Главная » Масляный » Текстовый пример научной стиля речи. Научный стиль. Для чего он

Текстовый пример научной стиля речи. Научный стиль. Для чего он

Приветствую вас, друзья! На связи Павел Ямб. Помните, мы начали разговор о стилях речи, их особенностях? У каждого стиля они свои. Самым сложным считается стиль научный. Не будет лишним узнать о нем больше. Итак, научный стиль текста и его особенности.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    — Да он пропил всю стипендию. Вместо ого чтобы «комп» купить себе новый или хотя бы «ноут»

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни. "

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    — А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чем же я виновата?

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха»

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Переход к многоуровневой архитектуре интернет-ориентированных клиент-серверных приложений поставил перед разработчиками проблему распределения функций обработки данных между клиентской и серверной частями приложения.»

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным. "

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    « – Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.

    – Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.

    – Уууу… – Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.

    – Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.

    – Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.»

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    "Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки за границу по семейным обстоятельствам. Прилагаю вам справку по состоянию здоровья моей жены. 8 октября 2012 года. "

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «Я ученик 7 в класса взял в школьной библиотеке книгу „Алиса в стране чудес“ для урока литературы. Обязуюсь вернуть её 17 января. 11 января 2017 года»

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    К какому стилю текста относится данный отрывок:

    «За время войны в с. Боровом уцелело 45 домов из 77. В наличии у колхозников оставались 4 коровы, 3 телки, 13 овец, 3 поросенка. Большинство садов на приусадебных участках, а равно и фруктовый сад общей площадью в 2,7 га, принадлежащий колхозу «Красная заря», оказались вырубленными. Ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками собственности колхоза и колхозников, исчисляется приблизительно в 230 700 рублей.»

Для чего он

Научный стиль нужен для точного, краткого и ясного выражения мыслей исследования. Форма высказывания монологическая, изложение последовательное, завершенность выводов и фраз.

Научный стиль используется в технической и научной сферах для оформления и выражения различных идей, достижений, гипотез. Отчет об исследованиях создан для людей, способных оценить результаты.

Главные особенности:

  • Соответствие нормам литературного языка.
  • Отсутствие личной оценки событий.
  • Информативность, объективность.
  • Четкая структура текста.
  • Использование специальной терминологии и специфических языковых средств.

Разновидности и отличия

Особенность научного стиля и его отличие от других – деление на подстили. Произведения научного стиля больше используют в письменной форме, благодаря четкости оформления и содержания. По степени научности выделяют:


Умея писать такие тексты можно неплохо зарабатывать на бирже текстов , например Advego или Etxt .

Академический жанр адресован профессионалам. Цель подстиля – выявление новых данных. Используется для написания диссертаций, рефератов, научных докладов. Примеры произведений академического жанра – статьи-монографии.

Произведения научного стиля оформлены в виде отдельных трудов, законченных работ с соответствующей жанру структурой. К научной прозе относят рецензии, лекции, доклады, устные выступления на симпозиумах и конгрессах, научные отчеты и диссертации. Труды созданы автором впервые. Потому относятся к первичным.

Обобщение данных, вторичные информативные материалы – произведения, созданные в виде рефератов или аннотаций.


Публикации в научно-учебном стиле – для учащихся, студентов, то есть будущих специалистов, которых нужно научить описывать факты. Поэтому примеры приведены типовые. Обязателен принцип от общего к частному.

Присутствует строгая классификация, активно используются термины. Примерами подстиля являются учебники, лекции, справочники. Курсовые работы, доклады для семинаров тоже написаны в учебно-научном жанре.


Чтобы донести факты и результаты исследований до читателей-неспециалистов, используется научно-популярный стиль. Он напоминает художественный и публицистический , так как в нем рассказывается доступно и понятно о сложном.

Читатели, для которых предназначен научно-популярный жанр, специальных знаний не имеют. Поэтому при сохранении четкости научного стиля изложение упрощенное, используются даже эмоциональные языковые средства. Цель публикаций – познакомить читателей с описываемыми фактами.

Специальные термины и числовые данные используются по минимуму и каждый раз подробно поясняются. Читать такие тексты просто, есть сравнения с привычными предметами, изложение упрощено, а частные факты рассмотрены без общих обзоров.

Подстиль используется в научно-популярных изданиях, книгах, детских энциклопедиях. Отличается большей свободой и способен изменяться от газетной рубрики «Это интересно» до научно-популярной книги, близкой к учебнику.

Изложение доступное и ясное. Но по этому критерию научные научно-популярные и учебно-научные тексты немного различаются.

Научно–популярный текст предлагает читателям самые интересные факты, а изложение напоминает книжный стиль, доступный для неспециалистов. Такие публикации отличаются от академических тем, что термины объяснены доступным языком, результаты изложены без лишних подробностей. Нейтральный стиль похож на научно-популярный.


Вторичные тексты, то есть составленные на базе уже имеющихся источников, – авторефераты, конспекты, тезисы, аннотации. Для сокращения объема при написании информация при подготовке свертывается.

Для каждого подстиля или жанра характерны свои особенности, но они не разрушают единства научного стиля, поддерживая общие признаки.

Основные отличия научного стиля от других

Все остальные стили я описал в этой статье .

Публикации в научном стиле соответствуют всем требованиям литературного языка. В них часто употребляют стандартные выражения и обороты, язык графики, формулы, символы, рисунки, чертежи, используют примечания и ссылки для точности цитат и проверяемости источников.

Нередко используются языковые клише и штампы: «речь идет о проблеме», «следует отметить», «переходит к анализу».

Научный текст начинается с введения в суть задачи, обоснования необходимости исследования и новизны проблемы. Выделяется предмет исследования, ставятся цели для решения задач.

Дается обзор научных источников по предмету исследования, база для работы, обосновывается теоретическая и практическая значимость публикации. Приводится содержание работы, описание экспериментов, результаты исследований и выводы по их итогам.

Особенности лексики

  • Главные отличительные черты научного стиля – обобщенность и отвлеченный тон.
  • Слова употреблены в конкретных значениях (словообразование, конфликт).
  • В качестве терминов использованы привычные слова: катушка, муфта, трубка.
  • Главная смысловая нагрузка – на термины. Обязательно использование специальных понятий, например, этногенез, синусоида.
  • Используют : ГОСТ, млн. Сведения точны, выводы объективны, а характер – обобщенно-отвлеченный.

Особенности изложения:

  • Отвлеченность предложений: представляется, что…
  • Обобщенное значение глаголов. Используют формы прошедшего и настоящего времени для указания закономерности явления: «автор отмечает…».
  • Большая часть – глаголы несовершенного вида в устойчивых оборотах: покажем на примерах. Преобладают неопределенно-личные формы с оттенком необходимости: «нужно уметь…»
  • Для акцента на описании процесса используют возвратные глаголы и страдательные причастия: «детально объясняется», «определение дано…»
  • Использование кратких прилагательных и местоимения «мы» вместо «я» для обобщенности текста и акцентирования внимания на отстраненности позиции автора: «отношение характерно», «мы пришли к выводам…»
  • Строение предложений и словосочетаний особое: сжатый объем, но повышенная информативность.
  • Определительные словосочетания: ликвидность валюты.
  • Определения используют как термины: «твердый знак», «безусловный рефлекс».

Особенности синтаксиса

Предложения сложные. Использованы однородные члены и обобщения. Широко используются подчинительные союзы «вследствие того, что …», «ввиду того что …». Активно употребляют вводные слова «во-первых…», «наконец» для последовательного повествования. Для объединения логически связанных абзацев применяют сочетания слов «таким образом», «в заключение».

Почти все предложения повествовательные. Очень редко применяют вопросительные, только для повышения внимания читателей к вопросу.

Действующего лица нет: по большей части предложения безличные, обобщенные либо неопределенные. Обстоятельствам и действию уделяется основное внимание. Для введения терминов используют обобщенно-безличные конструкции: «Рассмотрим следующий пример».

Качества или свойства явления описаны наречиями: интересно, убедительно, по-новому.

Научный стиль изменениям не поддается. Языковые нормы определены, и научный текст «держит» благодаря им форму.

Общие особенности стиля

Главные особенности научного стиля – специфические средства лексики и грамматики, особые конструкции предложений, превращающие текст в сухое и точное повествование, понятное узкому кругу специалистов.

Для научного стиля характерно обдумывание изложения заранее, четкий и строгий выбор средств языковой выразительности. Научный стиль отличается предварительным обдумыванием изложения, строгим отбором языковых средств и нормированностью речи. Повествование – монолог. Диалога с читателем нет.

Факты объяснены четко, показаны причинно-следственные связи, закономерности.

Изложение в научном стиле строго логичное. Между частями есть смысловая связь. Высказывания автора точны, сжаты, понимаются однозначно.

Главная форма мышления ученого – понятие. Все научные определения даны четко и однозначно, термин раскрывает их содержание. Это слово, означает понятие из специальной сферы. В научном стиле среди профессионализмов, номенклатурных наименований термины преобладают. Они занимают пятую часть общей лексики.

Термины употреблены только в одном значении. Многозначные слова используют в научном стиле в одном значении, редко в двух. В научном стиле используется абстрактная лексика: «Научный язык совпадает с понятийно-логичным, выступая как более абстрактный».

В научном стиле собственная терминология: «солнечное сплетение», «деепричастный оборот» и тому подобные.

Среди грамматических особенностей – обобщенность и отвлеченность. Словоформы женского рода заменил мужской: «манжета» — «манжет».

Единственное число – в значении множественного: «Липа начинает цвести с конца июля». Вещественные существительные используются во множественном числе: смазочные масла.

Более употребляемы существительные, так как понятия преобладают над действиями. Большая часть глаголов выполняет роль связок: стать, казаться, представляться. В научных публикациях преобладают абстрактные значения глаголов: существовать – быть, происходить, изменяться…

Значения числа, лица и времени ослаблены: «перегонка производится» вместо «перегонку производят».

Для характеристики признаков и свойств исследуемого явления используется настоящее вневременное значение форм: «Самую важную часть растения составляет углерод».

Вневременное значение обретает и прошедшее время: «Проделано m опытов, в каждом из которых h принял определенное значение».

Настоящее вневременное преобладает над прошедшим, составляя более половины всех глагольных форм.

Обобщенность сказалась и на употреблении видов глаголов. Практически все несовершенного вида, то есть более отвлеченные. Лишь в устойчивых оборотах форма будущего времени используется как настоящее вневременное: рассмотрим, уравнение принимает вид. У большинства глаголов несовершенного вида нет пар совершенного: «Металлы режутся легко».

В научном стиле не так просто, особенно адресованную специалисту, не будучи им. Но такое задание попадается редко: чаще заказчики дают задание по написанию научно-популярных статей. Так что знать особенности этого стиля авторам важно для собственного роста и повышения уверенности в своих силах.

Вот такой, этот научный стиль. Сможете таким стилем оставить комментарий? С вами был Павел Ямб. До связи!

Образец текста научного стиля:

В 1905 году, когда была опубликована первая статья Эйнштейна о теории относительности, никто не мог предвидеть конкретных путей научно-технической революции, призванной воплотить в жизнь новое учение о пространстве, времени и движении. В теории относительности видели поразительно глубокое, стройное и смелое обобщение и истолкование уже известных экспериментальных данных, прежде всего фактов, свидетельствовавших о постоянстве скорости света, о ее независимости от прямолинейного и равномерного движения системы, через которую проходит световой луч.

Вместе с тем ученые понимали, что, отвергнув, казалось бы, очевидное, классическое понятие одновременности, отказавшись от не менее очевидного классического правила сложения скоростей, допуская и обсуждая парадоксальные, на первый взгляд, выводы, физика овладевает очень мощным оружием . (Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М„ 1992.)

Для данного текста характерна научная терминология : пространство, время, движение, теория относительности, прямолинейное и равномерное движение, сложение скоростей. Преобладают книжные слова и словосочетания: научно-техническая революция экспериментальные данные, классические правила, парадоксальные выводы, отвергнув, овладеть, а также слова с абстрактными значениями: учение, теория, обобщение, истолкование. Слова употребляются в прямом, номинативном значении , эмоционально-оценочная лексика отсутствует. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов .

Для научного стиля характерны точность, абстрактность, логичность, объективность изложения.

Особенность научного мышления заключается в точном, однозначном выражении мысли. Динамика мышления выражается в суждениях и рассуждениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Анализ и синтез как методы научного исследования тесно взаимосвязаны, поскольку назначение науки - вскрывать закономерности. Таким образом, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер.

Общими специфическими чертами научного стиля , вытекающими из абстрактности и строгой логичности научного мышления, являются: точность изложения; обобщенность, абстрактность изложения; логичность, доказательность и объективность изложения.

Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность . В научной речи активно используется специальная и терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии (особенно это заметно в экономической сфере, например, менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер и проч.). Возрастающая роль интернационализмов в терминологической лексике свидетельствует, с одной стороны, о тенденции к международной стандартизации языка науки, а с другой - является показателем «отстраненности» средств научного стиля от общеупотребительной лексики языка. Научный стиль не обладает свойством общедоступности . Однако это не означает правильности обратного утверждения: «чем непонятнее, тем научнее». Псевдонаучный стиль изложения, не подкрепленный информативностью, является недостатком речи.



Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Весьма частотными являются существительные с абстрактными значениями: мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и под.

Логичность научной речи проявляется в композиционной связности изложения. Соединение отдельных частей научного высказывания осуществляется при помощи специальных слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средствами связи мыслей в ходе рассуждения. Это такие слова и словосочетания, как : таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме, того, тем не менее, между тем, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, следовательно, в результате, далее, другими словами, в связи с этим и др. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста.

Близки к ним словосочетания типа : следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем, наибольший интерес представляет... и др. С их помощью осуществляется переход от одной мысли к другой, выделяется главное и т.п.



Стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливает активное использование сложных предложений союзного типа , в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: Иногда достаточно провести 2-3 занятия, чтобы восстановить плавную речь. Наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия , например: Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом.

Лексический состав текстов научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в стандартизации языковых средств, меньшем использовании синонимов. Например, стандартными являются обороты : речь идет о проблеме, следует заметить, что..., данные приводят к следующим выводам..., выводы носят предварительный характер, из сказанного ранее вытекает..., перейдем к рассмотрению... и т.д. По степени стандартизации научный стиль уступает место лишь официально-деловому стилю.

В научном функциональном стиле отсутствует разговорная и просторечная лексика . Этому стилю в меньшей степени свойственна оценочность. Оценки используются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной, доступной, пояснить мысль, и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер. Научному стилю речи чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность , поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Не только неуместно, но и комично звучат высказывания типа: Бесподобный метод интегрирования...; Интеграл ведет себя вполне прилично...; Решение задачи дрожало на кончике пера... Однако, как отмечают ученые, в некоторых жанрах научной речи, таких, например, как полемические статьи, лекции, научно-популярные доклады, могут встречаться экспрессивные средства языка, используемые как средство усиления логической аргументации.

В научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информация. Это выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций, например: считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть и т. п.

Основные черты научного стиля:

Активное использование специальной и терминологической лексики;

Преобладание абстрактной лексики над конкретной;

Отсутствие разговорной и просторечной лексики;

Неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной и оценочной окраской.

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы таблицы графики и т. п. В большей степени это характерно для текстов естественных и прикладных наук: математики физики, химии и др. Однако практически любой научный текст может содержать графическую информацию.

Выделяют следующие разновидности научного стиля , представленные в различных жанрах научных текстов :

Собственно научный (монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа);

Научно-информативный (реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание);

Научно-справочный (словарь, справочник, каталог);

Научно-учебный (учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение);

Научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья).

Собственно научная литература отличается тем, что она создается специалистами для специалистов. Ее цель - выявление и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Научно-учебная литература отличается от собственно научной тем, что ее задача - донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. Это проявляется прежде всего в особом отборе материала, целенаправленности изло­жения знаний, расчетом на читателя-неспециалиста.

В научно-популярной литературе изложение очень близко к общелитературному. Ее основная задача - в популярной, доступной и понятной неспециалисту форме ознакомить читателя с научными знаниями, привлечь его внимание к научной проблеме. В связи с этим в научно-популярной литературе используются языковые средства, которые неуместны в собственно научном стиле (средства образности, выразительности, оценочности). Кроме того, научно-популярные тексты создаются специалистами для неспециалистов, что определяет и отбор материала, и систему доказательств, и манеру изложения. Различают так называемые первичные жанры научных текстов -оригинальные тексты (научная статья, доклад, диссертация, дипломная работа, монография) и вторичные жанры научных текстов , составляющиеся на основе уже имеющихся опорных текстов, чаще всего оригинальных (реферат, аннотация, конспект, тезисы). Тезисы , однако, могут быть и оригинальным научным произведением.

При всем жанровом разнообразии научные тексты строятся по единой логической схеме:

Тезис - утверждение, которое необходимо обосновать. Тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете);

Аргументация тезиса, приведение доводов, оснований. Количество аргументов зависит от жанра и объема научного текста;

Иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения; используются для более полной и наглядной аргументации тезиса;

Вывод (резюме) - содержит аналитическую оценку проведенного исследования, полученных результатов; отражает перспективу дальнейших изысканий.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой информации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов (конференции, симпозиумы, семинары и др.) возрастает роль устной формы научной речи. Это лекции, доклады, сообщения, выступления, вопросы и реплики в научной дискуссии.

Овладение научным стилем речи в его письменной и устной формах - необходимое условие профессиональной подготовки технических специалистов.

Научный стиль


1. Общая характеристика научного стиля речи


1.1 Разновидности научного стиля речи


Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

·предварительное обдумывание высказывания,

·монологический характер речи,

·строгий отбор языковых средств,

·стремление к нормированной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

·собственно научный,

·научно-технический (производственно-технический),

·научно-информативный,

·научно-справочный,

·учебно-научный,

·научно-популярный.

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

·сообщение,

·ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

·рассуждение,

·языковой пример,

·объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

·Научная тематика текстов.

·Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций.

·Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

·Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

·Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

·Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

·Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

1.Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

2.Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

.Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.


1.2 Лексика научного стиля


Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).

О.Д. Митрофанова в работе «Язык научно-технической литературы» отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в…, представляет собой…, состоит из…, применяется для … и пр.


1.3 Морфология научного стиля


Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.


1.4 Синтаксис научного стиля


Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).


2. Жанры научной письменной и устной речи


2.1 Классификация основных жанров научной письменной речи


Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риэлтер и проч.).

Выделяются четыре основных жанра письменной научной речи.

Собственно научный подстиль используется при написании текстов двух типов: первичных и вторичных. К жанрам первичных текстов относятся научные статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, публикуемые тексты докладов и т.п. Цель этих текстов - доказательство обретенной научной истины. Вторичными текстами называются те письменные и печатные работы, основная цель которых состоит в описании или изложении содержания первичных текстов. Жанрами вторичных текстов являются разного рода конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Основным адресатом произведений собственно научного подстиля являются представители той или иной научной специальности.

Научно-учебный подстиль выступает в учебниках, пособиях, учебных справочниках, публикуемых курсах лекций и др. учебных изданиях. Их цель состоит в передаче уже известных научных истин в ходе обучения и самообразования. Адресат данных произведений - лица, обучающиеся или повышающие квалификацию по какой-либо специальности, а также получающие общеобразовательные сведения.

Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля - обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.

Научно-популярным подстилем пишутся тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы. Их цель - самым общим образом информировать читателей о тех или иных научных идеях, открытиях и изобретениях [Было бы вполне закономерно отнести научно-популярные произведения к публицистическому стилю, так как с научным стилем их сближает лишь употребление терминологии, да и то в очень ограниченном количестве. Однако отечественная языковедческая традиция относит научно-популярные тексты к научному стилю].


2.2 Классификация основных жанров научной устной речи

стиль научный письменный жанр

К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад.

Их объединяют:

коммуникативная задача - передать в устной форме некую информацию так, чтобы она в большей или меньшей мере была усвоена слушателями;

публичный характер высказываний, когда лектор, докладчик, информатор настроен на общение с группой людей, у которой есть свой, во многом индивидуальный настрой на восприятие и говорящего, и того, что он сообщит;

дробная, порционная подача информации, ее членение на сегменты, которые содержат одну порцию нового;

учет того, что слушатели будут фиксировать (по-разному) значимую для них информацию в форме записи отдельных положений, составления более или менее развернутого плана или в форме конспекта - подробного или краткого. Учет этого обстоятельства влияет на организацию высказывания, на отбор четких, точных выражений и на его произнесение, в частности на темп речи;

подготовленный характер высказываний. При подготовке реферативного сообщения, доклада, лекции составляется план, тезисы, иногда пишется весь текст. Однако устные информативные жанры чаще всего произносятся на уровне словесной импровизации, хотя научные доклады нередко читаются. Что же касается устного реферирования и особенно лекций, то адресант, как правило, теряет контакт с аудиторией, если просто читает подготовленный текст;

монологический характер всех рассматриваемых жанров с элементами диалогизации (в большей или меньшей мере). При этом нужно различать устное реферирование, лекцию, доклад, тексты которых подготовлены в форме диалога (вопрос автора - ответ на него автора, без смены говорящего), и диалогизированный монолог - как взаимодействие с аудиторией во время словесной импровизации (предполагающее смену говорящих, включение слушателей в монолог).

Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче ее восприятия и усвоения. Рассмотрим эти жанры.

В реферативном сообщении излагается подробно (или кратко), как правило, вне оценки содержание одного или нескольких книжных источников.

В последнем случае изложение приобретает обзорный характер. Делается это по правилам реферирования.

Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, т.е. в процессе диалога, усваивается лучше. Проводились специальные опыты. Например, одну и ту же информацию - как кормить ребенка - матери получали перед выпиской из родильного дома в форме лекции врача или в ответ на свои вопросы. Диалог о режиме питания оказывался более эффективным. Нужная информация усваивалась быстрее, точнее - успешнее.

Научный доклад - это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. В учебном докладе на гуманитарные темы, в частности, эта новизна в большей мере субъективна. Она определяется наличием новых фактов или их оригинальной интерпретацией, наличием своей точки зрения, своей позиции.


Заключение


Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер - эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества.

Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.


Список источников


1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.

Бубнова Г.И., Гарбовский Н.К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. М., 1991. С. 8.

В.Я. Суртаев, «Основные тенденции развития молодёжной культуры». СПБ.: РАГС - 2004 г.

Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку». М., Просвещение - 1988 г.

Оганесян С.С. «Культура речевого общения» // Русский язык в школе. №5 - 1991 г.

Скворцов Л.И. «Язык, общение и культура» // Русский язык в школе. №1 - 1994 г.

Формановская Н.И. «Культура общения и речевой этикет» // Русский язык в школе - №5, 1993-1994 гг.

Лихачёв Д.С. «Развитие грамматики и лексики современного русского языка». М.: «НАУКА» - 1995 г.

В.Я. Суртаев, «Основные тенденции развития молодёжной культуры».


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В русском языке используется несколько стилей: официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный, а также научный. Сегодня поговорим о научном стиле. Что такое научный стиль, как его правильно применять в жизни?

Научный стиль - это действующий стиль в речи литературного языка, он имеет несколько особенностей: точность и однозначность высказываний, прямой порядок слов в предложении, использование научной терминологии, характер речи - монологический, нормированность, логичность, ясность.

В научном стиле пишутся учебники, справочники, словари, рефераты, доклады, курсовые, дипломные, контрольные. Научный стиль речи подразделяется на несколько подстилей, таких как научный (научная статья, диплом), учебный (рекомендации, всевозможные справочники), популярный подстиль (статья в научном издании, научный очерк).

Особенности научного стиля в русском языке

Научный стиль речи используется в ряде различных дисциплин и наук. Также ему присущи различные жанры (монография, доклад, статья, научная книга, учебник, дипломная работа).

В научном стиле приветствуется логика и последовательное изложение мыслей автора, четкая и упорядоченная связь между предложениями. Этот стиль не приемлет недоговорок, излишней «воды» в тексте, выражения эмоций. Все должно быть описано точно, лаконично, сжато, при этом содержание должно быть насыщенным. Что такое логичность в научном стиле? Это присутствие смысловых связей между предложениями, абзацами и параграфами в тексте.

Текст, который обладает последовательностью изложения мыслей, предполагает выводы, вытекающие из его содержания. Часто научный текст разбит на отдельные блоки для лучшего понимания. Мысль в каждом из них должна четко просматриваться или дедуктивно, или индуктивно. Этот стиль должен быть ясным, понятным и доступным.

Лексика научного стиля речи

Также в научном стиле присутствуют и такие лексические единицы, как термины. Обычно они составляют пятнадцать-двадцать процентов от общего содержания в тексте, написанном в научном стиле. Пример текста в научном стиле с содержанием термина: "Булимия – эти психическое заболевание, вызванное извращенным восприятием своего внешнего вида, присуще большому количеству людей, проживающих в развитых странах". Часто термины – это слова, понятные и на других языках, так как они интернациональные.

Морфология научного стиля

Научный стиль предполагает экономию слов в пользу краткости и точности, поэтому в нем используются определенные грамматические формы. Например, это употребление слов в мужском роде вместо женского: "манжет" (м. р.) вместо "манжета" (ж. р.).

В научном стиле названия понятий преобладают над названиями действий, таким образом используется меньшее количество глаголов.

Каждый школьник мог заметить, что в научном стиле в форме единственного числа подразумевается множественное. Например, это происходит, когда в учебнике пишут определение того или иного понятия: "слово - это...", "лягушка - это...", "атом - это...". Используется понятие в единственном числе, хотя само определение относится не только к одному этому понятию, а ко всем таким же. "Атом - это..." - определение относится не к одному атому, а ко всем атомам в мире. Выходит, что термины в определениях используются в обобщенном виде.

Что касается глаголов в научном стиле, то они используются со слабыми значениями лица, числа и времени: вместо "вычисление производит" - "вычисление производится путем..."; вместо "ответ находят" - "ответ находится с помощью..." и т. д.

Чаще всего для научного стиля берутся глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: "процент составляет", "популяция обитает", "молекула делится" и т. д.

Для научного стиля практически не характерны местоимения вы, ты, формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения "мы" и формы 3-го лица.

Синтаксис и научный стиль

Все мы знаем, что текст, написанный научным стилем, очень сложен для восприятия, перегружен терминами и определениями. Предложения построены сложно и иногда занимают по целому абзацу. Обычно для научного стиля используют предложения с однородными членами предложения и словами-обобщениями для них. Также используются подчинительные союзы, вводные слова и сочетания, слова-клише. Примеры присущих научному стилю единиц в тексте: "Рассмотрим приведенный вариант"; "Стоит сравнить текущее предложение"; "Текст представлен следующим образом"…

Подстили научного стиля

  • Научный выявляет и описывает современные факты, новые открытия и закономерности. Им пользуются для написания научных докладов, статей, рецензий.
  • Научно-учебный. Обычно в этом стиле пишут учебники и справочники для учащихся в различных учебных заведениях.
  • Научно-технический. Этим стилем пользуются для написания различных материалов для специалистов технического направления.

Жанры научного стиля

В этом стиле можно отметить такие жанры, как статья журнальная, монография, учебник, рецензия, учебное пособие, лекция, выступление в устной форме, отчет научный. Все вышеперечисленное - это первичные жанры, так как излагаются автором в первый раз.

Есть и вторичные жанры, такие как реферат (уже переработанная информация), конспект, аннотация и т. п. Жанры стиля учебно-научного – это доклад, лекция, курсовая. Словом, все, что относится к учебному процессу.

В нашей стране впервые услышали об особенностях научного стиля в восемнадцатом веке, когда стала развиваться наука. Тогда стали необходимы и термины, и книги, их содержащие. Стали выходить статьи, написанные в научном стиле. Особую благодарность стоит выразить Ломоносову М. В. за огромный вклад в развитие науки нашей страны.

Речи используется для обучения и просвещения, также является основой в сфере науки. Его главная функция - передать логическую информацию, доказать ее истину, указать ценность и важность. Доказательство иногда является структурой стиля. Например, в математике аргумент равняется доказательству, так как прямо так и называется - Теорема доказана. Аргументами считаются формулы, уравнения или же графики. Если это не математика, а какая-либо гуманитарная наука, то чаще всего это картинки, цитаты, ссылки на источники и тому подобное. Мысль излагается при помощи монолога. Научный стиль речи, примеры которого будут рассмотрены в этой статье, в полной мере выразит его определение и понимание.

Три подстиля

Научный стиль речи можно подразделить на 3 категории:

  • собственно научный - самый точный и строгий в написании вариант; в этом стиле пишутся ГОСТы, диссертации, инструкции и т. п.;
  • научно-учебный - таким вариантом пишутся все книги для школьников, студентов и т. п.;
  • научно-популярный - этот вариант предназначен для публичной литературы, такой как журналы, брошюры, газеты, справочники и пособия.

Особенности научного стиля речи

Естественно, они есть, как и у любого другого. Это такие:


Что нужно учитывать

Пример

Давайте рассмотрим несколько примеров научного стиля речи.

  1. Теорема Пифагора устанавливает связь, которая есть между сторонами в прямоугольном треугольнике. Доказана она была греческим математиком Пифагором.
  2. Микробы - мелкие микроорганизмы, в которые не входят вирусы и простейшие.
  3. При нормальных условиях среды хлороформ выглядит как бесцветная летучая жидкость, которая обладает эфирным запахом и сладким вкусом.

Вывод

Надеюсь, мы хоть немного разобрались в этом вопросе, и теперь вы сможете написать нужную вам научную статью.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта