Главная » Вялый » Рассказы в старшей группе по развитию речи. Составление рассказа в старшей группе. Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай»

Рассказы в старшей группе по развитию речи. Составление рассказа в старшей группе. Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай»

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.

2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.

3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов «багажник», «рама»; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.

Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.

Игровые методы: физминутка - «Встаньте дети», Д.И. «Найди друга».

Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.

Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе.

Ход занятия:

Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется "Дружба".

Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т.е. своего друга.

Проводится игра «Найди друга»

Дети ищут своего друга с помощью половинки круга.

Воспитатель - молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики.

Ребята, ответьте на мой вопрос: "Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге.

(Рассказы детей.)

Воспитатель - Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях.

(Дети читают стихи о дружбе.)

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей,

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Без друзей нам не прожить.

Если плачет кто - то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему,

И спросите «почему?»

Это, дети, сделать надо,

Плохо плакать одному!

Воспитатель - Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи.

Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?

Сейчас я его прочитаю.

Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»

Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.

Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть.

Воспитатель задает вопросы по картине:

1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?

Дети. - Это было летом, потому, что дети одеты по летнему.

2. Где находятся ребята?

Дети. - Ребята находятся во дворе.

3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?

Дети. - Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.

4.Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу?

Дети. - Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт.

5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?

Дети. - Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.

6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?

Дети. - Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой.

7. Что может случится, если вовремя не обработать рану?

Дети. - Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.

8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле?

Дети. - Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой).

9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?

Дети. - на багажник, на раму.

10. Как поступил Паша?

Дети. - Хорошо, правильно, замечательно.

11. Как можно назвать такого мальчика?

Дети. - Паша - настоящий друг.

Воспитатель: - Правильно ребята, Паша - настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой.

Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

Дети. - Того, кто приходит другому человеку на помощь

Не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне.

Воспитатель: - Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.

Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?

Дети. - Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.

Воспитатель: - Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг.

Физминутка

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)

Влево вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)

С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)

Ты на мир ясней гляди.

А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек.

Воспитатель: - Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло.

Образец рассказа:

Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» - Оля. Оля, убегая от «кошки» - Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!

Воспитатель: - Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу;

Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу?

Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?

Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?

От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?

Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?

Что ответила ему девочка?

Куда мальчик предложил довести девочку? почему?

Стоит ли ей соглашаться? Почему?

Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?

(Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться - упасть; девочка - поранить - нога; ранка - течь - кровь; мальчик - подъехать - велосипед; мальчик – предложить – подвезти - девочка; девочка – сесть - багажник; девочка - благодарить - мальчик; мама - мазать – ранка - зеленка.)

(Рассказы детей.)

Воспитатель должен спросить первым более сильного ребенка.

Выслушать 3-4 детей.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня составили хорошие рассказы и все они о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем.

Настоящий друг познается в беде.

Один за всех и все за одного.

Нет друга - так ищи, а нашел - береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друзья - не разлей вода.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, я вижу, что вы действительно умеете дружить, как замечательно, что есть такая страна «Дружба». Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба».

Мы с вами много говорили о дружбе, а я вам хочу показать небольшое кино про вас - дружных детей.

(Показ презентации «Дружные дети».)

Воспитатель: - Про кого мы сегодня рассказывали?

Дети: - Мы рассказывали про двух ребят Олю и Пашу

Воспитатель: - Как поступают настоящие друзья?

Дети: - Настоящий друг всегда придет на помощь.

Друга не оставит в беде.

Воспитатель: - Молодцы, всем спасибо за работу.

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи;

обогащение словаря ребенка.

Программное содержание:

1. Учить детей последовательно, логично, выразительно передавать сюжет картинок, объединяя их единым содержанием.

2.Формировать навыки совместной деятельности, составляя коллективные рассказы.

3.Воспитывать желание внимательно слушать выступление своих товарищей, дополняя при необходимости ответы.

Д/Игра «Подбери предметы с нужным звуком»
Закреплять навыки правильного произношения глухих и звонких согласных Ш-Ж.

Д/Игра «Предумай слово»
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, нужные прилагательные.
Материал: настенные и настольные картины одного содержания. Плоскостные фигурки в названии которых слышатся звуки Ш-Ж. Фигурки зверей: лиса, медведь, заяц, ёж.
Мелкие игрушки для поощрения детей.
Активизация словоря: дремучий, непроходимый, тёмный.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:

«Лежалал между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» /Ёж/

-Ёжик к нам пришел не случайно, он нам принёс интересные картинки, про своих друзей - лесных ежей.
Воспитатель вывешивает картинки.
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы думаете, что лето? лес зеленый, на поляне цветы, в лесу выросли грибы.

Пришла в лес девочка. Какое имя ей дадим? /Таня/
-Как вы думаете, зачем она пришла в лес? /Погулять, отдохнуть, собрать грибы. /
-Какой лес окружал Таню? /Густой, непроходимый, хвойный, тенистый./
-Присела Таня отдохнуть, раздвинула руками травинки и кого она увидела? /Семейство ежей./

Какими они были? /Трудолюбивые, колючие, дружные, заботливые, добрые./

Чем же они были заняты? /Собирали грибы, делали заготовки к земе, накалывали грибы на колючки./
-Почему вы думаете, что ежы – добрые? /Они показали Тане, где много грибов./
-Осталась ли Таня довольной прогулкой в лес? /Да. Она познакомилась с ежами. Ежи помогли ей найти грибы./

А сейчас нужно придумать рассказ по этим картинкам, припоминая то, о чём мы только что говорили. О чём нужно в первую очередь рассказать? /Кто пришел в лес и зачем/

О чём следует сказать особенно подробно? «Что приключилось с Таней в лесу»
-Чем закончить рассказ? «Довольна ли Таня прогулкой»
Спросить 6-8 детей пересказать свои рассказы. Воспитатель предлагает детям физкультминутку: -А сейчас вспомним стихотворение Александровой стих-е «Ёж».

Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
/Дети танцуют под музыку Чайковского/

Гриб, надетый на ключки,
Тащит ёж к своей норе.
/ Дети садятся /

Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых слышится звук Ш-Ж: жаба, ёжик, ужик, жук, чиж; петушок, лошадь, мышь, мишка, кошка.
-У нас много зверюшек, птиц, насекомых в названии которых слышится звук Ш и звук Ж. Нужно их разобрать: со звуком Ш поставить на верхнюю полоску, а со звуком Ж на нижнюю полоску. Воспитатель с детьми проверяют, правильно ли разобрали картинки. Дети называют предметы на картинках, четко выделяя нужный звук.
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
-В лесу много разных зверюшек. Я вам называю короткое слово животного, а вы придумываете, как это слово можно изменить. Кто придумает слово, тот получит от ежика грибок. Слушайте, думайте, придумывайте. Шла я по лесу, встретила зайца, как можно изменить слово «заяц»? «Зайченок, зайчиха, зайчище, зайчата»
-Как можно описать зайца, какой он? «длинноухий, трусливый, быстроногий, черноглазый, косоглазый»
Воспитатель предлагает такую же работу проделать со словами – медведь, лиса, еж.
В конце занятия отметить активность детей, количество полученных грибков, решение поставленных задач.

Авторы: Соломонова Анна Николаевна, Юськаева Элеонора Васильевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 22 комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа по картине с опорой на мнемотаблицу в старшей группе"
Дата публикации: 24.04.2017
Раздел: дошкольное образование

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №22 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Конспект открытого занятия по образовательной области

«Речевое развитие»

в старшей группе на тему:

«Составление описательного рассказа по картине с

использованием ИКТ»

Подготовила и провела: воспитатель

Соломонова Анна Николаевна,

первой квалификационной

Саранск, 2017

Цель: дать детям представления об особенностях изображения весны на

Образовательные:

продолжать

формировать

отгадывать

загадки, аргументируя свой ответ, совершенствовать навыки рассматривать

картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

составлять

целостный

сюжетной

пользуясь

разными видами предложений, используя план - схему по картинкам.

Развивающие:

развивать

вариантов,

придумывания названия рассказа, в подборе родственных слов, определений

к заданным словам. Развивать восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

воспитывать

выслушивать

перебивать во время выполнения задания. Воспитывать бережное отношение

и любовь к живой природе.

Интеграция образовательных областей.

«Социально

коммуникативное

развитие»

Формировать

нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к

природе родного края. Расширить представление о весенних особенностях в

«Познавательное

развитие»:

продолжать

знакомить

особенностями составления описательного рассказа по картине.

наблюдать

описывать,

углублять

уточнять

весенних

особенностях в природе.

«Физическое

развитие»:

формировать

правильную

умение осознанно выполнять движения при физминутке. Способствовать к

самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки

ценностно-смысловому

восприятию

пониманию

произведений

изобразительного

искусства

становление

эстетического

отношения к окружающему миру.

Методические

приемы:

организационный

художественное

слово, сюрпризный видео-момент, вопросно-ответная беседа, дидактическая

«Подбирай.

Запоминай»,

объяснение,

слайдовый

пояснение,

напоминание,

физкультминутка

(перевод: «Весна,

приди…»)»,

продуктивная

деятельность

составление описательного рассказа по картине «Весна пришла»,

рефлексия.

Используемые формы организации познавательной деятельности

детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности

фронтальная

приводит

повышению

умственной

активности,

побуждает

самовыражению.

Индивидуально-

дифференцированный

осуществляется

испытывающим

трудности при составлении рассказа.

Предварительная работа по образовательным областям:

1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: проведение занятий по

продуктивным видам деятельности по лексической теме «Ранняя весна»,

изготовление

дидактических

Слушание

произведений

мордовских

композиторов

Сураева-Королева

Тялонесь»,

Аверкина «Пробуждение природы».

2. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: пополнение Центра

речевого развития: альбомами, настольно печатными играми «Времена года»,

мнемотаблицами «Времена года».

3. ОО «Познавательное развитие»: рассматривание картины «Весенние

рассматривание

альбомов,

весенними

явлениями

4. ОО «Речевое развитие»: активизация словаря: капель, проталины,

пробуждение природы, чтение художественной литературы И. Емильянов

«Подснежник», В. Лунин «Весна», А. Прокофьев «Звенит капель», Е. Эрато

«Весенние певцы», русская народная сказка «Как весна зиму поборола», Г.

Скребицкий «Сказка о Весне».

5. ОО «Физическое развитие» проведение подвижных игр: «Перелет

птиц», «Скворечники», «Речка-берег».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Слайдовая презентация. Музыкальная композиция

Ген. Сураева-Королева «Катк паксеть, Тялонесь», видеоролик «Пробуждение

природы», мнемотаблица «Весна». Корзина, солнце.

Раздаточный: иллюстрация подснежника на каждого ребенка, лучики

Словарная работа: капель, проталины, пробуждение природы

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное

сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

(1 СЛАЙД)

Воспитатель

(воспитатель

организовывает

взявшись

руки):

обратили

внимание

прекрасный

просыпается

настроение

улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

Здравствуйте, ребята. Я люблю, когда при

встречи, мы знакомы и родным, добрый день и добрый вечер все при встречи

Посмотрите,

поздоровайтесь с ними.

Дети : Здравствуйте.

(Дети проходят на стульчики в цент группы).

Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это

так тихо прошагал за окном? (2 СЛАЙД )

(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку):

«Кто пришёл так тихо - тихо?

Ну конечно не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит - тише всех пришла весна!»

Воспитатель :

Правильно.

признаки

услышали

Дети : В загадке говорится о том, что листок из почки вышел, что

зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, вышли из земли, что появились

первые цветы – подснежники. (3 СЛАЙД)

Воспитатель: Вспомните, как называются 3 весенних месяца?

Дети : Три весенних месяца март, апрель, май.

Воспитатель : А какой сейчас у нас месяц идет?

Дети : Сейчас идет месяц апрель.

Воспитатель : А как будет называться следующий месяц, после апреля?

Дети : После апреля следует май. (4 СЛАЙД)

Воспитатель: (5

СЛАЙД)

корзинкой, в которой лежат первые весенние цветы – подснежники. Кому я

подарю подснежник, тот подберет определение к слову, а остальные дети

будут добавлять.

(Дети называют прилагательные и получают цветочки)

Дидактическая игра: «Подбирай, называй, запоминай».

Весна (какая?) - (тёплая, красивая, ранняя, поздняя, долгожданная);

Солнце (какое)? - (ласковое, лучистое, яркое, теплое).

Трава (какая?) - (зелёная, сочная, маленькая).

Цветы (какие?) - (красивые, разноцветные, душистые).

перелетные).

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов о весне

мы вспомнили. (6 СЛАЙД)

Воспитатель : Ребята, издавна было принято зиму провожать, а весну

зазывать, поэтому взрослые и дети собирались вместе, шли на луга и поля и

пели песни и заклички. Я предлагаю вам встать в кружочек и произнести

закличку для весны, чтобы весеннее солнышко каждый день озаряло своими

теплыми лучами нашу группу.

проговаривают

мордовскую

закличку

исполнением

движений.

композитора Ген.

Королева «Катк паксеть, Тялонесь»).

Физкультурная минутка

сак,сак! Весна, весна приди!

кантт! Теплый дождь нам принеси!

Сери сёрот макст, макст! Высокую пшеницу вырасти!

(Деть проходят на места)

(7 СЛАЙД)

Воспитатель :

Проходите, ребята к доске и присаживайтесь на свои

Воспитатель : Посмотрите, что перед вами?

Дети : Перед нами на слайде представлена картина.

Воспитатель : Ребята! Сегодня мы будем составлять рассказ по картине.

составить

красивый

рассмотреть

Посмотрите

внимательно на картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так

Дети : На картине представлено время года весна. На ней показано, что

с ней растаял, его стало меньше, появились первые проталины. Пробивается

Воспитатель : Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и

тона преобладают в ней?

Дети : На картине присутствует голубой, белый, светло-коричневый,

зеленоватый цвет.

Воспитатель : Какое светит солнце?

Дети : На картине показано желтое, теплое, яркое, лучистое солнце.

Воспитатель : Какими словами можно описать небо.

Дети : Небо высокое, по-весеннему голубое.

Воспитатель : Что происходит со снегом на картине?

Дети : На картине показано, что снега стало мало, от растаявшего снега

побежали ручьи, появились проталины, с крыш домов

сползают остатки

снега, от теплого солнца началась капель.

Воспитатель : Обратите внимание, как одеты дети?

Дети : Дети одеты в облегченную одежду.

Воспитатель : Что делают дети на улице?

Дети : Дети пришли с корабликами к ручью. Они пускают кораблики в

Воспитатель : Кто летает в воздухе?

Дети : Прилетели грачи, они строят на деревьях гнезда, для выводка

будущего потомства.

Воспитатель : Какие деревья вы видите на переднем плане картине?

Дети : На переднем плане изображены березы.

Воспитатель : Как они изображены на картине?

Дети : Березы на картине высокие, стройные, голые, на них только

набухают почки.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать

художник на этой картине?

Дети :

Художник

рассказать

Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

Воспитатель : Как мы можем назвать нашу картину?

Дети : Картину можно назвать «Весна пришла», «Апрель».

Воспитатель : Чтобы вам легче было рассказывать рассказ, я предлагаю

вам план. Это маленькие картинки (показываю). Они разложены по порядку и

будут подсказывать, в какой последовательности составить рассказ.

Воспитатель :

послушайте,

использованием представленного плана.

Воспитатель : На картине изображена ранняя весна. Солнышко своими

яркими, теплыми лучами стало пригревать сильнее. Тает снежок и на земле

появились

проталины.

переоделись

облегченную

Мальчики пускают кораблики в ручье. Лиственные деревья стоят пока еще

Прилетели

деревьях

будущего потомства.

пробуждается,

возвращается

зимнего сна.

Воспитатель : А сейчас я хочу послушать ваши рассказы.

(4-5 рассказов детей).

Воспитатель : Молодцы!

Рефлексия (8 СЛАЙД)

Воспитатель : Чем занимались на занятии? Чей рассказ вам больше

всего понравился? А вы рады приходу весны? Улыбнитесь, покажите, как вы

рады весне. Молодцы! Ребята, посмотрите, у меня есть солнышко, а у вас

есть лучики жёлтого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку и сказать,

что вам сегодня понравилось на занятии? (Прикрепляю свой лучик к солнцу).

Мне также понравилось с вами работать на занятии, все старались, работали

активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и

постараемся найти все приметы весны на участке.

Воспитатель : Спасибо за занятие, можете быть свободны.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: закреплять навыки составления рассказа с использованием кодов Семадени; закреплять навыки перекодировки кодов Семадени в словесное обозначение с использованием антонимов; упражнять детей в составлении простых распространённых предложений; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, понимать заданный вопрос.
  2. Коррекционно-развивающие : развивать память, мышление, восприятие, общую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать, анализировать рассказы своих товарищей, воспитывать бережное отношение к диким животным.
  4. Оборудование: корзинка, ёжик, заяц, письмо, коды Семадени, угощение для детей.

Лексическая тема «Дикие животные»

Ход НОД:

1. Орг.момент

— Ребята я нашла корзинку под дверью, (в корзинке ёжик и зайчик, письмо) это не ваша?
— Интересно вам посмотреть, что внутри?

2. Основная часть

— Ой, а тут…, отгадайте загадку Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.(Еж)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц) и письмо.

— «Здравствуйте ребята, меня зовут Старичок-Лесовичок, я живу в сказочном лесу, где случаются разные чудеса.
Ребята, как вы думаете, а животные могут дружить?
Отправляю вам ёжика Пых и зайчика Пух, а так же подсказки по которым вы сможете узнать их историю.
Расскажите историю зайцу и ёжику, и сможете получить лесные гостинцы. Ваш Старичок-Лесовичок.»

— Ну, что ребята хотите узнать историю ёжика и зайчика?

— Сначала давайте попробуем отгадать все подсказки. (проговариваем, совместно с детьми каждое предложение: логопед начинает, ребёнок заканчивает по кодам)

— Вспомните, что обозначает первый код? (ответы детей)
— Низкий, а раз перечёркнут, подберите противоположное слово (ответы детей). Высокий.
— Второй код обозначает цвет. (ответы детей) Зеленый.
— Третий код обозначает качество предмета. (Ответы детей) Колючий перечёркнут, значит (ответы детей). Пушистый.
— И на последнем коде изображена ёлочка, а теперь составьте предложение целиком (ответы детей) Высокая, зелёная, пушистая ёлочка.


Рассмотрим следующую картинку.
— Что обозначает первый код? (ответы детей) Маленький, а перечёркнуто, значит (ответы детей). Большой
— Следующий код обозначает (ответы детей). Худой, а перечёркнут (ответы детей). Толстый
— Следующий код (ответы детей). Коричневый.


Рассмотрим следующую схему. Первый код обозначает (ответы детей) большой, а раз перечёркнут (ответы детей) маленький.
— Второй код обозначает (ответы детей) пушистый, а если наоборот (ответы детей) колючий.


(по аналогии рассматриваем остальные схемы)
— Первый код, если сразу обратить внимание, что он перечёркнут, обозначает (ответы детей) Маленький
-Второй обозначает цвет (ответы детей) серый.
— Третий код не колючий, значит (ответы детей) пушистый.


— На следующей схеме сразу посмотрите на последний код, что изображено? (ответы детей) ягода.
— А теперь давайте её опишем. Первый код обозначает.. (ответы детей) большая.
— Следующий код (ответы детей) красная.
— В третьем коде зашифрована форма (ответы детей) круглая
— Проговорите что у нас получилось? (ответы детей) Большая, красная, круглая ягода.

3. Динамическая пауза

— А теперь немного отдохнём и в лес мы с вами пойдём.

Лиса шла, шла, шла (дети изображают хитрую лису)
И клубнику нашла,
Села, поела и дальше пошла (присаживаются и собирают «клубнику»)

Зайчик скок-поскок, наскочил на кусток (прыгают)
Собрал малинку, поскакал по тропинке (тянуться вперёд, собирают, а потом прыгают)

Медведь шёл, шёл, шёл (изображают медведя)
И рябину нашёл,
Потянулся, оборвал, и дальше пошёл (тянуться вверх, а потом шагают вразвалочку)

— Итак, мы с вам разобрали все схемы, а теперь я буду начинать рассказ, а вы заканчивать с помощью подсказок. Вы должны будете не только правильно закончить рассказ, но ещё и постараться его запомнить.
(логопед начинает предложение, а дети заканчивают, опираясь на коды)

  1. В лесу росла высокая, зелёная, пушистая, ёлочка.
  2. Под ёлкой рос большой, толстый, коричневый гриб.
  3. Мимо ёлки пробегал маленький колючий ёжик.
  4. Он бежал в гости к маленькому, серому, пушистому зайцу.
  5. Ёжик сорвал на поляне большую, красную, круглую ягоду и угостил ею зайца.

— Молодцы! А теперь вы расскажите для наших гостей историю дружбы ёжика и зайца.
(дети рассказывают рассказ самостоятельно)

4. Заключительная часть

— Молодцы, ёжику и зайчику понравилось, что вы расшифровали их рассказ и сумели запомнить его, и им пора отправляться в Сказочный лес, но сначала они хотели бы вас угостить лесными дарами. Отгадайте, что это: маленькая, круглая, чёрная ягода (черника).
(дети угощаются черникой).

— Наше занятие подошло к концу, скажите а могут ли дружить животные в Сказочном лесу?

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко» комбинированного вида»

«Составление творческих рассказов и сказок в старшем дошкольном возрасте»

Составила:

воспитатель

Коковина Л.Б.

г.Оленегорск, 2013г

«Уметь общаться – в счастье купаться».

народная мудрость.

Вы знаете, что проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и как следствие, низкие коммуникативные умения.

Все эти проблемы знакомы как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на речевое развитие детей. Начала эту работу с самого раннего возраста, когда у детей еще есть желание общаться, когда они учатся говорить.

Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи в детском творчестве старших дошкольников.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте с 1-го года до 3-х лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества, ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно под руководством взрослого, литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Детское творческое воображение зависит от нескольких факторов, в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо , ребёнок проходит три стадии развития воображения:

1. детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.

2. юность . Сочетает осознанную деятельность и вымысел.

3. зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

В творческой деятельности ребёнка педагоги, психологи выделяют три основных этапа:

1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных - первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

2. Реализация замысла . Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

В своей работе определила главную цель – развитие связной монологической речи. Для успешного её решения определила ряд задач:

· Обогащение словаря.

· Формирование умения составлять текст по сюжетным картинкам (по рисунку).

· Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты

· Формирование умения грамматическому и фонетическому построению фраз.

· Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их, пересказывать небольшие литературные произведения,

· Составление рассказов из личного опыта.

· Повышение уровня эмоционального развития.

· Воспитание интереса к детскому творчеству.

Для обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития я использовала симбиоз игры и сказки. В этом нам очень помог кукольный театр.

Мы обыгрывали сказки, которые дети знают с самого раннего детства (перечислить). На примере сказки можно активизировать речевое общение детей, найти индивидуальный подход к каждому малышу. В сказке каждому найдется роль: роль активного собеседника или роль – действие. (Пример сказки «Колобок» эпизод:

Почему дед попросил испечь бабку колобок?

Он работал в огороде, устал, захотел есть.

Как бабка пекла колобка?

Взяла муки, яйца, налила воды, замесила тесто.

Почему колобок укатился от бабушки и дедушки?

Ему стало скучно, грустно, неинтересно, пошёл смотреть мультики…он захотел найти себе друзей

Катился колобок по дорожке … Что он мог увидеть по пути?

Цветочки растут, грибы, бабочки летают …

Грустного, Зайчик гулял в лесу и заблудился.

Как же помочь зайке?

Последующие занятия позволят выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров помогут приучить к выдержке, сдержанности, научат быть внимательными к другим. Такие драматизации знакомых сказок помогали развитию общения со взрослыми и сверстниками, проявлять умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.

Для того чтобы ребёнок стал придумывать рассказы, сказки, я использовала приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями. (пример Сутеев). Использовала и такой приём. Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался видеоряд, по которому дети могли пересказать сказку (рассказ)

В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» из которого выкладывались друг за другом картинки или игрушки в бессмысленном порядке, формировалось умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты

(Вопросы?).

Во время обучения умению составлять простейшие, по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, уделяла внимание грамматическому и фонетическому построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов). Учила правильно строить композицию сюжета, (оформлению их содержания), зачин (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что помогло формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это способствовало овладению связной монологической речью детей, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к обучению в школе.

Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты. Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их («Чудесный мешочек» Чьи вещи?, Какой характер)

Если возникали трудности, помогала ребенку, используя цепочку вопросов.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет

Жил-был (кто?)

Как его звали?

С кем он дружил?

Пришел кто?

Примерная цепочка вопросов 5-7лет

Жил – был (кто?)

Какой он был?

Что умел делать?

Пошел гулять куда? Искать (что, кого?)

Встретил (кого? Что?)

Кто у него друг?

Как он мог помочь другу?

Что стало с друзьями?

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим остается принцип наглядности. (Беседы, занятия о художниках-иллюстраторах – Сутеев.)

Развитие речи детей будет более эффективным, если как можно больше читать, разговаривать с ребенком, а также играть в развивающие игры и упражнения с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями из сказок

Грамматический строй речи:

Синонимы

Цель : Объяснить детям что существуют слова, обозначающие одно и то же значение, но звучащие по-разному

Маленький - крошечный

Зима - зимушка

Антонимы и противоположные слова.

Большой – маленький

Веселый – грустный

Высоко – низко

Игра : «Что делают предметы?»

Цель: Знакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Закреплять умение распознавать графические символы действий, согласование существительных с глаголом.

Игра : «Времена года»

Зима какая? (Снежная, холодная, белая, хрустальная, студёная, злая, пушистая, новогодняя…).

Цель: Учить детей активно использовать в речи прилагательные, помочь ребенку увидеть «похожесть» друг на друга разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности.

Связная речь:

Игра: «Найди по описанию»

Цел: формировать умение составлять описательный рассказ.

Ход игры : ребёнку предлагается описать предмет, не называя его., остальные дети отгадывают его и находят в группе.

Игра : «Веселые картинки»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творческие способности, учить детей сочинять, пересказывать сказки, рассказы по предметным, сюжетным картинкам.

Ход игры : (картинки выкладываются друг за другом в бессмысленном порядке при составлении рассказа содержание последующей картинки нужно связать с предыдущей)

Такая работа привела к тому, что дети постепенно сами начали сочинять рассказы, сказки.

С удовольствием рисовали к ним иллюстрации и наоборот – рисовали, а затем сочиняли. Дети очень увлеклись таким занятием, и результатом стало создание в группе папки «Сказки нашей группы». (Презентация на родительском собрании).

Надо отметить, что важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Я отмечала оригинальность и самобытность работы каждого ребёнка, Старалась, чтобы творчество стало обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

Чтобы дети во время придумывания по рисунку не теряли интерес к сочинительству, я старалась эмоционально реагировать на каждое предложение и действие. Если дети затруднялись, помогала додумывать окончание истории.

Женя и Наташа могли сначала придумать историю, а после ее проиллюстрировать самостоятельно.

Помогали мне в этой работе и родители, дети составляли дома рассказ или сказку, они записывали и приносили в группу. Все рассказы мы обязательно зачитывали, обсуждали с детьми.

Одним из важных достижений в развитии речи детей стало словотворчество.

В рассказах детей встречаются такие интересные слова: «Чудик» - странное существо, жил – белый, пребелый аист, «острозубы» - динозавры. Дети придумывают имена героям своих рассказов – Энилус, Элюза,

Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: морщинки на лбу - "сердитки", "глазки выньми", "журчей"... "вот притонула, а вот вытонула". Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К.И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. "Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в трудной повседневной работе".

Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.

Результаты диагностики в конце старшей группы показали, что уровень развития связной монологической речи значительно повысился.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта