Современные технологии принесли в повседневную жизнь человечества мобильные средства связи, и многие автолюбители часто увлекаются разговорами и виртуальным общением через мобильные приложения во время управления транспортным средством.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Огромное количество ДТП происходит по вине водителей, отвлекающихся на мобильный телефон во время вождения.
Законодатели решили ввести в КоАП норму, согласно которой лицо, пользующееся мобильным телефоном во время управления ТС привлекается к административной ответственности.
Административное правонарушение, связанное с использованием мобильного устройства во время езды является одним из трудно доказуемых, и зачастую инспектора ГИБДД ограничиваются лишь устным предупреждением, которое даже не регламентировано законодательно.
Недобросовестные и халатные водители пользуются этим, и часто игнорируют действующий запрет на пользование телефоном.
Водителю необходимо знать следующие определения:
Правила дорожного движения обязан знать каждый водитель. Если говорить об использовании мобильного телефона, то п. ПДД РФ гласит, что водителю запрещено им пользоваться во время вождения, кроме устройств с возможностью подключения гарнитуры Hand-free.
Если указанное правило было проигнорировано, то следует обратиться к ст. КоАП РФ, предусматривает безальтернативное административное взыскание в виде штрафа.
Депутат Государственной думы готовит законопроект, согласно которого будет существенно увеличен размер санкции за нарушение правил дорожного движения, связанных с использованием телефона во время вождения.
Действующий размер штрафа за телефон не оказывает должного воздействия на недобросовестных водителей, что автоматически относит их в категорию потенциальных виновников в ДТП.
Разрабатываемые нововведения в КоАП РФ подразумевают:
На самом деле нет острой необходимости держать телефонную трубку во время управления автомобиля, чтобы ответить на срочный звонок.
Современные телефоны поддерживают возможность использования специальной гарнитуры, а в крайнем случае всегда можно включить функцию громкой связи.
Штраф не самое страшное, что может ждать любителя поговорить по телефону за рулем. Достаточно отвлечься на секунду, чтобы упустить из внимания изменения в дорожной обстановке и стать виновником ДТП.
Важно понимать, что в действующем законодательстве один нормативный правовой акт прямо запрещает использование телефона во время управления ТС, и это п.2.7. Правил дорожного движения, а второй – устанавливает ответственность за нарушение установленного запрета, и это ст. 12.36.1 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение установленных правил наступает в виде штрафа в размере 1500 рублей. Санкция статьи не предусматривает возможность вынесения письменного предупреждения.
Под использованием мобильного телефона понимается не только осуществление звонков или ответ на них, но и активация иных функций, которые предусматривают возможности устройства:
Сотрудникам ГИБДД достаточно проблематично собрать доказательную базу в отношении нарушителя, однако ежедневно выписывается огромное количество постановлений о привлечении к административной ответственности по вышеуказанной статье.
Кодекс об административных правонарушениях РФ в ч. 1-2 ст. закрепляет, что в качестве доказательств могут быть использованы любые данные, подтверждающие совершение конкретным лицом административного правонарушения – за разговор по телефону во время вождения.
Чтобы подтвердить, что водитель пользовался телефоном во время езды можно использовать следующие доказательства:
На практике сотрудники ГИБДД ограничиваются составлением протокола и рапортов о совершенном правонарушении.
Судебная практика рассмотрения подобного рода дел давно сформировалась. Суды первой инстанции, как правило, оставляют вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности, без изменений исходя их предоставленных доказательств в виде протокола и рапорта сотрудников ГИБДД, какой бы не была бездоказательная позиция виновного.
Если инспекторами дополнительно предоставляются фото и видео доказательства вины водителя, то даже не стоит пытаться обжаловать штраф.
В такого рода административных делах следует уделять должное внимание процессуальной составляющей. Многие инспектора нарушают процессуальное законодательство при оформлении административных материалов, именно на это следует делать упор, а в идеальной ситуации неплохо иметь и доказательства отсутствия вины, несмотря на то, что в административном процессе действует презумпция невиновности.
Две основные составляющие, позволяющие избежать наказания:
Законодатели рано или поздно ужесточат ответственность за нарушение ПДД РФ в части правомерного использования мобильных устройств за рулем, поэтому лучше заранее перестраховаться, и иметь все правовые средства доказательства своей невиновности.
Разговаривать во время вождения не только опасно для водителя, но и для других участников дорожного движения. Причем, не только разговоры по мобильному телефону приводят к ДТП, но и любые формы использования устройства.
Если при разговоре теряется часть концентрации, но глаза по-прежнему контролируют дорожную обстановку, то при наборе смс сообщения человек вовсе теряет из поля зрения ситуацию на дороге.
Сегодня трудно себе представить человека без смартфона в руках. Мы используем мобильные средства связи не только для звонков родным и коллегам, но и для выхода в интернет, просмотра видеороликов, поиска нужной информации… Причём привычка постоянно держать телефон в руках настолько сильна, что даже будучи за рулём автомобиля, мы не в силах расстаться с гаджетом.
Сами по себе даже самые приятные разговоры по телефону отвлекают человека - и совсем не важно, переходит ли он в этот момент дорогу или ведёт машину. То есть водитель, одной рукой держась за руль, другой придерживая телефон, не может быть уверен в том, что вовремя заметит опасность на дороге и среагирует на неё правильно.
В России не ведётся статистика ДТП из-за отвлекающих факторов для водителей на дорогах. Но если взять статистические данные, например, США, то можно узнать, что там в 2011 году в дорожных авариях погибли 3331 человек, при этом почти десятая часть из них получила травмы именно из-за того, что разговаривали в момент аварии по мобильному устройству связи.
Среди всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления транспортным средством, выделяются именно мобильные устройства связи. Американские учёные пришли к выводу: пользование мобильником за рулём повышает риск ДТП в 4 раза, а написание сообщения - в 6 раз.
Любой разговор по мобильному телефону во время движения сокращает внимательность водителя
Современные технологии позволяют водителям общаться по телефону без рук - то есть через разного рода гарнитурные соединения. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что разговоры за рулём по мобильному, оснащённому функцией handsfree, разрешены. Во всех иных случаях водителю грозит денежный штраф.
Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (ПДД РФ, п. 2.7).
Чтобы не получить штрафную квитанцию, необходимо полностью исключить использование мобильника во время езды или же пользоваться гарнитурой. Но не всегда это возможно.
КоАП (статья 12.36.1) накладывает штраф в размере 1500 рублей за подтверждённый факт разговора по мобильному устройству за рулём.
Ответственность за это правонарушение в России была введена в 2007 году (на тот момент величина штрафа составляла 300 рублей).
Важно, что водитель может оплатить квитанцию с 50% скидкой, так как существующие правила дают такую возможность при оплате штрафа в течение 20 дней с момента его выписки. Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Автолюбители должны знать, что наложить штраф на водителя по статье 12.36.1 КоАП бывает довольно трудно: ведь инспектор ГИБДД должен доказать факт применения телефона во время езды! А в роли доказательств могут выступать только фотографии нарушителя в момент разговора по телефону или видеозапись, которая подтверждает, что водитель за рулём использовал мобильное устройство без гарнитуры.
Таким образом, доказательствами нарушения по статье 12.36.1 КоАП могут выступать:
Однако если у водителя в салоне находился пассажир, который свидетельствует о том, что водитель не пользовался мобильником за рулём, то доказать этот факт будет ещё сложнее. Свидетельские показания обязательно учитываются при «разборе» спорной ситуации.
Самым верным способом доказать свою невиновность считается заказ детализации звонков у сотового оператора. Водитель может как заказать распечатку звонков за определённый день в салоне связи по паспорту, так и сделать это через мобильное приложение в своём телефоне. Разумеется, если время звонка совпадает с моментом остановки автомобиля за правонарушение, то факт использования телефона считается доказанным полностью.
Запрос оператору сотовой связи может быть направлен как стороной ГИБДД, так и самим водителем. Запрос оператору сотовой связи может быть сделан в течение двух месяцев с момента остановки транспортного средства.
Водитель должен понимать, что постановление выписывается инспектором ГИБДД даже в тех случаях, когда водитель сознаётся в правонарушении - в этих случаях проще оплатить 50% штрафа (а это всего 750 рублей) и не думать проблеме. Если же остановленный нарушитель не согласен с мнением сотрудника ГИБДД, то такаже будет составлено постановление (приказ МВД РФ от 23.08. 2017 г № 664). Однако к этому документу водителю необходимо будет приложить свою объяснительную записку.
Сразу же в момент выписки протокола нарушителю необходимо написать объяснительную: по каким причинам сотруднику ГИБДД могло показаться, что водитель разговаривал по телефону во время езды. Также в объяснительной нужно описать происходящие действия и указать свою версию (например, активно жестикулировал руками во время движения или подносил руки к голове, чтобы поправить причёску).
Инспектор обязан принять написанные объяснения от водителя. На основании этого выписанная штрафная квитанция может быть оспорена в отделении ГИБДД по месту прописки водителя и даже в суде. На обжалование отводится 10 рабочих дней. Водитель должен заранее подготовить жалобу
Однако для того, чтобы на законных основаниях оспорить протокол, необходимы основания:
При назначении штрафа можно обжаловать это решение в течение 10 рабочих дней. Водителю потребуется обратиться либо к начальнику ГИБДД того подразделения, которое выписало штраф, либо в районный суд по месту нарушения и к своему заявлению приложить необходимые документы, подтверждающие неправомерность наложенных санкций (письменное свидетельство очевидцев, распечатку звонков). Судебные органы, как правило, рассматривают такие заявления в течение 10 рабочих дней с момента подачи.
Использование телефона за рулём действительно снижает концентрацию внимания водителя на 60%. А это уже грозит повышением риск ДТП и травмами. Поэтому при езде и необходимости сделать важный звонок, можно воспользоваться кнопкой громкой связи - этой опцией оснащаются все модели мобильных телефонов.
И в 2018 году его размер составляет 1.5 тысячи рублей . Квитанцию нарушителю отправляют по почте.
На практике такие штрафы выписываются редко. Доказать, что нарушение имело место достаточно сложно. Сотрудник ГИБДД обязан предоставить видео или фотоматериалы, подтверждающие вину водителя. А также подкрепить их свидетельскими показаниями.
Для составления протокола и наложения штрафа необходимо наличие состава преступления . Если съёмка не производилась, а водитель утверждает, что не разговаривал по телефону за рулём и эти слова подтверждают находящиеся в автомобиле пассажиры, то привлечение нарушителя к ответственности по статье 12.36.1 КоАП не всегда возможно.
С высокой долей вероятности инспектор ГИБДД сможет доказать вину водителя, если предоставит:
При составлении протокола сотрудник фиксирует точное время происшествия. Далее делается запрос в компанию, которая обслуживает сотовый номер нарушителя, с требованием предоставить детализацию звонков. Если время телефонного разговора и остановки транспортного средства приблизительно одинаковое, то на водителя будет наложен штраф. Это одно из самых весомых доказательств, к которому инспектор ГИБДД может прибегнуть, если правонарушитель категорически отвергает свою вину.
Сотрудники постовой службы могут воспользоваться показаниями свидетелей. В их качестве нередко выступают другие водители, которых остановили незадолго до этого. Они могут подтвердить слова инспектора.
Фото и видеосъёмка часто ведётся как из патрульных машин, так и непосредственно сотрудниками ГИБДД. Такие записи являются прямыми доказательствами вины и основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Если водитель уверен в своей невиновности и считает, что инспектор необоснованно к нему придирается, то в ответ он может предоставить запись своего видеорегистратора. Такие устройства наряду с видео записывают и звук, поэтому все разговоры в салоне автомобиля фиксируются с указанием времени.
Внимание! Чтение или отправка СМС за рулём ещё более опасна, чем разговор. И увеличивает вероятность аварии в 6 раз, так как отвлекает внимание водителя от дороги почти на 5 секунд.
Госавтоинспекция напоминает, что разговоры по мобильнику без использования специальной гарнитуры, отправка СМС, чтение с экрана телефона в процессе управления транспортным средством строго запрещены
. Если факт нарушения будет установлен и доказан, водителю грозит штраф 1.5 рублей.
Данный штраф можно оплатить .
Независимо от степени важности звонка ответственность за нарушение пункта 2.7 ПДД с водителя не снимается. Если необходимо срочно поговорить по сотовому телефону, необходимо выполнить одно из следующих действий:
У большинства мобильников есть такая функция. Это позволит разговаривать без использования рук.
Несмотря на то, что звонок может быть срочным — соблюдение правил безопасности на дороге при управлении автомобилем гораздо важнее. Если остановиться негде, головная гарнитура отсутствует и телефон не поддерживает функцию громкой связи, значит вызов следует проигнорировать. И позднее связаться с нужным абонентом при первой появившейся возможности.
Во время разговора по сотовому телефону у водителя на 1.5 секунды замедляется реакция. Если автомобиль двигается со скоростью 60 км/час, то за этот короткий промежуток времени он успеет проехать более 20 метров. В экстремальной ситуации такое запаздывание может привести к непредсказуемым последствиям.
Важно! Держа телефон в одной руке, а второй управляя автомобилем, человек не в состоянии своевременно среагировать на резко затормозившую впереди машину или смену сигнала светофора.
Водитель начинает реже смотреть в зеркала заднего вида, его внимание рассеивается.
Результаты проведенных исследований красноречиво свидетельствуют о следующем:
Люди, ставшие виновниками дорожно-транспортного происшествия, часто сами признаются, что отвлеклись на звонок, либо беседовали по телефону в процессе управления автомобилем.
Справка! Разговаривать по телефону за рулём запрещено в США, Канаде и в большинстве европейских стран.
При наложении штрафа за использование мобильного телефона за рулём руководствуются следующими нормативными документами:
Лучший способ избежать наказания – не нарушать закон. Юристы дают советы, как не получить штраф:
Чтобы обжаловать неправомерные действия сотрудника ГИБДД и назначенный штраф, необходимо в течение десяти дней написать заявление в суд по месту жительства.
Садясь за руль автомобиля, каждый водитель должен осознавать ответственность не только за свою жизнь, но и за безопасность других участников движения. Осторожность и соблюдение правил должны всегда быть на первом месте.
Здесь рассказывают о последствиях разговора по телефону за рулём:
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
Невнимательность автомобилистов на проезжей части – одна из наиболее распространенных причин возникновения аварий. В ряду отвлекающих моментов, которые могут привести к возникновению ДТП, находятся разговоры по телефону. Если у мобильного нет устройства, которое бы давало возможность осуществлять разговор, не используя руки, то общаться по нему во время движения запрещено.
Сотрудник ГИБДД имеет право выписать водителю штраф за разговор по телефону за рулем.
Штраф за телефон, который предусмотрен законом, обусловлен не желанием властей взять с автомобилистов как можно больше денег, а желанием уменьшить количество аварий и несчастных случаев на проезжей части.
При движении водитель должен концентрировать свое внимание только на дороге и не отвлекаться на различные факторы. А во время общения по мобильному у него уменьшается концентрация внимания, реакция становится не такой быстрой. Беседа по сотовому отвлекает автомобилиста от всего, что происходит на дороге.
Из-за этого в десятки раз увеличивается риск создания аварийной ситуации. Причем написание смс и общение в соцсетях являются даже более опасными, чем разговор по мобильному. Водитель при разговоре по мобильному телефону не в состоянии осуществлять полноценное управление автомобилем. Так что, казалось бы, невинное общение по сотовому несет в себе не меньшую опасность, чем вождение в пьяном виде.
За общение по мобильному за рулем полагается штраф, размер которого равен 1,5 тыс. руб.
Несмотря на то, что многие автомобилисты используют мобильник во время езды, штраф получают далеко не все. Объясняется это тем, что доказать такое нарушение довольно сложно.
Чтобы доказать факт использования мобильного, необходимо представить фото- и видеоматериалы, а также показания свидетелей. Если же данных доказательств не будет, то инспектор дорожно-патрульной службы будет почти беспомощен в доказательстве данного факта. А если еще у автомобилиста найдется очевидец, который будет способен подтвердить, что мобильником при движении авто водитель не пользовался, то шансов на предъявление штрафа практически не будет.
Запрет на общение по мобильнику во время езды распространяется на всех водителей независимо от того, какую марку автомобиля они имеют. Особенно это касается владельцев авто с АКПП, которые уверены, что у них есть право разговаривать по сотовому за рулем.
Как уже было сказано, водитель вправе общаться по телефону, если тот оборудован устройством, например, гарнитурой. Не применяется запрет и к общению по громкой связи.
Телефонный разговор допускается и во время остановки авто. Это касается как остановки в специально предназначенных местах, так и остановки на светофоре.
В иных случаях общение по телефону во время езды запрещается и карается штрафом. Если водитель оплатит штраф в первые 20 дней после создания постановления, ему будет сделана скидка в размере 50 %.
В виде доказательств могут быть использованы:
Последнее доказательство самое надежное, так что используется оно чаще других. В таком случае инспектор может запросить у мобильного оператора выписку звонков абонента и сравнить с эту информацию со временем, в которое авто делало остановки. Точное время совершения правонарушения отмечается в протоколе. Если в информации, предоставленной оператором, был отмечен звонок, сделанный перед остановкой авто, инспектор вправе предъявить штраф водителю.
Такой же метод может использовать и водитель, который хочет аннулировать наказание. Если оператор подтвердить, что в указанное время абонент не совершал переговоров, то водителю удастся избежать штрафа. В иных же случаях не удастся уйти от ответственности.
Доказать правонарушение можно и другими способами. Многие патрульные автомобили сегодня оснащаются видеокамерами. На записи может быть замечено, что мобильник водителя приложен к уху. К тому же, инспектор дорожно-патрульной службы может вполне отыскать свидетелей, которые смогут подтвердить правонарушение.
Стоит учитывать то, что суд склонен больше реагировать на показания сотрудников ГИБДД, чем на показания водителей. Так что если камера зафиксирует факт разговора по мобильному, то не инспектору придется доказывать виновность водителя, а автомобилисту придется доказать отсутствие вины.
Стоит помнить о том, что денежный штраф – это еще не самая большая потеря, которая может произойти в результате общения по мобильнику во время езды. Она не сможет сравниться с последствиями ДТП. Так что водителям стоит не совершать данное правонарушение не только для того, чтобы избежать штрафных выплат, но и для того, чтобы оградить от опасности себя и остальных автомобилистов.
Мобильный телефон вошёл в нашу жизнь не так давно: всего каких-то лет 15-20 назад мы прекрасно без них обходились. Однако сейчас трудно себе представить человека, у которого не было бы этого устройства.
Весь смысл существования мобильника состоит как раз в том, что его владелец становится доступен для связи в любое время и в любом месте – в том числе и за рулём машины. Поэтому нередко бывает, что человек, ждущий важного звонка, одной рукой держит руль, а другой хватает телефон.
Вот только ситуация, когда разговор вдруг оказывается прерван взмахом инспекторского жезла, составлением протокола и штрафом – увы, не редкость. Поэтому давайте разберёмся, как пользоваться телефоном без наказания – и что делать, если вас всё-таки остановили.
Вождение автомобиля требует сосредоточенности. Отвлеклось внимание – и уже недалеко до ДТП. И хорошо ещё, если оно ограничится лишь помятым бампером или содранной краской.
Исследователи в США, где массовое использование мобильников началось раньше, чем в России, собрали статистику, из которой следует:
В итоге можно сделать вывод: использование мобильника за рулём если и не так страшно, как алкогольное опьянение – то во многом может быть с ним сравнимо.
Часто у нарушителя может возникнуть вопрос: а как доказать, что телефоном действительно пользовались? Особенно это актуально, когда в машине помимо самого водителя есть хотя бы один пассажир, который, если что, в суде подтвердит, что никакого телефона в природе не существовало.
В этом случае доказательствами могут быть:
Кроме того, нужно учесть: по административным делам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ (то есть касающихся автомобильных правонарушений) судьи склонны больше прислушиваться к мнению сотрудников ГИБДД, нежели водителей. Более того, примечание к ст.1.5 КоАП РФ прямо указывает: если правонарушение было зафиксировано автоматической камерой, презумпция невиновности для водителя не действует: не ГИБДД должна доказывать, что он виновен – а наоборот, он сам свою невиновность.
Само по себе наказание за пользование мобильным телефоном во время управления автомобилем предусмотрено ст. 12.36.1 КоАП РФ. Согласно этой норме, виновного ждёт штраф в размере полутора тысяч рублей . Никакой альтернативы в виде предупреждения здесь нет.
Штраф назначается в том случае, если разговор вёлся по телефону, не оборудованному системой «хэндсфри» (hands free), позволяющей отвечать на звонки, не держа телефон у уха.
Нужно также помнить, что штрафы назначаются не только за разговор, но и за чтение либо отправку СМС, интернет-серфинг и любое другое использование телефона. Даже отговорки типа «я не звонил, я телефоном ухо чесал» лучше не использовать: им не поверит не только инспектор, но и судья.
В то же время можно пользоваться телефоном и без гарнитуры. Но для этого он должен быть настроен на то, чтобы использовалась громкая связь, а сам аппарат – не находиться в руках водителя, а быть закреплённым где-то на панели.
А теперь разберёмся, что делать, чтобы не быть оштрафованным:
Ну и наконец – просто старайтесь не нарушать закон. Поверьте: самый важный звонок в конечном итоге дешевле вашей жизни.