Главная » Масляный » Иск в арбитражный суд к фсс. Как подать в суд на фонд социального страхования. Порядок обжалования решений и иных актов органа контроля за уплатой страховых взносов

Иск в арбитражный суд к фсс. Как подать в суд на фонд социального страхования. Порядок обжалования решений и иных актов органа контроля за уплатой страховых взносов

Проблема

Здравствуйте! Мне очень нужна помощь. Нахожусь в декрете. Работодатель худо-бедно платил пособие в течение года, но последние полгода выплат нет. И я знаю, что у них нет деятельности, и картотека на счёте большая, то есть, возможности платить нет. Обращалась в ФСС. После долгих выяснений, сказали что только через суд на работодателя и по решению суда они мне смогут выплатить. Ни разу не обращалась в суд, помогите, пожалуйста, составить заявление, чтобы получить деньги из ФСС!

И какой порядок действий: ехать в прокуратуру или напрямую в суд? Фирма готова предоставить все документы. Заранее спасибо!

Решение

Здравсвуйте!

Видите , в суд можно подать, но, если вы подадите на работодателя, то именно он и обязан будет выплатить, а если у него нет денег на счетах, так и будете ждать годами, когда вам выплатят пособия.

Есть случаи, когда напрямую выплачивает ФСС. И кстати, в ФСС нужно обращаться только в письменном виде, чтобы они выдавали письменные ответы.

Напрямую ФСС выплачивает только в случаях:

  1. В регионах, где идет пилотный проект.

Установить, что в реализации пилотного проекта участвуют:

с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2019 г. - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;

с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2019 г. - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области;

с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.

с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область;

с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области;

с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Архангельская, Тульская, Ярославская области.

Основание: Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427

2. ФСС выплачивает напрямую в случаях , указанных в п.4 ст.13 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) случаи выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (далее - пособия) непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования предусмотрены при:

Прекращение страхователем деятельности на день обращения застрахованного лица за пособиями;

Отсутствие возможности выплаты страхователем пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очерёдности списания денежных средств со счёта, предусмотренной Гражданским кодексом;

Отсутствие возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу;

Либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя.

Если у вас один из случаев, который указан в пункте 2, то платить обязан именно ФСС.

И соответственно вопрос, вы установили точно, что у вас не один из этих случаев? У вас есть на руках письменный ответ из ФСС?

  • Бесплатная помощь оказывается территориальными органами ФСС России и состоит в составлении заявлений и в суде.docx

В каких случаях пособия выплачиваются на основании судебного решения, ФСС даже разработал для таких случаев Образец Искового заявления, который прилагаю.

Если прекращение деятельности работодателя или недостаточность у него средств документально не подтверждены и возможность получения необходимых сведений исчерпана как застрахованным гражданином, так и территориальным органом Фонда, то последний не вправе назначать и выплачивать пособия работнику. Однако в этом случае работник может обратиться в суд с заявлением об установлении одного из следующих юридических фактов:

При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособия работнику.

Важно! Следует учесть, если будущая мама подаст иск о взыскании пособия с работодателя, то по такому судебному решению указанные пособия не могут быть назначены и выплачены территориальным органом Фонда, поскольку ответчиком по делу является работодатель.

  • Письмо ФСС если работодатель не выплачивает пособие с образцом искового заявления.doc

Видите , если у вас один из перечисленных случаев, а вы подадите в суд на работодателя, то и будете в результате ждать, когда вам выплатит работодатель, и ФСС откажется выплачивать напрямую, т.к. решение суда будет вынесено в отношении Работодателя.

В общем , в ФСС нужно обращаться за помощью, но делать это в письменном виде, чтобы ФСС провел проверку работодателя в соответствии с п.7, 7.1, 7.2 ст.4.2 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", и по результатам проверки выдал бы вам письменный ответ, что либо в суд обращаться, чтобы установить один из фактов:

  1. деятельность работодателя на день обращения за пособием прекращена;
  2. выплата пособий работодателем невозможна в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ;
  3. невозможностью определить место организации и её имущества.

либо в суд на работодателя, т.к. именно работодатель должен выплачивать, т.к. условия в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ не установлены.

Если ФСС РФ привлекает вашу компанию к ответственности за правонарушения в сфере социального страхования, то можно попытаться снизить размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. Как это сделать, читайте в статье, подготовленной нашими коллегами из журнала «Зарплата».

В территориальные отделения ФСС РФ компании уплачивают два вида страховых взносов по обязательному социальному страхованию:

На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ);

От несчастных случаев на производстве в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ).

Правонарушения в сфере социального страхования, за которые могут быть начислены штрафные санкции, перечислены в статье 46 Закона № 212-ФЗ и статье 19 Закона № 125-ФЗ.

Территориальное отделение ФСС РФ вправе привлечь компанию к ответственности (ч. 2 ст. 40 Закона № 212-ФЗ). Порядок привлечения аналогичен порядку, который установлен Налоговым кодексом для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (абз. 8 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Что влияет на размер штрафа

Территориальное отделение ФСС РФ начисляет штраф по результатам камеральной или выездной проверки. В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения фонда выявляет обстоятельства, исключающие вину компании в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Таблица. Штрафные санкции ФСС РФ

Вид правонарушения

Штрафные санкции ФСС РФ

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

От 5 до 30% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не менее 1000 руб.

Несоблюдение порядка представления расчета по форме-4 ФСС в территориальное отделение фонда в электронном виде

Нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ)

Неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

20% неуплаченной суммы страховых взносов

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Несвоевременная регистрация в качестве страхователя у страховщика (абз. 2 и 3 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

5000 руб., а при нарушении срока регистрации более чем на 90 дней - 10 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов (абз. 5 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

20% неуплаченной суммы страховых взносов, а за умышленное совершение указанных деяний - 40% неуплаченной суммы страховых взносов

Непредставление в срок установленной отчетности (абз. 6 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

От 5 до 30% неуплаченной суммы страховых взносов на основе этой отчетности за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не менее 100 руб.

Непредставление установленной отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока (абз. 7 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ)

30% неуплаченной суммы страховых взносов на основе этой отчетности и 10% суммы взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.

Какие обстоятельства исключают вину

Организация не может быть привлечена к ответственности за совершение правонарушения, если оно было совершено при обстоятельствах, исключающих ее вину. Перечень таких обстоятельств приведен в части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ.

Например, компания не понесет ответственность за правонарушение, если оно совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Подтвердить факт стихийного бедствия она может публикациями в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания (ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ).

Если компанию уже привлекали к ответственности

Повторное привлечение организации к ответственности за аналогичное правонарушение расценивается как обстоятельство, отягчающее ответственность (ч. 2 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Компания считается привлеченной к ответственности за правонарушение в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда или территориального отделения ФСС РФ (ч. 3 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Находим смягчающие обстоятельства

Организация может рассчитывать на снижение размера штрафа, если она совершила правонарушение при обстоятельствах, признаваемых смягчающими ответственность. Они перечислены в части 1ст атьи 44 Закона № 212-ФЗ.

Так, сумма штрафа может быть снижена, если правонарушение было совершено:

Вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

Тяжелого материального положения физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

Иных обстоятельств, которые судом или территориальным отделением фонда, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Поскольку данный перечень не исчерпывающий, отнесение обстоятельств к смягчающим является прерогативой суда (ч. 4 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Суд вправе уменьшить штрафные санкции до размера, который посчитает допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. Так, например, суд признал смягчающими следующие:

Незначительность просрочки представления компанией расчета по форме-4 ФСС (три дня), отсутствие негативных последствий для ФСС РФ - постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу № А73-15318/2012 частью 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ;

Незначительный период неполной уплаты страховых взносов в связи с неправомерным применением пониженного тарифа из-за неверного толкования компанией норм Закона № 212-ФЗ - постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2013 № А56-27866/2012 снижен размер штрафа, установленный частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Какими документами можно подтвердить смягчающие обстоятельства

Законодательством не закреплено, какими конкретно документами компания может подтвердить наличие у нее смягчающих обстоятельств.

Полагаем, что под стечением тяжелых личных или семейных обстоятельств можно понимать болезнь, смерть близкого родственника, уход за инвалидами, несовершеннолетними детьми. Данные обстоятельства компании могут подтвердить соответственно справками из лечебного учреждения (листками нетрудоспособности), свидетельством о смерти, документами об инвалидности, свидетельством о рождении.

Тяжелое материальное положение подтверждают:

Выписки со счетов об отсутствии денежных средств или справки банка о наличии картотеки, копии баланса, документы, свидетельствующие о наличии задолженности;

Документы о получении компанией значительных убытков по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Куда обратиться для снижения штрафных санкций

До вынесения решения о наложении штрафа компания вправе обратиться в территориальное отделение ФСС РФ, рассматривающее материалы проверки.

После вынесения решения она может обжаловать решения и иные акты территориального отделения фонда ненормативного характера, а также действия (бездействие) его должностных лиц, если они нарушают ее права (ст. и Закона № 212-ФЗ):

В вышестоящем органе ФСС РФ (у вышестоящего должностного лица);

Суд или вышестоящий орган фонда, рассматривающий дело, при привлечении организации к ответственности будет устанавливать и учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (ч. 4 ст. 44 Закона № 212-ФЗ).

Подавая жалобу в вышестоящий орган ФСС РФ, компания вправе одновременно с подачей жалобы или в дальнейшем подать аналогичную жалобу в суд (ч. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).

Обращение в территориальное отделение ФСС РФ

Действующим законодательством не закреплена обязанность территориального отделения фонда в обязательном порядке снижать размер штрафа, если выявлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения. Поэтому уменьшение размера штрафа при наличии смягчающих обстоятельств - это право, а не обязанность территориального отделения фонда.

К тому же действующим законодательством не определено, как именно территориальному отделению ФСС РФ следует уменьшать размер штрафа.

Обращаемся в вышестоящий орган ФСС РФ

Как подать жалобу

Компания подает жалобу на акт территориального отделения ФСС РФ, действия (бездействие) его должностного лица в письменной форме (лично или по почте) или в электронной форме (ч. 1 ст. 55 Закона № 212-ФЗ , п. 18 Административного регламента). Отказать ей в приеме жалобы фонд не вправе (п. 21 Административного регламента).

Жалобу в электронной форме компания может подать через информационно-телекоммуникационные сети, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 40 Административного регламента).

Подтверждение получения жалобы . При получении жалобы организации будет направлен электронный документ, подтверждающий прием ее к рассмотрению (ч. 1 ст. 55 Закона № 212-ФЗ , п. 38 Административного регламента).

Если этот срок пропущен компанией по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящим органом фонда по ее заявлению (ч. 3 ст. 55 Закона № 212-ФЗ).

Жалобу рассматривает ФСС РФ

По итогам рассмотрения жалобы на акт территориального отделения ФСС РФ вышестоящий орган фонда вправе (ч. 1 ст. 56 Закона № 212-ФЗ , п. 53 Административного регламента):

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт территориального отделения ФСС РФ;

Отменить решение территориального отделения ФСС РФ и прекратить производство по делу о правонарушении;

Изменить решение территориального органа ФСС РФ или вынести новое решение по существу.

В какой форме компании сообщато решении фонда . О принятом решении организации сообщат в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (ч. 4 ст. 56 Закона № 212-ФЗ , п. 25 Административного регламента).

Если жалобу она подавала в электронном виде, решение по ней будет направлено ей также в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 5 ст. 56 Закона № 212-ФЗ , п. 56 Административного регламента).

Жалоба компании останется без рассмотрения , если в ней (п. 69 Административного регламента):

Не указаны ФИО заявителя и (или) его почтовый адрес;

Текст не поддается прочтению;

Содержится вопрос, на который заявителю уже неоднократно давался ответ.

Схема. Подача страхователем жалобы в вышестоящий орган ФСС РФ или вышестоящему должностному лицу

Составляем жалобу в вышестоящий орган ФСС РФ

При составлении жалобы компания-страхователь должна указать в ней:

Наименование вышестоящего органа ФСС РФ, в который подается жалоба, или должность и ФИО должностного лица, которому она направляется;

Свое наименование, ИНН, сведения о месте нахождения, контактный телефон, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым вышестоящий орган ФСС РФ должен направить ответ;

Наименование территориального отделения ФСС РФ, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

Обстоятельства, на которых основаны доводы компании, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

Суммы оспариваемых требований в разрезе суммы страховых взносов, пеней, штрафов;

Расчет оспариваемой денежной суммы;

Перечень прилагаемых документов либо их копий.

В жалобе могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, может содержаться ходатайство, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

Рассмотрим, как составить жалобу, на примере.

Пример

ООО "Амстердам" осуществляет деятельность в области информационных технологий. Территориальное отделение ФСС РФ провело выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) компанией страховых взносов на обязательное социальное страхование за период с 1 января по 31 декабря 2012 года.

По результатам проверки был составлен акт от 29.07.2013 № 113в и принято решение от 26.08.2013 № 10 о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Согласно данному решению ООО "Амстердам" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 79 275,53 руб. и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 1492,31 руб.

Основанием принятия решения явился вывод отделения фонда о необоснованном применении компанией в январе 2012 года пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 3 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Поскольку ООО "Амстердам" получило документ о государственной аккредитации организации 14 февраля 2012 года, компания была вправе применить пониженный тариф страховых взносов только с февраля 2012 года.

ООО "Амстердам" решило обратиться в вышестоящий орган ФСС РФ с просьбой о снижении размера штрафа по решению территориального отделения фонда. Составим жалобу в вышестоящий орган ФСС РФ.

Образец жалобы приведен ниже.

Образец Жалоба в вышестоящий орган ФСС РФ на решение территориального отделения фонда

Компания обращается в суд

Самый эффективный способ снижения штрафа - обращение организации в суд. Суд может установить обстоятельства, смягчающие ответственность компании, даже при отсутствии ее ходатайства.

Для обжалования актов территориального отделения ФСС РФ, вышестоящего органа фонда, действий (бездействия) его должностных лиц компания должна подать заявление в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ч. 3 ст. 54 Закона № 212-ФЗ).

При обращении компании в суд о признании недействительным решения территориального отделения ФСС РФ суд часто признает действия фонда правомерными, но по своей инициативе снижает организации размер штрафа. В случае снижения размера штрафа суд взыскивает расходы по уплате государственной пошлины с территориального отделения ФСС РФ.

Статья подготовлена по материалам
наших коллег из

Так, акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Данные положения сформулированы императивно и не предусматривают исключений.

Организация или индивидуальный предприниматель могут обжаловать акт (в том числе нормативный) органа, контролирующего уплату страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ в силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Кроме того, установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

В ст. 189 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

— дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в разд. III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;

— заявления по делам подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разд. III АПК РФ не установлено иное;

— обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Положения о порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, содержатся в гл. 23 ГПК РФ.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определен гл. 30 КоАП РФ. В частности, установлено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

— вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

— вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении также можно обжаловать в силу ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ.

В ст. 30.2 КоАП РФ определен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

— жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу;

— жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать;

— если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен гл. 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» АПК РФ.

Порядок и сроки подачи жалобы

Жалоба на акт органа контроля, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган, контролирующий уплату страховых взносов, или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Не допускается подача жалобы на акт в орган контроля, который принял этот акт (с тем, чтобы данный орган передал эту жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов).

Жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

На основании ч. 3 ст. 55 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. При этом Закон N 212-ФЗ не определяет последствия отзыва жалобы для подавшего ее лица. Возможность повторной подачи жалобы в вышестоящий орган Законом N 212-ФЗ не установлена.

Следовательно, организация, подав жалобу в вышестоящий орган и впоследствии (до принятия решения по этой жалобе) отозвав ее, повторно подать жалобу на этот же акт не вправе. В подобной ситуации организация вправе обратиться в суд.

По рассматриваемому вопросу может существовать иная позиция, согласно которой допускается применение по аналогии абз. 2 — 3 п. 4 ст. 139 НК РФ, которыми установлено, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу, при этом повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки для подачи первоначальной жалобы.

Однако правомерность применения указанных положений Налогового кодекса РФ по аналогии в рассматриваемой ситуации неочевидна. Отсутствие аналогичных положений в Законе N 212-ФЗ может свидетельствовать о намерении законодателя сократить документооборот в органах, контролирующих уплату страховых взносов.

Кроме того, подача жалобы в вышестоящий орган на решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вступившее в законную силу, не приостанавливает его исполнение.

Рассмотрение жалобы вышестоящим органом

Жалоба подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу этого органа, и до принятия решения по ней лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее на основании письменного заявления.

Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней, для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;

— отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;

— изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Закон N 212-ФЗ не предоставляет право вышестоящему органу в рамках рассмотрения им жалобы плательщика страховых взносов, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган с поручением принять новое решение. В подобной ситуации вышестоящий орган должен выполнить одно из действий, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ.

Пункт 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ предусматривает право отменить указанный акт в полном объеме. Однако в случае необходимости отмены акта в какой-либо части вышестоящий орган может воспользоваться п. 4 ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ и изменить решение нижестоящего органа путем отмены его в необходимой части.

Из анализа приведенных норм Закона N 212-ФЗ следует, что право изменять или отменять акт органа, контролирующего уплату страховых взносов, предоставлено вышестоящему органу (в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ) и суду (в порядке, предусмотренном АПК РФ и ГПК РФ в зависимости от подведомственности).

Орган контроля за уплатой страховых взносов не вправе самостоятельно изменить или отменить принятый им акт.

Хотелось узнать мнение, ситуация такая:
1. Филиал ХХХХХ регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Ххххххх.Х.Х., в котором просил взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице истца материальный ущерб в размере 4 250 056 рублей 76 копеек и государственную пошлину. В обоснование требований указано, что Ххххххх.Х.Х. совершил ДТП, виновником которого он был признан, в котором погибли сотрудники ЗАО «ХХ», возвращающиеся с рабочего обьекта домой. Ответственность работодателя ЗАО «ХХ» за причинение в результате производственной деятельности вреда жизни и здоровью своим работникам застрахована в обязательном порядке в ФСС РФ, и в этой связи истец в настоящее время осуществил и осуществляет пострадавшим страховые выплаты.
ЗАО «ХХ» как организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации, является страхователем в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Пострадавшие в ДТП работники ЗАО «ХХ» в силу абз. 1 п. 1 ст. 5 названного закона подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Тот факт, что потерпевшие как работники ЗАО «ХХ» были застрахованы их работодателем по договору обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сторонами не оспаривалось.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд руководствовался п. 1 ст. 1081 ГК РФ и пп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и исходил из того, что обязательства по выплате сумм, назначенных в возмещение вреда, причиненного здоровью потерпевшего, производятся страховщиком ФСС РФ, имеющим, в свою очередь, право регрессного требования к непосредственному причинителю вреда – в данном случае к Ххххх.Х.Х. с целью возмещения расходов Фонда социального страхования Российской Федерации по социальному обеспечению пострадавших.
Однако, такой вывод суда возможно является ошибочным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщик (ФСС РФ) имеет право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов, а в силу ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» источником поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований...

Споры с Фондом социального страхования случаются у организаций-работодателей довольно часто. Это связано с тем, что в любой организации работники уходят на больничный, в декрет и отпуск по уходу за ребенком. Также компании платят в ФСС взносы на травматизм, которые нередко вызывают сложности и расхождения в толковании законодательных норм контролирующим органом и страхователями. Разбираться в во всех проблемах традиционно приходится судам, подобные решения собраны в обзоре судебной практики.

1. Класс профессионального риска должен быть привязан к реальной деятельности страхователя

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа решил, что Фонд социального страхования не может установить организации страховой тариф взносов на «травматизм», исходя из вида деятельности с высоким классом профессионального риска, если страхователь такую деятельность не ведет

Суть спора

Организация не успела своевременно направить в территориальный орган ФСС подтверждение основного виа экономической деятельности за предшествующий год. Это нужно было сделать до 15 апреля, чтобы ФСС установила компании страховой тариф, исходя из которого определяется размер взносов «на травматизм» по дополнительному тарифу, который должна платить организация от фонда зарплаты сотрудников. Такой тариф напрямую зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности организации-страхователя. Но если страхователь не подал в установленный срок уведомление, то ФСС имеет право самостоятельно определить тариф исходя из вида экономической деятельности, имеющей наивысший класс профессионального риска из всех заявленных данной организацией в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.06.16 № 551 .

В спорной ситуации специалисты ФСС воспользовались этим правом и уведомили страхователя о том, что с января 2017 года он должен исчислять дополнительные взносы на «травматизм» по виду экономической деятельности, имеющей наивысший класс профессионального риска из всех заявленных организацией в ЕГРЮЛ. Организация с этим не согласилась, так как никогда не вела такую деятельность в реальности. Страхователь обратился в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций поддержали организхацию-страхователя и пришли к выводу, что вид экономической деятельности для установления класса профессионального риска нельзя определять только на основании выписки из ЕГРЮЛ. В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.18 №А33-13023/2017 , в частности, сказано:

Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документов, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.

По мнению судей, проверяющие должны были запросить у организации дополнительные сведения, чтобы выяснить, какие виды деятельности из заявленных в ЕГРЮЛ организация ведет в реальности. Поскольку спорную деятельность компания никогда не вела, специалисты ФСС не имели права, как постановили судьи, изменять вид деятельности при выдаче уведомления на 2017 год. Назначенный ФСС доптариф взносов на «травматизм» арбитраж признал завышенным и обязал ФСС вернуть страхователю прежние значения.

2. Дополнительная помощь семьям с детьми страховыми взносами не облагается

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что если организация доплачивает своим работникам дополнительные деньги к пособиям, которые они получают по уходу за ребенком или как многодетные семьи, то такие выплаты не нужно облагать страховыми взносами. ФСС имел на этот счет другое мнение.

Суть спора

Организация выплачивала своим работникам материальную помощь, если они относились к таким категориям, как:

  • многодетные семьи;
  • матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • родители детей в возрате до 3 лет;
  • лица, впервые вступившие в брак.

При этом деньги выдавались дополнительно к положенному в таких случаях пособию, а сумма выплат превышала 4000 рублей за календарный год. После проверки Фонда социального страхования о правильности исчисления страховых взносов проверяющие сделали вывод о том, что такие выплаты компания делает в рамках трудовых отношений, поскольку они предусмотрены коллективным договором. Поэтому все выплаченные суммы подлежат обложению страховыми взносами. Организация с этим решением не согласилась и обратилась в суд.

Решение суда

Дело дошло до Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, который в постановлении от 13.02.18 № А27-15902/2017 признал, что организация действовала верно. Арбитры указали, что основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат. Тогда как материальную помощь компания платила в целях поддержки работников деньгами, когда они оказывались в определенной ситуации. Поскольку суммы, которые работодатель доплачивал к пособиям, не зависели от трудовых успехов работников, а также не не являлись платой за их труд, то облагать их страховыми взносами работодатель был не должен, а решение ФСС является ошибочным.

3. Работодатель обязан начислять страховые взносы на выплаты по договорам ГПХ, если они имеют признаки трудовых договоров

Если организация-работодатель привлекает на работу физических лиц по договорам гражданско-правового характера, она обязана начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты по этим договорам. При условии, что такие договоры имеют признаки трудовых. Так решил Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Суть спора

Фондом социального страхования РФ была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ плательщика страховых взносов — негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Гуманитарный институт». По результатам этой проверки был составлен акт, на основании которого вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ РФ , за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Предприятию было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также штраф и пени. Кроме того, ФСС обязал его внести исправления в документы бухгалтерского учета. Недоимка была взыскана с организации, однако она не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и возврате взысканных денежных сумм.

Решение суда

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требованиях было отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что организация не доказала наличие одновременного нарушения оспариваемыми решениями и действиями заинтересованного лица прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту. С такими выводами в постановлении от 12 октября 2017 г. N 15АП-15038/2017 согласился Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Арбитры указали, что в силу статьи 1 , обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. При этом в спорной ситуации организация привлекала преподавателей — физических лиц по договорам гражданско-правового характера, не начислял страховые взносы на выплаты по этим договорам. Тогда как фактически эти договоры имели признаки трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса РФ .

Следовательно, работы по вышеуказанным договорам ГПХ фактически носят трудовой характер, а не гражданско-правовой, как утверждает плательщик страховых взносов. Выплаты по названным договорам являлись скрытой формой оплаты труда, поэтому институтом неправомерно была занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование, в связи с чем у отделения ФСС имелись все основания для привлечения института к ответственности за неуплату и дополнительное начисление страховых взносов.

4. Больничный можно оформлять только в том городе, где работает или живет работник

Если человек, который работает в Иркутске, оформил декретный больничный в Москве, да еще в этот день находился на своем рабочем месте, ФСС может признать такой больничный лист фиктивным и отказать работодателю в возврате выплаченного пособия. Так решил Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Суть спора

Организация выплатила своей сотруднице пособие по беременности и родам на основании предоставленного ею больничного листа. Когда компания заявила выплаченные средства к зачету, ФСС пришла к выводу, что работодатель создал искусственную ситуацию, направленную на незаконное получение средств. В ходе проверки выяснилось, что сотрудница была трудоустроена в должности администратора, при этом была принята на работу непосредственно перед тем, как уйти в декрет. Поэтому стаж ее работы в компании составил всего 3 месяца. Более того, страхователь создал штатную должность администратора прямо перед ее трудоустройством, раньше ее просто не было в штатном расписании компании. Но, самое главное, почему ФСС усмотрела схему в этой ситуации, заключалось в месте оформления листка о временной нетрудоспособности: он был выдан в Москве, а сама компания расположена в Иркутске. Более того, в день его оформления, согласно табелю учета рабочего времени, сотрудница находилась на своем рабочем месте. Организация-работодатель с выводами ФСС не согласилась и обратилась в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций полностью поддержали позицию Фонда. Арбитры указали, что работодатель не предоставил суду документы, подтверждающие факт выполнения сотрудницей трудовых обязанностей. А также согласились с тем, что получение больничного в Москве женщиной из Иркутска в период, когда она выходила на работу ежедневно, выглядит неправдоподобно. Также суд принял во внимание, что после ухода женщины в декрет работодатель не стал нанимать никого на ее место.

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.18 №А19-3199/2017 сказано, что организация-работодатель создала искусственные условия для возмещения средств на выплату пособия по беременности и родам, тем самым нарушив закон. Поэтому отказ ФСС в возмещении средств правомерен и оправдан.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта