12.3.
Устройство автозаправочных станций
На рис. 12.1 показана схема стационарной АЗС, имеющей подземное размещение резервуара, снабженной огневыми предохранителями .
Резервуар2 полностью заглублен в землю так, что его наивысший уровень находится на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности земли. Крепится резервуаркбетонному основанию (фундаменту)1 с помощью металлических хомутов15. При отсутствии грунтовых вод в месте размещения резервуара возможна его установка без фундамента, прямо на песчаную подушку. В крышке горловины резервуара размещены: приемная 7, всасывающая11, мерная9 и воздушная5 трубы. Приемная труба 7 своим наружным концом выведена в приемный люк3 и сообщается с ним через топливный фильтр6. Внутренний конец приемной трубы расположен ниже обратного клапана14 всасывающей трубы11 в так называемом «мертвом» остатке бензина, который создает гидравлический затвор. Он предохраняет поступление воздуха в резервуар при его заполнении и служит одновременно для огневой защиты.
Рис. 12.1. Стационарная АЗС:1
–
бетонное основание (фундамент);
2 –
резервуар для
топлива;3
–
приемный люк для топлива;4
–
огневой предохранитель
воздушной трубы;5,
7,11
–
воздушная, приемная и всасывающая трубы;
6 –
топливный фильтр;8,
10
– угловые огневые
предохранители воздушной и всасывающей труб;9
–
мерная труба;12
–
раздаточная колонка;13
–
раздаточный шланг;14
–
обратный клапан с фильтром;15
–
хомут для крепления резервуара;16
–
устройство для заземления
Топливный фильтр6 снабжен также сетчатым фильтром, находящимся во впускном патрубке, выполняющем роль огневого предохранителя. Угловые огневые предохранители8 и 10 установлены в воздушной5 и всасывающей11 трубах. Кроме того, конец воздушной трубы, выведенный в атмосферу, также имеет огневой предохранитель4 (гаситель пламени).
Внутри мерной трубы9 расположен щуп с нанесенными делениями, которые в объемных единицах указывают степень наполнения резервуара. В современных АЗС процесс контроля уровня топлива и его учет выполняется при помощи автоматических устройств.
Одним из них является переносной электронный уровнемер «Hermetic»,
который предназначен для учета нефтепродуктов в резервуарах. Уровнемер
«Hermetic», называемый еще погружной рулеткой, обеспечивает
одновременное измерение уровня жидких сред и температуры. Весит прибор
около 4 кг и имеет точность измерения уровня ±2 мм, питается от батареи
напряжением в
9 вольт.
Всасывающая труба11 наружным концом соединена с раздаточной колонкой12. В целях предохранения всего оборудования АЗС от разряда статического электричества резервуар2 для топлива имеет заземляющее устройство16. Огневые предохранители, устанавливаемые в трубопроводах оборудования станции, представляют из себя так называемую латунную сетку, имеющую от 144 до 220 ячеек на 1 см 2 . Ее помещают между фланцами защищаемой трубы в два слоя с зазором 3 – 5 мм.
Расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов до зданий и сооружений предприятий (СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы») следует принимать не менее, м:
1) до стен без проёмов зданий I, II, III степеней огнестойкости – 3;
2) до стен с проёмами зданий I, II, III степеней огнестойкости – 9;
3) до стен зданий IV, V степеней огнестойкости – 18.
На рис. 12.2 показаны технологические схемы АЗС с горизонтальным и вертикальным расположением резервуаров и монтажные параметры оборудования .
Рис. 12.2. Принципиальная технологическая схема АЗС:
а – с горизонтальным резервуаром; б – с вертикальным резервуаром
Монтажные размеры оборудования АЗС
Расстояние от конца приемного клапана до дна
Резервуара а, мм......................................................................................150
Расстояние от дна сливной трубы до дна
Резервуара a 1 , мм....................................................................................100
Заглубление резервуара (крышки горловины),
Не более h , мм.........................................................................................1200
Заглубление технологических трубопроводов,
Не менее b , мм.........................................................................................200
Расстояние от колонки до резервуара с топливом,
Не более L , мм.........................................................................................30000
Расстояние от поверхности земли до «дыхательного»
Клапана резервуара, не менее h 1 , мм.......................................................2500
Давление открытия дыхательного клапана, МПа……………..................0,01 – 0,025
Минимальный уклон технологических трубопроводов
К резервуарам (% от длины):
Сливного.................................................................................................0,5
Всасывающего.........................................................................................0,2
Вентиляционного…………………………………………………………….0,2
Полный объем цилиндрического вертикального резервуара
V = ∙D 2 /4∙h, (12.1)
ГдеD – внутренний диаметр; h – высота резервуара.
В таблице 12.2 приведены технические характеристики резервуаров, применяемых на АЗС для хранения топлива.
В таблице 12.3 приведены величины емкостей топливных баков легковых, грузовых автомобилей и автобусов. По средней расчетной вместимости топливного бака и числа заправок в сутки определяется необходимая емкость резервуаров АЗС.
Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:
– возможность заправки топливом автотранспорта с левосторонним, правосторонним и двухсторонним расположением топливных баков;
– независимый подъезд автотранспорта к заправочным колонкам;
– минимальную протяженность коммуникаций топлива;
– оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;
– достаточную зону отстоя для машин, ожидающих заправку;
– возможность контроля мест заправки оператором из здания АЗС.
Выбор вместимости резервуаров и их количества зависит от мощности АЗС, которая характеризуется количеством заправок в сутки (250, 500, 750, 1000), видом топлива (бензин, дизельное топливо), емкостью топливного бака.
Стационарные АЗС, кроме количества заправок в сутки, характеризуются способностью производить число заправок в час в период максимального скопления автомобилей (часы «пик»). Для 250 – это 57 заправленных автомобилей, для 500 – 100, для 750 – 135, для 1000 – 170.
Параметры резервуаров для хранения нефтепродуктов приведены в таблице 12.2 .
Таблица 12.2
Технические характеристики резервуаров для хранения нефтепродуктов
Номинальная вместимость, м 3 |
Наружный диаметр, мм |
Длина, мм; Высота, мм |
Толщина Стенки, мм |
Масса, кг |
Горизонтальные |
||||
1846 |
2036 (длина) |
|||
2220 |
3100 |
|||
2760 |
4278 |
1886 |
||
2870 |
8480 |
3369 |
||
Вертикальные |
||||
1788 |
2018 (высота) |
|||
2223 |
2579 |
|||
2806 |
2519 |
1140 |
||
3186 |
3218 |
1750 |
В таблице 12.3 приведена вместимость топлива в баках легковых, грузовых
автомобилей и автобусов. Коэффициент использования емкости заправочных
баков автомобилей составляет 0,2 – 0,4. Водители заправляют бак, когда в
нем находится примерно 30 – 50 % топлива. Из 100 автомобилей,
находящихся в эксплуатации, – 80 легковых и 20 грузовых. В среднем за
одну заправку в бак автомобиля заливают 75 л бензина (при емкости
топливных баков от 50 до
450 л). Учитывая, что в баке перед
заправкой находится до 30 % топлива, то одна средняя заправка составляет
примерно 50 литров бензина. Можно предположить, что для АЗС мощностью
500 заправок в сутки одним видом топлива, например бензином, емкость
цистерны должна соответствовать не менее 25000 л
или
25 м 3 .
Таблица 12.3
Вместимость топливных баков автомобилей
Тип автомобиля |
Грузоподъемность, т |
Емкость бака, л |
Легкие грузовики |
||
Средние грузовики |
||
Тяжелые грузовики |
10,0 |
|
Автобусы |
3 – 8 |
|
Легковые автомобили |
При заправке дизельным топливом средняя заправка составляет примерно 100 л.
Емкость топливного бака должна обеспечивать бесперебойную работу трактору не менее 10 – 12 часов, а автомобилю – пробег в тяжелых дорожных условиях не менее 300 – 400 км.
Часовой расход топлива для трактора определяется из выражения
G ч = q е ∙ N е , (12.2)
Где q е – удельный расход топлива, кг/(кВт∙ч), для дизельных двигателей он составляет 0,2 – 0,23; N е – мощность двигателя на номинальном режиме, кВт.
Затраты топлива на 100 км пробега автомобиля определяются по методике, изложенной в разделе 11 данного учебного пособия (нормы расхода топлива).
Время, затрачиваемое на заправку одного автомобиля, принимается для бензина 3 мин, для дизельного топлива – 5 мин. Одной бензоколонкой за 1 час времени можно заправить до 15 легковых автомобилей .
Более подробные данные о среднезаправочной дозе автомобилей в л и времени заправки в мин приведены в таблице 12.4. Подача насосов топливозаправочных колонок принята равной 40 л/мин.
Таблица 12.4
Время одной заправки различных автомобилей в минутах
Грузовые и специальные бензиновые
Грузовые с дизельными двигателями
Автобусы общего
пользования
Легковые автомобили
Мощность АЗС и их количество в данном регионе зависят от числа автомобилей, тракторов, комбайнов, дорожной и другой техники. В России эксплуатируется более 35 млн. автомобилей.
В г. Омске в 2005 году было зарегистрировано 238 500 автомобилей и автобусов. Число легковых автомобилей составило 200 000, грузовых – 30 000, автобусов – 8 500 штук.
Основным видом топлива для автомобилей пока является бензин (60 – 70 %),
Автозаправочные станции (АЗС) предназначаются для обслуживания и заправки автомобилей и других машин горючим и смазочными материалами. Попутно на них реализуются масла, смазки и специальные жидкости, расфасованные в мелкую тару. К вспомогательным операциям, выполняемым на АЗС, относятся мойка машин, их мелкий ремонт, торговля запасными частями. Неотъемлемой частью современных АЗС являются кафе и магазин по торговле продуктами повседневного спроса.
По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на стационарные и передвижные.
Передвижные АЗС (ПАЗС) монтируется на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на автомобиле или автоприцепе. Они состоят из емкости, измерительных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства.
Стационарные АЗС сооружаются по типовым проектам на 300,500,750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка - 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:
Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;
Топливо- и маслораздаточные колонки;
Помещения для обслуживающего персонала;
Другие помещения в соответствии с дополнительными функциями, выполняемыми АЗС.
Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16.
Рис.14.16. Принципиальная схема АЗС:
1 - сливное устройство; 2 - резервуар для топлива; 3 - клапан приемный; 4 - противовзрывник угловой; 5 - замерное устройство; 6 - клапан дыхательный; 7 - тогашвораздаточная колонка
Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он отстаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топли-вораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохранителя 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.
Рассмотрим элементы принципиальной схемы АЗС более подробно.
Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродуктов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому присоединяемся"рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.
Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м 3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.
Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум -1000 Па.
Замерное устройство5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.
Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.
Назначение приемного клапана3 - предотвращение слива нефтепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса давление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сечение.
Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металлического корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из резервуара.
Топливо - раздаточные колонки предназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.
Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они имеют в своем составе насос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.
Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасывающим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.
Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускаемого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений суммируются и фиксируются на счетном устройстве как общее количество отпущенной жидкости.
Фильтр служит для очистки от механических примесей жидкости, поступающей в колонку.
Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидкости и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино - тканевые бензостойкие рукава диаметром 25 мм на давление 0,4 МПа.
Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи горючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым предотвратить перелив и связанные с эти потери.
Топливо для двигателей сегодня является одним из самых востребованных продуктов. Популярность его постоянно растет, что позволяет использовать это для организации бизнеса.
Основным источником дохода является автозаправочная станция. Ознакомиться с техническими особенностями строительства подобных объектов можно в economazs.com/toplivozapravochnyj-v-kontejnere .
АЗС представляют собой специальные системы, предназначающиеся для хранения топлива с возможностью дозаправки им транспортных средств. Состоит эта конструкция из нескольких основных элементов:
В зависимости от функционального назначения АЗС можно разделить на 2 большие группы:
В зависимости от конструктивных особенностей АЗС можно разделить на несколько видов:
При выборе АЗС станции следует в первую очередь ориентироваться на потребности предприятия и уровень безопасности системы.
Введение
Экономические преобразования, произошедшие в последние годы в России, привели к кардинальным переменам на товарном рынке. На фоне бурного роста парка автомобилей в несколько раз возросло число АЗС, а также полностью изменилось их качество. Все большее количество наших автозаправочных станций стало соответствовать мировым стандартам. Пропускная способность сегодняшней сети АЗС в несколько раз выше уровня начала 90-х годов. Выросло количество высокопроизводительных топливораздаточных колонок (ТРК) и увеличилась скорость заправки автотранспорта. Кроме того, на современных АЗС и автозаправочных комплексах (АЗК) можно получить целый набор услуг (смена масла, мелкий ремонт, мойка, магазин, кафе и пр.).
Все более жесткие требования сейчас предъявляются и к эксплуатационным материалам (бензинам, дизельным топливам, смазочным маслам) в плане повышения качества и экономичного использования. Поэтому знание состава, свойств, областей применения и эксплуатационных характеристик нефтепродуктов является необходимым всем, кто связан с их производством, транспортировкой, хранением, потреблением, маркетингом.
Номенклатура нефтепродуктов, которые выпускают нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), за последние годы значительно изменилась. Появились новые марки нефтяных топлив с улучшенными экологическими свойствами. Это достигается за счет расширения процессов деструктивной переработки нефти, особенно гидрокаталитических, и применения эффективных присадок, повышающих функциональные свойства нефтепродуктов.
История АЗС
Впервые бензин и другие виды топлива, такие как бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году. В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии.
АЗС - комплекс зданий с оборудованием, предназначенный для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов транспортным средствам, продажи масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам и оказания услуг владельцам индивидуальных транспортных средств.
В нашей стране бурными темпами осуществляется автомобилизация всех отраслей народного хозяйства. Интенсивному развитию автомобильного транспорта должно сопутствовать и развитие связанных с ним объектов, призванных обслуживать автомобили. Это, прежде всего, относится к автозаправочным станциям. Очевидно, что без создания достаточной, целесообразно размещенной хорошо спланированной сети высокопроизводительных АЗС трудно обеспечить эффективную, экономичную работу государственного автомобильного транспорта и удовлетворить потребности быстрорастущего индивидуального автотранспорта.
Начало интенсивного развития сети АЗС у нас следует отнести к 1960 г., т. е. к тому времени, когда АЗС были переданы в систему нефтеснабжения.
За прошедшие годы произошли серьезные качественные изменения в системе работы автозаправочных станций, резко повысился уровень обслуживания, коренным образом изменилась техническая оснащенность автозаправочных станций.
Созданы и широко внедряются отечественные топливораздаточные колонки, характеризующиеся большой надежностью и долговечностью.
Разработаны и внедряются сборные конструкции зданий и помещений АЗС, а также технологических узлов.
Сборные автозаправочные станции характеризуются большой эстетичностью.
Однако еще имеется необходимость в форсировании развития сети автозаправочных станций и в дальнейшем их совершенствовании.
Назначение АЗС
Общие представления о АЗС
Главным назначением АЗС является заправка топливом автомототранспорта. Место расположения АЗС и ее производственной мощности с учетом интенсивности транспортных потоков и соблюдения требуемых норм безопастности-пожарной, экологической и т.д.
Площадки АЗС должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием и обеспечивать свободный подъезд автомашин к колонкам и сливным устройством. В местах возможного пролива нефтепродуктов вблизи заправочных островков покрытие должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.
НА АЗС должны быть установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки на АЗС, имеющие навесы. Территория в темное время должна быть освещена в соответствии с существующими нормами. Особое освещение должно быть уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов. АЗС должна иметь городской телефон.
Хранение нефтепродуктов на АЗС осуществляется в металлических горизонтальных надземных или заглубленных резервуарах.
Резервуары и их оборудование
Рис. 1 общая схема установки резервуара
Конструкция резервуара и технология его эксплуатации должны обеспечивать его герметичность в течении 10 лет и более. Для контроля герметичности резервуар оборудуется соответствующими системами, позволяющими своевременно обнаружить утечку и принять меры. Оборудование резервуара и его размещение должно обеспечить выполнение всех необходимых технологических операций:
Прием (слив) нефтепродуктов обеспечивается сливным устройством;
Отпуск нефтепродуктов обеспечивается раздаточным устройством;
зачистка внутри резервуара производится через
специальный лаз, который может быть выполнен на крышке технологической
горловины или отдельно.
Обычные АЗС имеют в своем наборе 3-4 вида бензина и дизельное топливо. При этом вариантов заправок на бензоколонках несколько: по принципу одна колонка - один вид топлива, одна точка - все виды бензина и солярки, смешанный вариант (особенно при наличии АГЗС). Первый вариант предполагает подъезд автомобиля к строго определенной колонке, что не очень удобно, т.к. заставляет. Поэтому на современных АЗС идет тенденция ко второму типу.
АГЗС - это газовые заправочные станции. Обычно они входят в состав АЗС, но учитывая особые требования к процессу заправки, находятся в стороне от бензоколонок. Сегодня с ростом цен на бензин растет и востребованность АГЗС.
КАЗС - контейнерная АЗС или АЗС модульного (контейнерного) типа. Такая мини-АЗС предназначена для приёма, хранения и отпуска одного - двух видов топлива на территории населённых пунктов. КАЗС имеют надземный резервуар для хранения топлива. Его технологическая система характеризуется размещением бензоколонок (топливораздаточных колонок) в едином блоке с контейнером хранения топлива. Удобен для быстрого развертывания АЗС
МТАЗС - многотопливная автозаправочная станция. Позволяет одновременно реализовывать два вида топлива (жидкое моторное топливо и сжиженный углеводородный газ). Таких заправок пока мало, но мода на газовое оборудование должна сделать свое дело - МТАЗС станут обычным типом заправок.
Дизельное топливо - жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также - и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Бензи́н - горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C.
Пропа́н, C3H8 - органическое вещество класса алканов. Содержится в природном газе, образуется при крекинге нефтепродуктов.
Бута́н (C4H10) - органическое соединение класса алканов. В химии название используется в основном для обозначения н-бутана. Такое же название имеет смесь н-бутана и его изомера изобутана CH(CH3)3. Ядовит, вдыхание бутана вызывает дисфункцию лёгочно-дыхательного аппарата.
Топливо раздаточные колонки
На АЗС применяются топливо-, масло - и смесераздаточные колонки, предназначенные для заправки автотранспортных средств с одновременным замером количества выданного горючего, масла или смеси. Колонки как аппараты строгого учета оборудуются измерительными устройствами, погрешность показаний которых в условиях эксплуатации при температуре окружающей среды и топлива +-40С не должна выходить за пределы: +-0,25% топливораздаточных колонок общего пользования.
ПО конструкции различают следующие типы колонок:
· КР- переносные с ручным приводом;
· КЭР- стационарные с электроприводом;
· КЭМ- стационарные с электроприводом и управлением от местного задающего устройства;
· КА- стационарные с электроприводом, автоматизированные.
Топливораздаточные колонки независимо от
конструкции и изготовителя имеют насос, счетчик жидкости, счетное устройство,
газоотделитель с поплавковой камерой, фильтр, индикатор, раздаточный кран,
обратный клапан и корпус.
Рис. 2 Типовая гидравлическая схема
топливораздаточной колонки
Топливо из резервуара 1, через приемный клапан
2, пройдя через фильтр 3, поступает в насос 4.
Эксплуатация АЗС
Охрана окружающей среды
Источником загрязнения окружающей среды на АЗС является испарение нефтепродуктов, розливы нефтепродуктов, а также выхлопы отработанных газов автотранспорта.
На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха.
Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.
Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости.
Необходимо систематически следить за чистотой
канализационных колодцев, не допускать заливания их выходов, не реже 2 раза в
год очищать и проводить внутренний осмотр действующего оборудования
канализационной сети, колодцев и необходимый ремонт.
Противопожарные мероприятия и
техника безопасности
При эксплуатации АЗС необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.
В помещениях АЗС запрещается использовать временную электропроводку, электроплиты, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами.
На территории АЗС запрещается:
· - курить и пользоваться открытым огнем;
· -мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещения легковоспламеняющимися жидкостями;
· - присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой.
· - заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии;
· - заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители.
· - заправлять автомобили, кроме легковых, в которых находятся пассажиры.
При заправке транспорта на АЗС должны соблюдаться следующие правила:
· -Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, необходимо перемешать к топливо - и смесераздаточным колонкам и от них вручную с заглушенным двигателем, пуск и остановка которого должны производиться на расстоянии не менее 15 метров от колонок;
· -Все операции при заправке автотранспорта должны производиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе;
· -Пролитые при заправке автотранспорта нефтепродукты должны быть засыпаны песком, а песок собран в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой;
· -Песок вывозят с территории автозаправочной станции в специально отведенные места;
· -После заправки автотранспорта горючим водитель обязан установить раздаточный кран в колонку;
Расстояние между автомобилем, стоящим под
заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 метров, а между
последующими автомобилями, находящимися в очереди, - не менее 1 метра.
Защита от молнии
Сооружения предприятий нефтепродуктов обеспечения должны быть защищены от прямых ударов молний, её вторичных проявлений в соответствии с требованиями Инструкции по устройству защиты от молнии зданий и сооружений РД 34.21.122-87.
При защите стальных резервуаров отдельно стоящими молниеотводами корпуса резервуаров должны быть присоединены к заземлениям. К этим заземлениям допускается присоединение токоотводов отдельно стоящих молниеотводов.
Присоединение резервуаров к заземлению должно быть осуществлено не более, чем через 50 м по периметру основания резервуара, при этом число присоединений должно быть не менее двух.
Для резервуаров II категории защита от электромагнитной индукции должна быть выполнена через каждые 25-30 м в виде металлических перемычек между подведёнными к резервуару трубопроводами, кабелями в металлическом корпусе и другими протяжёнными металлическими конструкциями, расположенными друг от друга на расстоянии 10 м и менее.
Установка перемычек в местах соединений (стыки) металлических трубопроводов или других протяженных конструкции не требуется.
Автомобильные Бензины
Бензины являются топливом для карбюраторных
двигателей с принудительным воспламенением от искрового разряда. Для
обеспечения надежной работы двигателей на всех режимах бензины должны обладать
следующими свойствами: полной испаряемостью для достижения максимально
возможной полноты сгорания; высокой детонационной стойкостью; высокой
химической стабильностью, предопределяющей отсутствие склонности к образованию
отложения в топливной системе двигателя; хорошей совместимостью с материалами;
низкой коррозионной агрессивностью по отношению к металлам и отсутствием
воздействия на резинотехнические изделия.
Таблица. Технические
характеристики типовых АЗС
Типы
автозаправочных станций Количество
заправок в сутки Номера
типовых проектов Типовые
автозаправочные станции с пунктами технического обслуживания автомобилей Площадь
земельного участка,
га Количество
заправочных постов,
шт. 3-8 (топливо) 4
(масло) 10-12
(топливо) 4 (масло) Количество
резервуаров: Для
топлива (25м) Для
масла (5м) Для
отработанных масел (5м) Потребляемая
электрическая мощность, кВт: Освещение Отопление Нагрев
воды Номера
типовых проектов Химические свойства
бензина
Бензины относятся к легкоиспаряющимся и
легковоспламеняющимся жидкостям. В них содержится по массе около 85% углерода (C),
водорода (H) и незначительное
количество кислорода (O),
азота (N) и серы S.
Поэтому при полном сгорании бензина выхлопные газы главным образом состоят из
воды и углекислого газа.
Физические свойства
бензина
К физическим свойствам относится: плотность,
вязкость, поверхностное натяжение, теплота сгорания, показатель преломления,
испоряемость, окисляемость, электропроводность, теплопроводность. коррозийная
активность, химическая стабильность, склонность к образованию отложений в виде
нагара, токсичность.
Современная АЗС
Автопроизводитель MAZDA
получил разрешение японских властей на эксплуатацию первой водородной АЗС. Новая станция предназначена для заправки любых
типов автомобилей с водородными двигателями, где водород хранится в
газообразном сжатом состоянии. Разработанные современные технологии дают
возможность производить экологически безвредную, благоприятную для окружающей
среды заправку топлива на воде, которая соответствует требованиям ЕС и РОССИИ.
Заключение
автомобильный
заправочный станция бензин
Современная АЗС - это не просто система
«емкость-насос-дозатор», созданная для заправки бензобака. Это целый комплекс
по предоставлению всех необходимых в дороге услуг. Будем надеяться, что
дальнейшее развитие АЗС будет идти в том же направлении: современный дизайн, современные
технологии, современные услуги и главное - высокое качество топлива. В процессе выполнения курсовой работы я
усовершенствовала свои навыки работы в текстовом редакторе Word,
графическом редакторе Paint
и табличном процессоре Excel.
Также я освоила химический редактор CS
ChemDraw
Pro и научилась
создавать презентации в Power
Point.
Список используемой литературы
В.Г.
Веревкин- Справочное Информационное пособие. Е.
И. Зоря- Операции с Нефтепродуктами. Травень
В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов: В 2 т. / В.Ф. Травень. - М.: ИКЦ
«Академкнига», 2004.
Тема 6. Автозаправочные станции.
По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на стационарные и передвижные. Передвижные АЗС (ПАЗС) монтируется на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на автомобиле или автоприцепе. Они состоят из емкости, измерительных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства.
Стационарные АЗС сооружаются по типовым проектам на 300,500,750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка - 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:
Подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;
Топливо- и маслораздаточные колонки;
Помещения для обслуживающего персонала;
Другие помещения в соответствии с дополнительными функциями, выполняемыми АЗС.
Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 14.16. Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он отстаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топли-вораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохранителя 4. «Дыхания» резервуаров осуществляются через клапан 6.
Рис.1 4.16. Принципиальная схема АЗС:
1 - сливное устройство; 2 - резервуар для топлива; 3 - клапан приемный; 4 - противовзрывник угловой; 5 - замерное устройство; 6 - клапан дыхательный; 7 - топливораздаточная колонка
Рассмотрим элементы принципиальной схемы АЗС более подробно.
Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродуктов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта. Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому присоединяется рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.
Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стальные резервуары емкостью от 5 до 50 м! и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % - под бензины, 15%- под дизельное топливо и до 10 % - под масла.
Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум - 1000 Па.
Замерное устройство 5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре. Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.
Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового предохранителя 4 и всасывающего трубопровода.
Назначение приемного клапана 3 - предотвращение слива нефтепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения раздаточной колонки. При прекращении работы насоса давление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием собственного веса садится на седло, перекрывая сечение.
Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металлического корпуса установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для нефтепродукта, откачиваемого из резервуара.
Топливо - раздаточные колонки предназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.
Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они имеют в своем составе насос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран.
Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находится ниже колонки, то насос является самовсасывающим. Производительность насосов тогошвораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.