Главная » Разное » Средства научно теоретического исследования. Средства научного исследования (средства познания). Финансирование поисковых экспериментов

Средства научно теоретического исследования. Средства научного исследования (средства познания). Финансирование поисковых экспериментов

МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ – ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИБОРЫ ДЛЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНОВАНЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОЗНАНИЯ В НАУКЕ ОКАЗЫВАЕТ ГЛУБОКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА НАУК, НА СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ, СПОСОБЫ РАССУЖДЕНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ И АРГУМЕНТЫ.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности.

ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Логические задачи: – каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений; – каким логическим требованиям должно удовлетворят описание эмпирически наблюдаемых характеристик; – как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и тесно с ней связанной психологии); – каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Правила использования языков как естественных, так и искусственных являются исходным пунктом познавательных действий.

ВЫВОД: Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования различных средств познания в научном исследовании.

Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности. Знание - главный продукт научной деятельности. К продуктам науки можно отнести также стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки и методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей.

Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новые художественные ценности, в инженерном деле - технологии, изобретения, в экономике - эффективность, и т.д.).

Важно подчеркнуть, что определение "ненаучный" не предполагает негативную оценку. Научная деятельность специфична. Другие сферы деятельности человека - обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. - имеют каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно.

История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие "научный" часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие (если не большая часть) научные теории были опровергнуты в процессе развития науки.

Наука не признает паранаучные концепции: алхимию, астрологию, парапсихологию, уфологию, торсионные поля и т.п. Она не признает эти концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может, поскольку, по выражению Т.Гексли, "принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство". А никаких достоверных, точно установленных фактов в таких концепциях нет. Возможны случайные совпадения. Однако, паранаучные концепции и объекты паранауки иногда могут трансформироваться в научные концепции и предметы науки. Для этого необходимы воспроизводимость результатов экспериментов, использование научных понятий при создании теорий и предсказательность последних. Например, алхимия как паранаука о превращении элементов нашла "продолжение" в современной научной области, связанной с радиоактивным превращением элементов.

По поводу такого рода проблем Ф.Бэкон писал так: "И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: "А где изображение тех, кто погиб после того, как принес обет?" Таково основание почти всех суеверий - в астрологии, в поверьях, в предсказаниях и тому подобном. Люди, услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще". Между тем, в настоящее время, как и прежде, имеется ряд труднообъяснимых явлений и объектов, которые из области паранауки или веры могут трансформироваться в предмет научного знания. Например, известная проблема "Туринской плащаницы". По преданию на ней сохранился отпечаток тела основателя христианской религии, причем природа этого отпечатка до сих пор была не известна. Результаты, научных исследований, полученные с использованием компьютерной обработки трехмерных изображений этого отпечатка и опубликованные в научной печати, однозначно показывают, что он возник в результате взаимодействия с тканью плащаницы мощного энергетического импульса, источник которого находился внутри плащаницы. Природа этого источника остается загадкой, требующей дальнейшего научного исследования.

Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией. До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Как правило, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы в университетах. Однако сегодня ученый - это особая профессия. В XX веке появилось понятие "научный работник". Сейчас в мире около 5 млн. людей профессионально занимаются наукой.

Для развития науки характерны противостояния различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. М. Планк сказал по этому поводу: "Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу". Развитие науки происходит в постоянной борьбе различных мнений, направлений, борьбе за признание идей.

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки?

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Она является одним из критериев научности. Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т.д. и т.п. - везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации и, самое главное, внутренняя, научно обоснованная логика построения данной систематизации.

Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, использование различных экспериментальных методов, статистическая обработка результатов экспериментов, обращение к однородным экспериментальным результатам и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.

В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи, позволяющие абсолютно по-новому взглянуть на известный круг явлений. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является отражением объективного мира. Этим объясняется часто наблюдаемое одновременное создание определенной теории различными учеными. Гаусс и Лобачевский - создатели неэвклидовой геометрии, Пуанкаре и Эйнштейн - теории относительности и др.

Хотя научная деятельность специфична, в ней применяются приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни. Для любого вида человеческой деятельности характерны приемы рассуждений, которые применяются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и пр.

Основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании самим процессом наблюдения в изучаемую реальность какие-либо изменения.

В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые условия. Как писал Ф. Бэкон, "природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе".

Важно подчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки. Хотя говорят, что факты - воздух ученого, тем не менее постижение реальности невозможно без теоретических построений. И.П.Павлов писал по этому поводу так: "... всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было, на что цеплять факты...".

Задачи науки никак не сводятся к сбору фактического материала. Научные теории не появляются как прямое обобщение эмпирических фактов. Как писал А. Эйнштейн, "никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории". Теории возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирического знания, в ходе разрешения чисто теоретических проблем, в процессе взаимодействия науки и культуры в целом. При построении теории ученые применяют различные способы теоретического мышления. В ходе мысленного эксперимента теоретик как бы проигрывает возможные варианты поведения разработанных им идеализированных объектов. Один из наиболее важных мысленных экспериментов в истории естествознания содержится в критике Галилеем аристотелевской теории движения. Он опровергает предположение Аристотеля о том, что естественная скорость падения более тяжелого тела выше, чем скорость более легкого тела. "Если мы возьмем два падающих тела, - рассуждает Галилей, - естественные скорости которых различны, и соединим тело, движущееся быстрее, с телом, движущимся медленнее, то ясно, что движение тела, падающего быстрее, замедлится, а движение другого тела - ускорится". Таким образом, общая скорость будет меньше скорости одного быстро падающего тела. Однако, два тела, соединенные вместе, составляют тело, большее первоначального тела, которое имело большую скорость, значит, выходит, что более тяжелое тело движется с меньшей скоростью, чем более легкое, а это противоречит предположению. Поскольку аристотелевское предположение было одной из посылок доказательства, оно теперь опровергнуто: доказана его абсурдность. Другим примером мысленного эксперимента является разработка представления об атомизме мира в древнегреческой философии, заключающаяся в последовательном разрезании куска какого-либо вещества на две половины. В результате многократного повторения этого действия необходимо выбрать между полным исчезновением вещества (что, естественно, невозможно) и мельчайшей неделимой частицей - атомом. Более близкие мысленные эксперименты - цикл Карно в термодинамике, а в последнее время мысленные эксперименты в теории относительности и квантовой механике, в частности, при обосновании Эйнштейном общей и специальной теории относительности.

Математический эксперимент - это современная разновидность мысленного эксперимента, при котором возможные последствия варьирования условий в математической модели просчитываются на компьютерах. Пример - метод Монте-Карло, позволяющий математически моделировать случайные процессы (диффузия, рассеяние электронов в твердых телах, детектирование, связь и т.д.) и вообще любые процессы, на протекание которых влияют случайные факторы, а именно оценка некоторого интеграла с помощью среднего значения подынтегральной функции некой случайной величины с известной функцией распределения. В этом случае достаточно сравнить ограниченное число экспериментальных данных с практически неограниченным набором расчетных значений, полученных при изменении большого числа параметров, чтобы подтвердить правильность математического эксперимента.

Большое значение для ученых, особенно для теоретиков, имеет философское осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности в контексте картины мира. Обращение к философии особенно актуально в переломные этапы развития науки. Великие научные достижения всегда были связаны с выдвижением философских обобщений. Философия содействует эффективному описанию, объяснению, а также пониманию реальности изучаемой наукой. Часто сами философы в результате осмысливания общей картины мира приходят к фундаментальным выводам, имеющим первостепенное значение для естественных наук. Достаточно вспомнить учение древнегреческого философа Демокрита об атомистическом строении веществ или назвать знаменитый труд Г.Ф. Гегеля "Философия природы", в котором дано философское обобщение картины мира. Историческое значение "Философии природы" состоит в попытке рациональной систематизации и установления связи между отдельными ступенями развития неорганической и органической природы. В частности, это позволило Гегелю предсказать периодическую систему элементов: "Следовало бы поставить себе задачу познать показатели отношений ряда удельных тяжестей как некоторую систему, вытекающую из правила, которое бы специфицировало бы арифметическую множественность в ряд гармонических узлов. Такое же требование должно было быть поставлено и познанию указанных выше рядов химического сродства". В свою очередь, великие естествоиспытатели, изучая природные явления, поднимались до философских обобщений природных закономерностей. Таков универсальный принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором: более точное определение одной из дополняющих друг друга характеристик объекта или явления приводит к уменьшению точности других. Этот принцип реализуется во всех методах, изучающих природу, человека, общество. В квантовой механике он известен как принцип Гейзенберга: (формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook331/files/AD3.gif" border="0" align="absmiddle" alt=". Другой пример - двойственность электромагнитного излучения: проявление волновой и корпускулярной природы. В зависимости от условий эксперимента, материя проявляет свои волновые или корпускулярные свойства. Например, свет ведет себя как электромагнитная волна при взаимодействии с дифракционной решетки и описывается системой уравнений Максвелла. В опытах же по внешнему фотоэлектрическому эффекту, эффекту Комптона свет ведет себя как частица (фотон) с энергией формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook331/files/AD5.gif" border="0" align="absmiddle" alt=" - частота электромагнитного излучения

С ростом частоты бритва Оккама": чем ближе мы к истине, тем проще основные законы ее описывающие, или: не умножай сущностей сверх необходимого, то есть объясняй факты простейшим способом.

Известный химик и философ М. Полани показал в конце 50-х годов нашего века, что предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью выразить в языке. Полани писал: "То большое количество учебного времени, которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику. Из сказанного можно сделать вывод, что в самом центре науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно". Знания такого типа Полани назвал неявными. Эти знания передаются не в виде текстов, а путем непосредственной демонстрации образцов и непосредственного общения в научной школе.

Термин "менталитет" применяется для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний, но, тем не менее, существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Но и любая наука имеет свой менталитет, отличающий ее от других областей научного знания, но тесно связанный с менталитетом эпохи.

Важнейшими средствами сохранения и распространения научного менталитета являются миграция ученых для работы из лаборатории в лабораторию, желательно не только в пределах одной страны, и создание и поддержка научных школ. Только в научных школах молодые ученые могут воспринять научный опыт, знания, методологию и менталитет научного творчества. В качестве примера, можно упомянуть в физике могучие школы Резерфорда за рубежом и школу А.Ф. Иоффе в нашей стране. Разрушение научных школ приводит к полному разрушению научных традиций и самой науки.

Средства и методы являются важнейшими составляющими компонентами логической структуры организации деятельности. Поэтому они составляют крупный раздел методологии как учения об организации деятельности.

Следует отметить, что публикаций, систематически раскрывающих средства и методы деятельности, практически нет. Материал о них разбросан по различным источникам. Поэтому мы решили достаточно подробно рассмотреть этот вопрос и попытаться выстроить средства и методы научного исследования в определенной системе. К тому же средства и большинство методов относятся не только к научной, но и к практической деятельности, к учебной деятельности и т.д.

2.2.1 Средства научного исследования (средства познания).

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые . Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.

Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формированиеэмпирических методов исследования –наблюдения, измерения, эксперимента.

Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.

Информационные средства познания . Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания. В том числе, в последние десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д.

Математические средства познания . Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки.

Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.

Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).

Логические средства познания . В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:

– каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?

– каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик?

– как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и близко с ней связанной психологии)?

– каким образом строить научную теорию , позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.?

Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.

Языковые средства познания . Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций ). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются разного рода средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.

Кратко обозначим содержание заявленных средств познания объективной действительности.

Материальные средства познания – это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента.

Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и.т.д. оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.

Приведем несколько примеров материальных средств познания действительности и вспомним их авторов. Так, Галилей прославился в науке не только своими пионерскими исследованиями, но и введением в науку подзорной трубы. И сегодня астрономия немыслима без самых разнообразных телескопов, которые позволяют наблюдать процессы в космосе. осуществляющиеся за многие миллиарды километров от Земли. Создание в ХХ в. радиотелескопов превратило астрономию во всеволновую и ознаменовало собой настоящую революцию в постижении космоса.

Вспомним, какую огромную роль сыграл в биологии микроскоп, открывший человеку новые миры. Современный электронный микроскоп позволяет видеть атомы, которые несколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале века вызывало сомнение. Мы прекрасно понимаем, что физика элементарных частиц не могла бы развиваться без специальных установок, подобным синхрофазотронам. Наукой сегодня активно используются для проведения экспериментов и наблюдений космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специально организованные заповедники.

Таким образом, научные исследования невозможны без наличия приборов и эталонов, которые позволяют зафиксировать те или иные свойства реальности и дать им количественную и качественную оценку.

В общественных науках, например, в педагогике, социальной педагогике, к сожалению, специальные научные приборы используются редко. Однако, во-первых, например, секундомер или обычные часы – а это измеряющие приборы – являются непременным атрибутом практически любого социально-педагогического эксперимента. Во-вторых, массовое внедрение в образование компьютерной техники не только коренным образом преобразует учебный процесс, но и, вслед за этим, делает компьютерную технику средством педагогического познания. В-третьих, организация любого достаточно сложного эксперимента в образовании, например, создание школы нового типа, может потребовать строительство здания особой архитектуры, оснащение школы специальным оборудованием и т.д., что в какой-то мере опосредованно также будет являться средствами педагогического познания.

Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, получить точность и строгость суждений. Причем математические средства позволяют рассматривать не только абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, т.е. такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.

Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства познания позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математические модели). В описательных науках, в том числе в теории социальной работы и социальной педагогике, на сегодняшний день пока наибольшую роль играют средства математической статистики.

Математические средства познания можно отнести к специальным средствам обработки результатов научного исследования. Революцию в обработке научной информации и ее передаче производит применение компьютера.

Логические средства. В любом научном исследовании исследователю приходится решать логические задачи: 1) каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений? 2) каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик? 3) как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний? 4) каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснение, предсказание и т.д.?

Использование логических средств познания в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.

Языковые средства. Это важнейшие средства научного познания, язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерна определенность используемых понятий, категорий и терминов. Стремление к четкости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.

Важным языковым средством познания являются правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании исследователю приходится уточнять введенные понятия и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языка, при помощи которого исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

В исследованиях в области социальной работы существенную роль, как правило, играет соотнесение исследователем языка теории социальной работы со специфическими языками смежных наук – социологии, психологии, педагогики, последнее время – информатики. Кроме того, для исследований социальной работы за рубежом важное значение имеет сопоставление понятийного аппарата в русском и иностранных языках, поскольку даже центральные, ключевые понятия переводятся с одного языка на другой далеко не однозначно.

В современной науке все большее значение приобретает использование «математического языка». Еще Г. Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики. В полном соответствии с этим утверждением вся физика развивалась как выявление математических структур в физической реальности. Что касается других наук. То в них во все возрастающей степени идет процесс математизации. И сегодня это касается уже не только применения математики для обработки эмпирических данных. Арсенал математического языка активно входит в саму ткань теоретических построений буквально во всех науках. В биологии эволюционная генетика в этом отношении уже мало чем отличается от физической теории. Никого уже не удивляет словосочетание «математическая лингвистика». Даже в истории делаются попытки построения математических моделей отдельных исторических явлений.

Рядоположенно со средствами научного познания действительности выступают методы научного познания.

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые . Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания - это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.

Материальные средства познания - это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования - наблюдения, измерения, эксперимента.

Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще - микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. - оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.

Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания, расширяет и упрощает научные коммуникации. В том числе, в последние десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д.

Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки.

Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.


Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование - см. Приложение 1).

Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:

Каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?

Каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик?

Как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и тесно с ней связанной психологии)?

Каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.?

Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.

Языковые средства познания. Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта