архитектура» - общекультурное направление
Цель: дать представление о таком виде искусства, как архитектура, освоить навыки художественной техники рисования с помощью картона.
Задание: нарисовать рисунок на тему «Мой любимый уголок природы».
Сценарий игры:
Задание на дом: нарисовать морской или горный пейзаж.
К сожалению, многие родители воспринимают факультативы, классные часы, игровые методики и детские творческие проекты как второстепенную и обременительную нагрузку на ребёнка. Однако, стоит заметить, что именно деятельность ученика вне традиционной формы урока раскрепощает и открывает для ребёнка новые горизонты познания и экспериментирования, заинтересовывает и увлекает, вселяет уверенность и помогает ему успешно реализоваться, найти своё я, позволяет школе уходить от рутины ежедневного однообразия монотонно сменяющих друг друга уроков. Будем надеяться, что это перспективное нововведение все же благополучно преодолеет период недопонимания и благодаря энтузиазму и мастерству педагогов приживётся в российской школе, на радость детям, а также их родителям.
в рамках ФГОС второго поколения в МОУ « КСОШ № 2»
на 2011-2012 учебный год
Введение
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
Основная идея модели:
создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель:
разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.
Основные задачи:
Описание модели
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю в каждом классе.
Для эффективной организации внеурочной деятельности младших школьников было организовано анкетирование родителей ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В результате анализа анкет было принято решение об организации внеурочной деятельности учащихся в режиме «школы полного дня». Работа школы в условиях полного дня позволит использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого будет упорядочена жизнь и деятельность учащихся как в урочное, так и во внеурочное время. При этом будут учитываться познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе. Для работы в режиме школы полного дня составлено единое расписание, как первой, так и второй половины дня.
В МОУ «КСОШ № 2» внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:
Внеурочная деятельность |
|||
направление |
|||
Спортивно-оздоровительное |
Мини-футбол |
||
Оздоровительная аэробика |
|||
Духовно-нравственное |
Основы православной культуры |
||
Художественно-эстетическое |
Хор«Музыкальные нотки» |
||
Бисероплетение |
|||
Театральная студия «Искусство сцены» |
|||
Изо - студия |
|||
Научно-познавательное |
Занимательная математика |
||
Лего-клуб |
|||
Компьютерный клуб |
|||
Проектная деятельность |
|||
Режимные моменты
Мероприятия |
||
Учебные занятия |
||
Прогулка |
||
Игры по выбору |
||
Самоподготовка |
||
Внеурочная деятельность |
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы - учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, физической культуры, а также привлечены педагоги дополнительного образования.
МОУ «КСОШ № 2» стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Образовательное учреждение работает в режиме первой смены, поэтому внеурочная деятельность учащихся организована в форме кружков, клубов, экскурсий, студий во второй половине дня.
Внеурочная деятельность в ОУ включает в себя:
1. Спортивно-оздоровительное направление.
Оно представлено секциями по спортивной игре (мини-футбол) и занятиями по оздоровительной аэробики. Цель данного курса является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов.
2. Художественно-эстетическое направление
представлено кружками ИЗО, «Музыкальные нотки», театральной студией «Искусство сцены»,кружка «Бисероплетение» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества, эстетического воспитания участников, создание атмосферы радости и детского творчества. Педагоги осуществляют свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.
3. Научно-познавательное направление
реализуется на занятиях «Занимательная математика», «Лего-клуб», «Компьютерный клуб»
с целью обеспечить числовую и компьютерную грамотность учащихся, усилить развитие логического мышления, сформировать начальные элементы конструкторского мышления. Используются разнообразные формы занятий
: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, групповые и парные занятия
игра, конкурсы, викторины, выставки и др
4. Духовно-нравственное направление
представлено предметом «Основы православной культуры», которое ставит перед собой цель -формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
5. Проектная деятельность.
Цели которые мы поставили перед собой -развивать творческие и коммуникативные способности ребенка. Развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач. Привить первоначальное умение собирать информацию из различных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта. Программа предусматривает проведение экскурсий, конкурсов, бесед, диспутов и т.п., работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Ожидаемые результаты:
Реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.
Цель проекта: наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования
Задачи проекта: стимулировать ребенка к выбору круга интересов, развитию личностных способностей.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах “Ритмика”, “Плавание”, “Динамическая пауза”.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие
Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.
Общекультурное направление представлено программами “Словесные забавы”, “Разговор о правильном питании”. Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.
Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “РТС”.
Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.
Социальное направление представлено программой “Психологическая азбука”, “ПДД”. Начались занятия с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.
Духовно-нравственное направление – внедрение данной программы будет реализоваться со 2 класса. Представлено программой “Азбука нравственности”
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Обмен опытом работы по теме «Внеурочная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО»
«Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом.В рамках кружка «Умка» я организую разработку и реализацию детьми проектов, проведение исследований, участие в кружках, олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, ведение портфолио личных достижений, творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Учить творчеству также помогает теория решения изобретательских задач. Например, методы «мозгового штурма», «проб и ошибок», «разрешения противоречий», которые помогают детям выделить проблему, найти противоречие, поставить цель исследования, спланировать свою творческую деятельность, достичь результата.Наибольший эффект в развитии творческих способностей оказывают следующие формы работы:
ежедневное включение творческих заданий и упражнений;
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
дидактические и сюжетно – ролевые игры;
экскурсии, наблюдения;
творческие мастерские;
тренинги.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для появления потребности в общественном признании, приходит осознание собственной индивидуальности и начинается поиск путей самовыражения. Творчество уже воспринимается как социально значимое явление. Поэтому большое внимание я уделяю участию детей в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, в которых они становятся победителями и призерами на различных уровнях (см.слайд).
Известно, что наиболее сильным эмоциональным воздействием на ребенка обладают литература, музыка и живопись. Чтобы способствовать развитию творческой одаренности учащихся своего класса, мною в рамках внеурочной деятельности проводятся кружки: «Речевое развитие» и театральная студия «Фантазия». На наших занятиях мы используем все эти виды искусства. Занимаясь в этих кружках, ребята пишут литературные произведения, участвуют в различных конкурсах, рисуют, придумывают и ставят танцы. В рамках этой работы я стараюсь использовать разнообразные формы занятий: занятие-экскурсия, занятие-сказка, занятие-соревнование, занятие-путешествие, занятие-игра.
Участие ребят в театральном кружке «Фантазия» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, умения взаимодействовать в коллективе и рефлексировать, содействует развитию художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта, становления самосознания, то есть для развития творческой одаренности.
Создавая театральный кружок в своем классе, я смогла объединить детей, предложить общение. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого учащиеся учатся координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге учащиеся получают большой социальный опыт.
Спектакль имеет огромный воспитательный потенциал. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но «о проверке действием» множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители. Дети приобретают опыт публичного выступления, учатся владеть своим телом и не стесняться его.Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.
Как отметил известный педагог Ш.А.Амонашвили: «Вот оно – учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, помогающее нам заселить свое уникальное духовное царство великолепным образом человеческого творения, посеять те зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрение, моральные устои».
Деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности). Занятия в театральном кружке развивают речь, мимику, помогают преодолевать трудности в общении. В результате занятий в кружке классный коллектив становится сплоченнее. Активно развивается творческое сотрудничество учащихся и родителей. Создается ситуация успеха для социализации учащихся в обществе. Результатом данной деятельности являются театрализованные праздничные программы как внутри класса, так и выступления на общешкольных мероприятиях, защита творческих проектов, победы в музыкальных фестивалях и конкурсах художественного слова. (см.слайд)
Следующим направлением в развитии творческой одаренности является тщательная работа с текстом. Поэтому с первых дней учёбы я веду целенаправленную систематическую работу по развитию речи учащихся. В кружке «Развитие речи» и театральной студии «Фантазия» я учу детей презентовать свои работы устно и письменно, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно создавать устные и письменные работы по развитию речи: рассказы, мини-сочинения, эссе, сказки, стихи.
Детям очень нравятся занятия по программе«Речевое развитие. Они с удовольствием выполняют творческие работы, стараются оформить их красочно и оригинально, ведут специальные тетради для творческих работ. Лучшие произведения отправляем на конкурсы, представляем на праздниках. Это свидетельствует о том, что развитие речи формирует у детей коммуникативную компетенцию, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению. В результате организованной таким образом работы происходит развитие устной и письменной речи младших школьников, формируется вкус, расширяется читательский кругозор, развивается творческий потенциал ребенка. Безусловно, это процесс кропотливый, но увлекательный не только для ребенка, но и для педагога. Одним из показателей результативности такой работы является активное участие ребят нашего класса в конкурсах художественного слова, проектов, творческих работ. (см.слайд)
Таким образом, в работе по развитию творческой одаренности учащихся в нашем классе сложились следующие принципы: максимальное разнообразие предоставляемых возможностей, свобода выбора, возрастание роли внеурочной деятельности, индивидуализация и дифференциация, сотрудничество детей и родителей.
Творческая одаренность
- это способность к самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе такой одаренности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Для этого необходимо развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика начальной школы, используя индивидуально-творческий подход к организациидеятельности детей.
1) Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для этого я стараюсь создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Я считаю, что основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Этот принцип означает, что для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям.
2) Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии - безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
3) Третьим необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов развивающего обучения - проблемности, диалогичности и индивидуализации.
4) Трансформация эмоционального состояния в креативное содержание.
Я считаю, что использование личностного подхода, создание ситуации успеха для каждого в классе, постоянная забота о состоянии межличностных отношений в коллективе, создание благоприятного психологического климата, дают возможность строить отношения детей на взаимном доверии, уважении и открытости и воспитывать творчески одаренные личности. Поэтому учащиеся моего класса активны, имеют хороший творческий потенциал. Психологический климат класса отличается открытостью. Эмоциональный настрой коллектива положительный, наблюдается чувство доброжелательности, сопереживания.
Я горжусь своими детьми. В их достижениях моя радость и удовлетворение от работы. Когда видишь счастливые глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и уважением, появляются новые силы и вдохновение, хочется работать ещё лучше.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский