Главная » Разное » Выготский о природе эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. Выготским. Что такое эгоцентрическая речь

Выготский о природе эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. Выготским. Что такое эгоцентрическая речь

Эг. речь. Выготский: ранняя форма внутренней речи. Пиаже: речь не для себя, а себе.

Ее назначение. Выготский: внутренний диалог. Пиаже: его нет.

Эксперимент: затруднения в повседневных действиях ребенка – эгоцентрические высказывания при встрече с трудностями. Эг. речь : а) планирующая (поведение), б) регулирующая.

Выготский: степень развернутости контекста. Письменная > устная > диалог. Единица речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. Во внутренней речи значение отличается от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл.

При изложении этого вопроса можно исхо­дить из противопоставления двух теорий эгоцентри­ческой речи - Пиаже и Выготского. Согласно учению Пиаже , эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мыс­ли, который, в свою очередь, является компромис­сом между изначальным аутизмом детского мышле­ния и постепенной его социализацией! В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрос­лого; поэтому его мысль остается максимально эго­центрической, что находит свое выражение в непо­нятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эг. речь - простой ак­компанемент, сопровождающим основную мело­дию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Эта речь не выполняет ника­кой функции в поведении и мышлении ребенка. Развитие эг. речи идет по убы­вающей кривой, вершина которой расположена в начале развития и которая падает до нуля на пороге школьного возраста. Эта речь является прямым выражением степени не­достаточности и неполноты социализации детской речи.

Согласно противоположной теории эгоцентри­ческая речь ребенка представляет собой один из фе­номенов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. Не постепенная социализация, вно­симая в ребенка извне, но постепенная индивидуа­лизация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детс­кого развития. Функция эгоцентрической речи представляется нам в свете наших экспериментов родственной функ­ции внутренней речи: это - менее всего аккомпане­мент, это - самостоятельная мелодия, самостоятель­ная функция, служащая целям умственной ориен­тировки, осознания преодоления затруднений и пре­пятствий, соображения и мышления, это - речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. В отличие от мнения Пиаже Выготский считает, что эгоцентрическая речь развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Ее развитие есть не инволюция, а истинная эволюция. С точки зрения нашей гипоте­зы, эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба - перераста­ние во внутреннюю речь. Согласно фактам из экспериментов коэффициент эгоцентричес­кой речи возрастанет при затруднениях в деятельности, требую­щих осознания и размышления. Падение эгоцентрической речи не говорит ничего больше, кроме того, что убы­вает только одна-единственная особенность этой речи - именно ее вокализация, ее звучание. Считать падение коэффициента эгоцентрической речи до нуля за симптом умирания эгоцентрической речи совершенно то же самое, что считать отмира­нием счета тот момент, когда ребенок перестает пользоваться пальцами при перечислении и со сче­та вслух переходит к счету в уме. Это не отмирание, а нарождение новой формы речи.

Выготский решается поставить эксперимент, где основная мысль доказать гипотезу Пиаже, что всякое освобождение ребенка от необхо­димости пользоваться социализованной речью не­обходимо должны привести к резкому повышению коэффициента эг.речи за счет социа­лизованной, потому что все это должно создать мак­симально благоприятные условия для свободного и полного выявления недостаточности социализации мысли и речи ребенка ЛИБО опровергнуть : если же эг. речь проистекает из недостаточной дифференциации речи для себя от речи для других, то все эти изменения ситуации должны сказаться в резком падении эгоцентричес­кой речи. Пиаже описывает, но не придает никако­го теоретического значения трём особенностям этой речи: 1) то, что она представляет собой коллективный монолог , т. е. проявляется не иначе, как в детском коллективе при наличии дру­гих детей, занятых той же деятельностью, а не тог­да, когда ребенок остается сам с собой; 2) то, что этот коллективный монолог сопровождается, как от­мечает сам Пиаже, иллюзией понимания ; то, что ребенок верит и полагает, будто его ни к кому не обращенные эгоцентрические высказывания пони­маются окружающими; 3) то, что эта речь для себя имеет характер внешней речи, совершенно напоминая социализованную речь , а не произносит­ся шепотом, невнятно, про себя.

В первой серии наших экспериментов мы пыта­лись уничтожить возникающую при эгоцентричес­кой речи у ребенка иллюзию понимания его други­ми детьми: организовали его деятельность в коллективе негово­рящих глухонемых детей, либо помещали его в кол­лектив детей, говорящих на иностранном для него языке. Опыты показали, что коэффициент эгоречи в кри­тическом опыте без иллюзии понимания стремитель­но падал, в большинстве случаев достигая нуля, а во всех остальных случаях сокращаясь в среднем в восемь раз.

Во второй серии экспериментов мы ввели в ка­честве переменной величины при переходе от ос­новного к критическому опыту коллективный мо­нолог ребенка. Первоначально измерялся ко­эффициент эг. речи в основной ситу­ации, в которой феномен эгоречи проявлялся в форме коллективного монолога. Затем деятельность ребен­ка переносилась в другую ситуацию, в которой воз­можность коллективного монолога исключалась. Уничтожение коллективного монолога в ситуации, которая во всем остальном остается неизменной, приводит, как правило, к резкому падению коэф­фициента эг. речи. Ко­эффициент резко падал до нуля.

Наконец, в третьей серии наших экспериментов мы выбрали в качестве переменной величины при переходе от основного к критическому опыту вока­лизацию эгоцентрической речи. После измерения коэффициента эгоцентрической речи в основной ситуации ребенок переводился в другую ситуацию, в которой была затруднена или исключена возмож­ность вокализации. Ребенок усаживался на далекое расстояние от других детей, или играл оркестр/шум, или ребенку специальной инст­рукцией запрещалось говорить громко и предлага­лось вести разговор не иначе, как тихим и беззвуч­ным шепотом. И мы снова наблюдали падение кривой коэффициента эгоцентри­ческой речи вниз. Согласно Пиаже эгоречь испытуемых делится на две большие группы , которые мож­но назвать эгоцентрической и социализированной . Произнося фразы первой группы, ребенок не инте­ресуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Собеседник для него первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слы­шат и понимают. Он не испытывает желания воздей­ствовать на собеседника. Можно разбить эг. речь на три категории:

1. Повторение.

2. Монолог.

3. Монолог вдвоем или коллективный монолог.

В социализированной речи можно различать следующие категории:

4. Передаваемая информация.

5. Критика.

6. Приказания, просьбы и угрозы.

7. Вопросы.

8. Ответы.

Эхолалия. Ребенку дос­тавляет удовольствие повторять слова ради них са­мих, ради развлечения, которое они ему доставля­ют, не обращаясь абсолютно ни к кому.

Монолог. Ребенок беспрерывно объявлять всем о том, что он делает либо с целью ритмизировать свое действие.

Коллективный монолог. Это самая социальная форма из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, потому что к удовольствию разговаривать она прибавляет еще удовольствие произносить мо­нолог перед другими и т.о. привлекать - или полагать, что привлекаешь, - их интерес к его собственному действию или к собственной мысли.

Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией.

В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрослого; поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Эгоцентрическая речь является прямым выражением неполноты социализации детской речи. Пиаже описал три особенности эгоцентрической речи:

1. она представляет собой коллективный монолог, т.е проявляется в детском коллективе при наличии других детей;

2. этот коллективный монолог сопровождается иллюзией понимания;

3. эта речь для себя имеет характер внешней речи, напоминая социализированную речь, а не произносится шепотом, невнятно.

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный - собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что - либо. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьми ровесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Коэффициент эгоцентрической речи зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей ровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает. Значение экспериментальных фактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление -- умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей. Термин "эгоцентризм" вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, - фактор познания. Это определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм - разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин "центрация". С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного "Я" и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания - это не гипертрофия осознания "Я". Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя "Я", не может выйти из "Я", чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей. Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцентризм -- это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма - значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" систему общих и взаимных отношений. Развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. На смену эгоцентризма мышления приходит социализированное мышление, происходит переход от общего эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции в познании окружающего и себя самого. Для того, чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе -- координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. Для того, чтобы осознать свое "Я" необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка -- переход от эгоцентрической позиции - к объективной. По Пиаже, социализация -- это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольствуется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не замечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он. Эгоцентрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я - Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «познавательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.

Анализируя высказывания детей, Ж. Пиаже подразделил эгоцентрическую речь на три относительно самостоятельные категории:

Эхолалия или простое повторение, принимающее форму своеобразной игры: ребенку доставляет наслаждение повторять слова ради них самих, абсолютно ни к кому не обращаясь.

Монолог или вербальное сопровождение (аккомпанемент) производи мых действий.

Монолог вдвоем или коллективный монолог - наиболее социализи рованная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удоволь ствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других; однако высказыва ния по-прежнему ни к кому не обращены, так как не учитывают альтер нативных точек зрения.

Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, - «скандирование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удовольствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.

В данном типе речевого поведения Пиаже усматривал частный случай детского «эгоцентризма» - доминирующей установки, «умственной позиции» (или преобладающей системы мировоззрения) детского возраста, которая выражается в общей неспособности занять позицию другого и преодолевается в ходе постепенной «децентрации» - повышения восприимчивости ребенка к точкам зрения и способам восприятия, альтернативным его собственным.

В свою очередь, социализированная речь резко отличается от всех монологических форм эгоцентрической речи своей адресностью, направленностью на собеседника, и может включать такие различные по содержанию элементы, как: - передаваемая информация, - критика; - побуждения к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...); - вопросы; - ответы.



Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским. По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь Iсопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих, к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения, он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а только ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции.

Согласно данным Выготского, который модифицировал исследовательскую методику Пиаже, в случаях затруднений и препятствий осуществлению какой-либо деятельности коэффициент эгоцентрической речи, т.е. количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Причем в них находит отражение план деятельности, ее поворотные моменты, существенные изменения, конечный результат; нередко озвучиваются возникающие трудности, проговариваются конкретные действия и операции, выполняемые ребенком Как считал Выготский, целесообразность этих эгоцентрических высказываний, их очевидная связь с наблюдаемыми поведенческими актами не позволяют, вслед за Пиаже, признать этот тип речевой активности «вербальным сновидением». В данном случае имеют место попытки совладения и разрешения проблемной ситуации, что роднит эгоцентрическую речь (в функциональном отношении) уже не с детским эгоцентризмом, но с реалистическим мышлением взрослого. Эгоцентрические высказывания ребенка в затрудненных условиях деятельности по функциям и содержанию подобны молчаливому продумыванию сложной задачи, т.е. внутренней речи, характерной для более позднего возраста.

По Выготскому, речь изначально социальна, т.к. ее исходные функции - сообщение, коммуникация, установление и поддержание социальной связи. По мере психического развития ребенка она дифференцируется, распадаясь на коммуникативную и эгоцентрическую речь, причем во втором случае наблюдается не эгоистическое замыкание мысли и слова в самих себе, а переход коллективных форм речевой активности во внутренний план, их целесообразное использование «для себя». Линия развития речи может быть отражена в следующей схеме:

социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь.

Выготский показал в полемике с Пиаже, что эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Можно сделать вывод, что она отражает одну из важнейших стадий интериоризации речи, обеспечивающей становление ее регуляторной функции.

эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение между внешней и внутренней речью. Эта речь, направлена не на партнера по общению, а на себя, не рассчитана и не предполагает какой-либо реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим

Согласно учению Ж. Пиаже , эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и его социализацией. В этом компромиссе по мере развития ребенка убывают элементы аутизма и нарастают элементы социализированной мысли. Благодаря этому эгоцентризм в мышлении, как и в речи, остепенно сходит на нет. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае является простым аккомпанементом, сопровождающим

основную мелодию детской деятельности. Это скорее сопутствующее явление, чем явление, имеющее самостоятельное функциональное значение. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И, наконец, поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, ее судьба есть тоже умирание,параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. эта речь является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи.

По Л.С. Выготском у, эгоцентрическая речь представляет собой один из феноменов перехода от интерпсихических функций к

интрапсихическим. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. Постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным путем детского развития. Функция эгоцентрической речи представляется Л.С. Выготским как самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки,

Соображения и мышления, это - речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. Эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба - перерастание во внутреннюю речь.

Проблема соотношения мышления и речи.

главным является вопрос о характере реальной связи между этими процессами, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития. Выготский выражает центральную идею проводившегося им исследования в формуле: отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно - от слова к мысли. Всякая мысль имеет движение, течение, развертывание. Одним словом, мысль выполняет какую-то функцию. течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов. Внутренняя,смысловая сторона речи и звучащая фазическая сторона речи. Эти два плана хотя и образуют подлинное единство, но имеют свои

особенности, свои особые законы движения. Третий план движения от мысли к слову - тан внутренней речи.

Главной особенностью внутренней речи является ее - фрагментарность, сокращенность по сравнению свнешней. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит поопределенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее. Четвертый план речевого мышления есть сама мысль. . Единицы мысли и единицы речи не совпадают. Мысль не состоит из отдельных слов так, как речь, а представляет собой нечто целое, значительно большее чем отдельное слово. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах. путь от мысли к слову есть непрямой, внутренне опосредованный путь. Мысль из наших мотивов, потребностей,интересов, эмоций. Понимание чужой мысли становится возможным когда мы вскрываем ее действенную подоплеку.

Речевое мышление -динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаружилось какпереход от одного плана к другому. Этот анализ проводился от внешнего плана к внутреннему. В речевом мышлении движение идет от мотива, порождающего какую-либо мысль, к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец - в словах

Здесь мы обращаемся к феномену, получившему название «эгоцентрическая речь». Напомним, что для Ж. Пиаже мышление- прямое выражение речи. Это положение стало основой его взглядов и мишенью для критиков. Доказательством последовательности трех стадий развития мышления стал феномен эгоцентрической речи. Конструкция основывалась на постулате, что мышление ребенка прямо выражается в его речи, следовательно, основным аргументом существования эгоцентрического мышления стал феномен эгоцентрической речи. Логика рассуждения Ж. Пиаже была примерно следующей: если речь - прямое выражение мысли, то эгоцентрическая речь выражает эгоцентрическое мышление и является доказательством как его существования, так и всей стадиальности мышления.

Получить представление об эгоцентрической речи можно, обратившись к опыту Ж. Пиаже. Взрослый предлагает ребенку научить сверстника правилам известной ему игры. Ребенок охотно соглашается. При этом речь ребенка фрагментарна, отрывочна, предикативна. Ее трудно понять, если сам не знаешь сущности предмета. Взрослый выражает обеспокоенность: «Как же дети играть-то будут?» У детей ни малейшей обеспокоенности не наблюдается. Сверстника спрашивают: «Понятно?» - «Понятно!» Дети начинают играть, естественно, возникают ссоры и конфликты из-за неправильно понятых правил игры.

Эгоцентрическая речь не направлена на собеседника и непонятна ему. Пиаже выделяет следующие особенности эгоцентрической речи.

Функциональные особенности: не выполняет коммуникативной функции, не направлена на собеседника; выступает как своеобразный аккомпанемент к деятельности, ничего не меняет в деятельности. Структурные особенности: фрагментарна и предикативна. Формы эгоцентрической речи: эхолалия, буквальное, фрагментарное повторение слов, где наблюдаются эффекты края, ударности и прочее; монолог; коллективный монолог, где ребенок произносит монолог перед другими, привлекая интерес к собственному действию или мысли. Примером коллективного монолога может служить известное стихотворение С. Михалкова: «А у нас в квартире газ! - А у нас сегодня кошка родила вчера котят...»

Для оценки динамики изменения эгоцентрической речи с возрастом и, как считал Пиаже, динамики развития мышления он ввел понятие «коэффициент эгоцентрической речи». Коэффициент эгоцентрической речи равен отношению количества эгоцентрических высказываний ребенка к общему числу высказываний. Таким образом, если коэффициент стремится к единице, то вся речь ребенка эгоцентрическая, если к нулю - эгоцентрической речи вообще нет.

В каждой культуре зафиксирована своя количественная характеристика эгоцентрической речи. Например, если культура поощряет индивидуализм и индивидуальные занятия ребенка - коэффициент эгоцентрической речи достаточно высок, если коллективизм и совместные виды деятельности - достаточно низок. Коэффициент эгоцентрической речи после трех лет постепенно повышается, достигает пика в 4-5 лет, затем после семи лет снижается, но никогда не достигает нуля.

Ж. Пиаже считал выявленную динамику эгоцентрической речи достаточным доказательством предложенной им периодизации развития мышления от аутистического к эгоцентрическому и затем к социализированному.

Л. С. Выготский предложил новую модель, объясняющую феномен эгоцентрической речи. С этой моделью он и «ворвался» в мировую психологию, получив безусловное признание как автор оригинальной теории эгоцентрической речи.

Критика Выготского замечательна своим конструктивным характером: он не только подверг сомнению взгляды Пиаже, но и предложил свою интерпретацию феномена эгоцентрической речи. Исследователь сформулировал ряд критических положений.

Стадия аутистического мышления не может быть исходной стадией в развитии мышления ребенка. Здесь Л. С. Выготский солидаризировался с рядом критиков теории Пиаже.

Недостаточный учет Ж. Пиаже предметной практической деятельности ребенка в развитии мышления. Л. С. Выготский предложил свою интерпретацию природы, функций и судьбы эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь является переходной формой от речи внешней, социальной, выполняющей функцию коммуникации, к речи внутренней, индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деятельности ребенка, выступающей как внутренний способ мышления.

Гипотеза Выготского является, по сути, конкретизацией общего закона развития высших психических функций, закона интерио- ризации. Для доказательства выдвинутой гипотезы было проведено исследование, направленное на эксплицирование того факта, что эгоцентрическая речь в силу своего переходного характера воплощает в себе свойства и функции как коммуникативной, так и внутренней речи (планирование и регуляция деятельности).

Во-первых, было показано, что коэффициент эгоцентрической речи резко снижается в ситуации, когда ребенок обнаруживает, что находящиеся рядом с ним сверстники не понимают его (иноязычные дети либо стеклянная перегородка, не дающая возможность слышать партнера). Как только ребенок обнаруживал, что его не слышат или не понимают, так количество эгоцентрических высказываний резко уменьшалось. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет коммуникативную функцию.

Во-вторых, было показано, что при затруднениях в деятельности (например, ребенку не хватало цветного карандаша для изображения какого-либо объекта в процессе рисования) наблюдается всплеск эгоцентрической речи, содержание которой представляет планирование деятельности в условиях помех или трудностей. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет планирующую и регулирующую функции. Расцвет регулирующей речи наблюдается после пяти лет, когда деятельность ребенка приобретает черты произвольности и возникает ее планирование в соответствии с поставленной целью. Такая же речь наблюдается и у взрослых, например, при решении трудной задачи в форме рассуждения вслух. Таким образом, эгоцентрическая речь представляет собой переходную форму от коммуникативной речи к планирующей речи. Судьба распорядилась так, что Ж. Пиаже сумел ознакомиться с критикой Л. С. Выготского лишь в 1960-е гг.

В это же время Выготский уже ушел из жизни, а сам Пиаже кардинальным образом изменил многие положения своей концепции развития детского мышления. Так, изменилось представление швейцарского психолога о том, что речь прямо выражает мысль. Ж. Пиаже согласился с Л. С. Выготским в том, что: аутистическое мышление не есть исходная стадия в развитии; необходим учет практической деятельности ребенка в развитии его мышления, тем более, что в операциональной концепции именно взаимодействие субъекта с объектом, по мнению Ж. Пиаже, является источником развития интеллекта: прямого соответствия между речью и мышлением нет, а речь и мышление связаны более сложными отношениями.

Пиаже продолжал настаивать на том, что эгоцентрическая речь является прямым выражением познавательной эгоцентрической позиции ребенка, как неспособности его скоординировать различные точки зрения. Хотя к гипотезе, высказанной Выготским, отнесся с большим интересом и вниманием.

Принципиальное различие позиций Л. С. Выготского и Ж. Пиаже в интерпретации природы и судьбы эгоцентрической речи состоит в том, что, по Выготскому, эгоцентрическая речь выступает как этап интериоризации речи, выполняющей функцию планирующей речи и ее преобразования в способ мышления ребенка, а по Пиаже - это речь, выражающая особую познавательную позицию ребенка.

В современной психологии полагают, что за феноменом эгоцентрической речи кроются две различные по природе и функциям формы речи, отдавая должное обоим исследователям. Эгоцентрическая речь отражает эгоцентризм как особую умственную позицию в познании ребенком мира. «Речь для себя» (РДС) или частная речь (private speech) как речь, выполняющая функцию планирования и регуляции своей деятельности.

Итак, эгоцентрическая речь и «речь для себя» различаются:

  • ? природой: эгоцентрическая речь выражает умственный эгоцентризм ребенка; РДС является переходной формой от внешней к внутренней речи, внутреннему способу мышления;
  • ? условиями актуализации: эгоцентрическая речь не зависит от условий, а РДС - зависит от трудностей в решении задач, при решении трудной задачи коэффициент возрастает;

Судьбой: эгоцентрическая речь по мере децентрации с возрастом «отмирает», РДС сохраняется вплоть до зрелого возраста.

Подлинным открытием Ж. Пиаже в детской психологии стали: выявление качественного своеобразия мышления ребенка и его феноменологии, эгоцентризма как особой умственной позиции ребенка в познании. Положение о кооперации ребенка со сверстниками как условии развития его познавательной позиции от эгоцентризма к децентрации является теоретической основой исследования мышления ребенка и разработки развивающих программ в современной психологии.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта