Цель закона - Христос (1-4). Спасение по благодати (5-11). Израиль сам виноват в своем отвержении (12-21).
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
1-4 Апостол начинает теперь развивать и углублять мысль, высказанную в 30-33 стихах IX-й главы. Израиль, ослепленный своею собственною мыслию о достижении праведности, не понял, что целью, к которой вел евреев закон, был Христос и принесенная Им праведность от веры.
1 Желание - правильнее: благожелание (eudokia ).
2
Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3
Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
3 Поставить , т. е. сделать чем-то обязательным (Ср. 3:31; Евр 10:9). - Собственную праведность , т. е. такую, какая могла бы получиться вследствие совершения самими людьми известных дел и подвигов (ср. Флп 3:9 и Рим 1:17). - Праведности Божией , т. е. божественному порядку жизни, которому люди должны выражать повиновение через веру.
4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
4 Потому что... Апостол этим доказывает, что непослушание иудеев Христу происходило от непонимания ими праведности Божественной, о которой свидетельствовал закон. Закон указывал на Христа; во Христе явилась пред нами праведность, на которую закон указывал, как на идеал, и дается она каждому, кто верует во Христа. Правильно понимаемый закон должен бы служить евреям детоводителем ко Христу, чтобы они могли оправдаться через веру в него. - Таким образом, выражение конец закона правильнее заменить другим выражением: цель закона , как понимали это место и другие толкователи (И. Злат., Феодорит, Феофилакт). Такой перевод соответствует и смыслу поставленного в греч. тексте выражения (teloV nomou ). Но каким образом закон мог указывать на Христа, как на свою собственную цель? В законе начертан идеал праведности. Так как этот идеал начертан Самим Богом, то он непременно должен осуществиться. Между тем люди собственным опытом убедились в том, что никто из них не в состоянии осуществить этот идеал своими силами (Рим 3:20). Поэтому явился Христос, Который и осуществил его. Уже на основании этого Апостол мог сказать, что Христос - цель закона. Но этого мало. Закон не достиг еще вполне своего назначения, когда один человек осуществил его предписания, - закон дан для всех. И вот Христова праведность, исходя от Христа, переходит на всех верующих в Него. Таким образом, Христос является целью закона в полном смысле этого слова, и вместе с тем, пожалуй, концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона - оправдание человека.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
5-13 Сам Законодатель, Моисей, признавал недостижимым делом - получение праведности, потому что для этого человек должен был исполнить все многообразные предписания закона. Между тем, получение оправдания теперь, с пришествием Христа, представляется вполне возможным, потому что оно требует от человека только твердой веры во Христа.
5 Желая показать неразумие иудеев, с упорством стоявших за прежний способ оправдания - через исполнение закона, Апостол говорит, что сам Моисей считал такой путь не ведущим к цели, так как, по его заявлению, жизнь или оправдание может быть получено только тем человеком, который исполнит все, без исключения, предписания закона (Лев 18:5). А что такое исполнение непосильно ни для кого из смертных - это было уже показано Апостолом в послании к Рим гл. III, ст. 4-20.
6
А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7
Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
6-7 Напротив, праведность от веры, выступающая в настоящее время в качестве спасительницы человека, говорит так: "не говори..." Апостол, хорошо сознавая, что Моисей еще не мог говорить того, что говорит теперь праведность от веры, тем не менее пользуется его словами для выражения своей собственной мысли, относящейся к современному ему положению вещей. Моисей (Втор 29:1-30, 10) вовсе не утверждал, что исполнение закона - легкое дело, а говорил только, что Израиль не может оправдывать свои преступления незнанием закона. Он указывал на то, что Израилю нет надобности дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог, или посылать за море, к какому-нибудь чужому народу, где, может быть, известно что о воле Божией; к Израилю Бог уже говорил Сам в законе, Сам объявил ему Свою волю (Втор 6:6-9, 20-25; Втор 30:12 и сл.). Апостол же употребляет выражения Моисея в другом смысле. Он говорит, что спрашивающий: "кто взойдет на небо?" этим самым "сводит с неба Христа". Выражение "то-есть" обозначает мнение или взгляд, намерение, с каким задается вопрос. Неверующий во Христа иудей, которого здесь имеет в виду Апостол, полагает, что Мессия еще не явился, но явится впоследствии, может быть, с неба, а может быть - из преисподней (бездна здесь употребляется в смысле преисподней, ср. Лк 8:31; Откр 11:7; 20:1, 3). Но говорить так - значит повторять то же преступление, какое делали и древние евреи, не видевшие в законе вполне достаточного разъяснения воли Божией.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
8 Но что говорит Писание? По лучшим кодексам читается: "но что говорит?" (т. е. эта праведность от веры). Здесь праведность от веры дает уже положительное разъяснение дела. Апостол, впрочем, и здесь облекает свой ответ в форму речи Моисея (Втор 30:14): "близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем" . Но Апостол, вместо того, чтобы сказать, что Мессия уже явился и жил на земле и этим выяснить, насколько и для неверующих иудеев "близко слово" , говорит, в пояснение этой близости, о том, что уже раздается проповедь апостолов о пришедшем Мессии (ср. 1:3). Это делает он ввиду того, что Христос для неверующих иудеев ничем не отличается от других людей, которые умерли и пребывают в преисподней. На земле же Он для них является в слове проповеди, которая раздается из уст апостолов. И эта проповедь есть слово веры в противоположность закону дел (ср. 3:27; Гал 3:2). Она возвещает о совершившемся искуплении, для восприятия которого не требуется ничего, кроме веры, тогда как закон всегда требовал дел от самого человека. И это слово веры несравненно ближе для слушателей, чем учение закона Моисеева, потому что путь от слышания проповеди апостольской к вере и исповеданию гораздо ближе, чем путь от слышания заповедей закона Моисеева к их всецелому исполнению.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
9 Это последнее слово праведности от веры, с которым она теперь обращается к неверующему иудею. Так как речь и здесь обращена к неверующему иудею, то Апостол особенно подчеркивает необходимость веры в воскресение Христа (ср. Деян 1:22; 2:32; 3:13-15).
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
10 Здесь уже говорит сам Апостол, разъясняющий вышеприведенное требование, какое высказано устами праведности от веры. Он различает здесь праведность или оправдание, получаемое при вступлении в Церковь Христову, и окончательное спасение, какое будет дано верующим при втором пришествии Христа на землю. Первое достигается только сердечным, искренним принятием Евангелия (сердцем ), а второе продолжающимся в течение всей жизни христианина твердым исповеданием Христа пред Его врагами (ср. Мф 10:32; 2Кор. 4:13).
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
11-13 И Ветхий Завет устами пророков (Ис 28:16 и Иоил 2:32) выражал убеждение в том, что окончательное спасение все люди получат только через веру и молитву, с которою нужно обращаться к Единому Господу всех - Иисусу Христу, Который, как сказано выше, есть благословенный Бог (9:5).
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
12 Один Господь - это Господь Иисус Христос, Спаситель всех людей, которые Его призывают (Иоанн Злат.). - Богатый - конечно, благодатью и спасением (ср. 5:15; 11:33; 2Кор. 13:13). - Призывающих Его . Как видно из последующего, Апостол не делает никакого различия между призыванием Христа и призыванием Бога.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
13 То, что говорит Иоил о Боге (Иоил 2:32, по греч. тексту LXX), Апостол относит прямо ко Христу. Следов., место из кн. пророка Иоила имеет, по апостолу, мессианское значение.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
14-21 Но для того, чтобы уверовать в Спасителя, как в Господа, нужно было услышать проповедь о Нем. Должны были явиться проповедники или вестники о Христе, которые непременно должны были иметь на это дело полномочие от Бога. Таким образом, значит, это была воля Божия, что проповедь о спасении через веру была возвещена и иудеям. Если же иудеи оказались невнимательными к этой проповеди, то этим смущаться нечего: собственные пророки народа еврейского предвидели, предсказали это неверие евреев, равно как и обращение ко Христу язычников. Израиль, очевидно, не захотел уверовать во Христа и, таким образом, сам виноват в своем отвержении.
15
И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16
Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
17 От слова Божия , т. е. от повеления Божественного (Лк 3:2; Евр 11:3).
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
18 В Пс XVIII (ст. 5) говорится прежде всего об откровении Божием в природе, но Апостол имел полное основание приложить эти слова и к откровениям Божиим вообще, след., и к новозаветной проповеди о спасении.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
19 Разве Израиль не знал? т. е. "разве евреи в самом деле не поняли проповеди о спасении чрез веру?" Ответ на этот вопрос должны дать сами читатели, и этот ответ ясен: да, они не поняли Евангелия! Язычники поняли, а евреи - нет, и в этом сбылось предсказание Моисея (Втор 32:21).
20
А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21
Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
20-21 Почему же евреи не поняли Евангелия? Потому, что они - народ непослушный и упорный в своем неверии. Они не захотели уверовать, как об этом пророчествовал и пророк Исаия, пророчествовал смело, не боясь злобы народа, который ревниво охранял свои права на Царство Мессии.
Цель закона – Христос (1–4). Спасение по благодати (5–11). Израиль сам виноват в своем отвержении (12–21).
. Братия! желание моего сердца и к Богу об Израиле во спасение.
Апостол начинает теперь развивать и углублять мысль, высказанную в 30–33 стихах IX-й главы. Израиль, ослепленный своею собственною мыслию о достижении праведности, не понял, что целью, к которой вел евреев закон, был Христос и принесенная Им праведность от веры.
"Желание" – правильнее: благожелание (ευδοκία ).
. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
«Поставить» , т. е. сделать чем-то обязательным (Ср. ; ). – «Собственную праведность» , т. е. такую, какая могла бы получиться вследствие совершения самими людьми известных дел и подвигов (ср. Флп 3и ). – «Праведности Божией» , т. е. божественному порядку жизни, которому люди должны выражать повиновение через веру.
. потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего.
«Потому что…» . Апостол этим доказывает, что непослушание иудеев Христу происходило от непонимания ими праведности Божественной, о которой свидетельствовал закон. Закон указывал на Христа; во Христе явилась пред нами праведность, на которую закон указывал, как на идеал, и дается она каждому, кто верует во Христа. Правильно понимаемый закон должен бы служить евреям детоводителем ко Христу, чтобы они могли оправдаться через веру в него. – Таким образом, выражение «конец закона» правильнее заменить другим выражением: цель закона, как понимали это место и другие толкователи (И. Злат., Феодорит, Феофилакт). Такой перевод соответствует и смыслу поставленного в греч. тексте выражения (τέλος νόμου ). Но каким образом закон мог указывать на Христа, как на свою собственную цель? В законе начертан идеал праведности. Так как этот идеал начертан Самим Богом, то он непременно должен осуществиться. Между тем люди собственным опытом убедились в том, что никто из них не в состоянии осуществить этот идеал своими силами (). Поэтому явился Христос, Который и осуществил его. Уже на основании этого Апостол мог сказать, что Христос – цель закона. Но этого мало. Закон не достиг еще вполне своего назначения, когда один человек осуществил его предписания, – закон дан для всех. И вот Христова праведность, исходя от Христа, переходит на всех верующих в Него. Таким образом, Христос является целью закона в полном смысле этого слова, и вместе с тем, пожалуй, концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона – оправдание человека.
. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им,
Сам Законодатель, Моисей, признавал недостижимым делом – получение праведности, потому что для этого человек должен был исполнить все многообразные предписания закона. Между тем, получение оправдания теперь, с пришествием Христа, представляется вполне возможным, потому что оно требует от человека только твердой веры во Христа.
Желая показать неразумие иудеев, с упорством стоявших за прежний способ оправдания – через исполнение закона, Апостол говорит, что сам Моисей считал такой путь не ведущим к цели, так как, по его заявлению, жизнь или оправдание может быть получено только тем человеком, который исполнит все, без исключения, предписания закона (). А что такое исполнение непосильно ни для кого из смертных – это было уже показано Апостолом в послании к Римлянам ().
. а праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
Напротив, праведность от веры, выступающая в настоящее время в качестве спасительницы человека, говорит так: "не говори" . Апостол, хорошо сознавая, что Моисей еще не мог говорить того, что говорит теперь праведность от веры, тем не менее пользуется его словами для выражения своей собственной мысли, относящейся к современному ему положению вещей. Моисей () вовсе не утверждал, что исполнение закона – легкое дело, а говорил только, что Израиль не может оправдывать свои преступления незнанием закона. Он указывал на то, что Израилю нет надобности дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог, или посылать за море, к какому-нибудь чужому народу, где, может быть, известно что о воле Божией; к Израилю Бог уже говорил Сам в законе, Сам объявил ему Свою волю (, 30и сл.). Апостол же употребляет выражения Моисея в другом смысле. Он говорит, что спрашивающий: «кто взойдет на небо?» этим самым «сводит с неба Христа». Выражение "то есть" обозначает мнение или взгляд, намерение, с каким задается вопрос. Неверующий во Христа иудей, которого здесь имеет в виду Апостол, полагает, что Мессия еще не явился, но явится впоследствии, может быть, с неба, а может быть – из преисподней (бездна здесь употребляется в смысле преисподней, ср. ; ). Но говорить так – значит повторять то же преступление, какое делали и древние евреи, не видевшие в законе вполне достаточного разъяснения воли Божией.
. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
«Но что говорит Писание?» По лучшим кодексам читается: «но что говорит?» (т. е. эта праведность от веры). Здесь праведность от веры дает уже положительное разъяснение дела. Апостол, впрочем, и здесь облекает свой ответ в форму речи Моисея (): «близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем». Но Апостол, вместо того, чтобы сказать, что Мессия уже явился и жил на земле и этим выяснить, насколько и для неверующих иудеев «близко слово», говорит, в пояснение этой близости, о том, что уже раздается проповедь апостолов о пришедшем Мессии (ср. ). Это делает он ввиду того, что Христос для неверующих иудеев ничем не отличается от других людей, которые умерли и пребывают в преисподней. На земле же Он для них является в слове проповеди, которая раздается из уст апостолов. И эта проповедь есть слово веры в противоположность закону дел (ср. ; ). Она возвещает о совершившемся искуплении, для восприятия которого не требуется ничего, кроме веры, тогда как закон всегда требовал дел от самого человека. И это слово веры несравненно ближе для слушателей, чем учение закона Моисеева, потому что путь от слышания проповеди апостольской к вере и исповеданию гораздо ближе, чем путь от слышания заповедей закона Моисеева к их всецелому исполнению.
. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
Это последнее слово праведности от веры, с которым она теперь обращается к неверующему иудею. Так как речь и здесь обращена к неверующему иудею, то Апостол особенно подчеркивает необходимость веры в воскресение Христа (ср. ).
. потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Здесь уже говорит сам Апостол, разъясняющий вышеприведенное требование, какое высказано устами праведности от веры. Он различает здесь праведность или оправдание, получаемое при вступлении в Церковь Христову, и окончательное спасение, какое будет дано верующим при втором пришествии Христа на землю. Первое достигается только сердечным, искренним принятием Евангелия (сердцем), а второе продолжающимся в течение всей жизни христианина твердым исповеданием Христа пред Его врагами (ср. ; ).
. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
«Один Господь» – это Господь Иисус Христос, Спаситель всех людей, которые Его призывают (Иоанн Злат.). – "Богатый" – конечно, благодатью и спасением (ср. ; ). – «Призывающих Его» . Как видно из последующего, Апостол не делает никакого различия между призыванием Христа и призыванием Бога.
. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
То, что говорит Иоиль о Боге (, по греч. тексту LXX), Апостол относит прямо ко Христу. Следов., место из кн. пророка Иоила имеет, по апостолу, мессианское значение.
. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
Но для того, чтобы уверовать в Спасителя, как в Господа, нужно было услышать проповедь о Нем. Должны были явиться проповедники или вестники о Христе, которые непременно должны были иметь на это дело полномочие от Бога. Таким образом, значит, это была воля Божия, что проповедь о спасении через веру была возвещена и иудеям. Если же иудеи оказались невнимательными к этой проповеди, то этим смущаться нечего: собственные пророки народа еврейского предвидели, предсказали это неверие евреев, равно как и обращение ко Христу язычников. Израиль, очевидно, не захотел уверовать во Христа и, таким образом, сам виноват в своем отвержении.
. И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
. Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
«От слова Божия» , т. е. от повеления Божественного ( Рим.10:19 . Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
«Разве Израиль не знал?» т. е. «разве евреи в самом деле не поняли проповеди о спасении чрез веру?» Ответ на этот вопрос должны дать сами читатели, и этот ответ ясен: да, они не поняли Евангелия! Язычники поняли, а евреи – нет, и в этом сбылось предсказание Моисея ().
. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Почему же евреи не поняли Евангелия? Потому, что они – народ непослушный и упорный в своем неверии. Они не захотели уверовать, как об этом пророчествовал и пророк Исаия, пророчествовал смело, не боясь злобы народа, который ревниво охранял свои права на Царство Мессии.
10:1,2
Братия!
желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2
Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по
рассуждению.
Павел очень сильно желал спасения Израилю, но понимал, что без
принятия Христа – это невозможно. Поэтому он пытался им разъяснить,
что их ревность в том, чтобы служить Богу - хороша, но к ревностному
желанию исполнять пункты закона Моисея - ещё и размышление
подключать надо, без него – никак, автопилот и бездумность – не
могут спасти.
10:3
Ибо,
не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную
праведность, они не покорились праведности Божией
потому и получилось, что почитатели Моисеева закона, установившие
образец праведности Божьей по собственному представлению и настаивая
именно на этом виде праведности - не смогли ни понять смысла
праведности Божьей, пришедшей от Христа, ни принять её.
10:4
потому
что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего
они не поняли, что появление Христа - это апогей существования
Моисеева закона, его высшая цель. С приходом Христа - закон уже не
имеет силы, ибо с момента прихода Христа - праведным можно стать
благодаря его искуплению, если верить в смысл его прихода. А не
благодаря исполнению пунктов Моисеева закона и жертвоприношению животных.
10:5
Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив
будет им
.
Если же говорить о праведности от закона, то Моисей сказал так:
исполнивший Моисеев закон будет жив благодаря тому, что исполнит его
весь (но никто, понятно, кроме Христа его исполнить не может в
точности)
10:6-8
А
праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто
взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8
Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в
сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем
а праведность, которая обретается христианином
благодаря вере
в Христа – выглядит так: Христос для
спасения уже пришёл,
потому незачем
больше ждать, чтобы
Бог и прислал Христа с небес, и дал дополнительные наставления
о том, что делать и как жить. Христос уже воскрес, а потому незачем больше ждать, чтобы Бог его воскресил.
Словом, иудеям не нужно придумывать оправданий тому, что намерения
Бога им о Христе непонятны и потому они не могут принять Иисуса в
качестве посланника Бога.
Иудеи, не приняв Иисуса Христа как обещанного Мессию - продолжали ждать кого-то другого в качестве Мессии, так и не поняв, что это - он и есть и другого не будет.
Христиане же дождались уже этого момента: и прихода Христа, и его смерти с воскресением и надежды на спасение - благодаря этому. Христианин знает от Христа всё, что нужно для становления праведным и спасения. Христос разъяснил, что умер для возможности всем стать праведными благодаря вере в его миссию, и им близко это слово Христа, они приняли его и в сердце своё и в уста, потому и проповедуют об этом. А другого Христа, которого собирались иудеи ждать и в дальнейшем - не будет.
10:9
Ибо
если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем
твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
Итак, христиане дождались Христа –Господа для людей всей земли, и проповедуют суть его прихода устами, ибо понимают,
что спасение теперь зависит от того, расскажут ли они о Христе, о
котором и сами узнали и поверили, что именно Иегова воскресил его из мёртвых
и что именно Христос – Его посланник - или не
расскажут.
10:10,11
потому
что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
Почему недостаточно просто тихонько себе
верить в то, что Христос – Господь земли и долгожданный посланник
Иеговы? Потому что просто тихонько верить - означает лишь самому
иметь возможность становиться праведным и спастись. А устами
распространять знания о том, что Бог уже прислал Христа - означает
распространить и возможность спасения на всех, кто не постыдится
принять Христа как посланника от Бога небес для своего
спасения, как написано: «ВСЯКИЙ верующий в Христа (в камень преткновения)– не постыдится» -Ис.28:16
10:12
Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у
всех, богатый для всех, призывающих Его
И неважно, кто будет верить в это – иудей или грек или ещё кто, ибо для ВСЯКИХ народов земли Бог послал Христа в качестве Господа, которого должны принять люди как посланника небес для своего спасения, он не поскупился - умер за всех, не только за Израиль.
10:13 ВСЯКИЙ призывающий имя Господа – спасётся : многие читатели этого текста понимают его в буквальном смысле, и так и проповедуют, что надо призывать имя Иеговы (свидетели Иеговы) или имя Иисуса Христа (все остальные христиане) - этого якобы достаточно, чтобы спастись.
Однако что означает: призывать имя Господа ? Это означает, что уповать на него будет призывающий его, верить будет в то, что Господь силён спасти СВОИХ. А СВОИ Господу - это те, кто слушаются ЕГО и ЖИВУТ по ЕГО принципам, а не просто произносят вслух имя Господа (ниже разберём, какого именно, ибо слово «Господь» применяется в Библии и к Отцу и к сыну –Псал.109:1,2)
А к чему Павел, призывая всех принять Господом и спасителем - посланного Иисуса Христа, процитировал здесь слова Иоиля, в которых Иоиль говорил об Отце Христа? –Иоиль 2:32. Можно ли прийти к заключению, что цитируя это место применительно ко Христу, Павел хотел показать, что Бог Иегова (Отец Христа) и Христос (сын Иеговы) - это одна та же личность? Или, что отныне - поклоняться следует не Иегове, а Христу?
Нет, конечно – ни то, ни другое.
Во-первых, Павел, цитируя Иоиля, цитировал это место в связи с тем, чтобы показать ПРИНЦИП спасения у Бога, предусмотренного не только для Израиля, а для ВСЯКОГО, кто станет верующим человеком (перечитайте внимательно 10: 10-13 )
Во-вторых, верующий человек должен верить в то, что Бог Иегова послал Христа - Господом для людей земли ради их спасения и воскресил на данный момент его из мёртвых (перечитайте суть благой вести из 10: 9 и 4:24 ). Апостолы знали, что Христос пострадал за грехи человечества именно для того, чтобы привести всех К БОГУ, а не для себя собрать -1Пет.3:18. Значит, об отмене поклонения Отцу Христа, воскресившему его из мёртвых – речь не идёт.
И в-третьих, слово «Господь» как известно применимо и к Иегове Богу-Вседержителю и ко Христу (Псал.109:1,2) Только Господь Иегова - это Господин всего мироздания и всех в вечности, а Христос – самостоятельный Господин над землёю всего 1000 лет -1Кор. 15:28 и личный Господь - спаситель каждого, за кого умер – Галл.2:20, 1Тим.4:10. Именно о миссии Христа, посланного Богом, Павел и просил проповедовать учеников, ибо о самом Иегове - Боге Израиля - на тот момент слышали практически все народы и до Христа.
Проблема Иудеев того времени заключалась не в том, чтобы Иудеи научились призывать имя Бога Отца - Иеговы, в которого они и так верили со времени патриархов. Проблема была в том, чтобы они приняли Христа как единственного посланника от Бога для искупления грехов. Им следовало понять, что другого искупителя не будет и лишь только именем Иисуса Христа, искупившего нас, можно примириться с Богом и спастись в день гнева Божия, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись – Деян.4:12
Иудеи, верующие в Иегову без принятия искупительной жертвы Христа - со времени прекращения жертвоприношений в храме уже не могли бы быть чистыми, стало быть, приближаться к Иегове – тоже не могли бы, а от нечистых Бог далёк –Пр.15:29. Принять Христа для своего спасения как обещанного посланника Бога и уверовать в искупление – обязаны ВСЕ вообще народы земли. И для этого предстояло трудиться, проповедуя эту весть по всей земле , ибо Иисус предупредил, что никто и никак иначе не приходит к Отцу, как только чрез него – Иоанн.14:6.
На иврите имя Иисус звучит как
"Иегошуа"
, пишется
יהושוע
. Христа также звали кратко «
Иешуа
»
ישוע
.
Разные ли это имена? Нет.
В
оригинальном тексте Библии на иврите один и тот же первосвященник (иерей великий) один раз назван "
Иешуа,
сын Иоседека" - Ездра 3:2, а в другом месте - "
Иегошуа
, сын Иегоседека" (Захария 6:11). То есть,
это одно и то же имя
одного и того же человека, но записано в полной и краткой форме
даже на иврите.
Что означает имя «Иегошуа»?
Это
слово двухкорневое: первый корень
«
Иего
-»,
три первых буквы имени Бога «Иегова» и «
Ошеа
»
– «
спасение
».
Иисус - спаситель именно от Иеговы, ни от кого больше,
и о
н - не спаситель сам по себе ВНЕ Иеговы.
В Писании трижды повторяется выражение
«
Кто призовет имя Господне- спасется
»
(Иоиль 2:32, Деяния 2:21, Римлянам 10:13,
наш случай)
Если мы призываем имя Христа
на иврите
ИЕГО-ШУА - то мы произносим«Иегова, Спаси
!
» То есть, призовём ли мы имя Христа или Иеговы - мы дадим понять Вышним, что ждём спасения от Иеговы через сына Его Христа.
Если скрупулёзно настаивать на произношении имён в этом тексте, то русский вариант имени Христа - Иисус - Вышние вообще могут не услышать, ибо в нём нет информации об Иегове. А потому, акцентируем ещё раз внимание на том, что призывать имя Господне
-
не словом, а ДЕЛОМ нужно, как личного Господа нашего Христа Иисуса, так и Господа -Вседержителя Иеговы, обращаясь к Иегове так же, как делали это все апостолы - ЧЕРЕЗ Иисуса Христа:
Римл.1:8
Прежде
всего
благодарю
Бога
моего
через
Иисуса Христа
за всех вас,
Иуда 25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь .
Итого: призовём ли мы сегодня Иегову чрез ПОСРЕДНИКА между Ним и человеками - не прогадаем, ибо Иисус - ходатай пред Богом и всеми, кто желает спастись -1Иоан.1,2, 2Тим.2:4.
Призовём ли мы сегодня Христа с верою в то, что Иегова послал его и воскресил силою своею для
помощи людям в приближении к Себе – тоже не согрешим.
10:14
Но
как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того],
о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
Но призывать Христа, в которого не уверовали - невозможно. Да и поверить в него, если о нём не слышать –
невозможно также. Для того и нужен проповедующий спасение чрез посланного Христа - устами, чтобы о нём (о спасении) можно было
услышать, в него поверить и уповать на спасение благодаря Христу (призывать Христа).
10:15
И
как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как
прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
но как же смогут проповедовать спасение Божье чрез посланного
Христа - проповедники, если их никто не пошлёт в мир с этим
заданием? Потому их непременно должны послать, ибо предсказано о
них, что прекрасны ноги благовестников спасения Божьего.
10:16
Но
не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто
поверил слышанному от нас?
но, увы, не все восприняли эту благую весть от христиан, но и эта
картина вещей – была предсказана Исаией, мало кто откликнулся и поверил этой благой вести о спасении чрез Христа.
10:17
Итак
вера от слышания, а слышание от слова Божия
И какой же вывод из всего, сказанного о праведности от веры в спасение чрез Христа, а не от закона Моисеева? Вера не появляется
сама по себе - она зарождается от слышания слова Божьего, от благой
вести о Христе. А поклонники Моисеева закона – благую весть
предпочли не услышать.
10:18
Но
спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел
голос их, и до пределов вселенной слова их
Предпочли не услышать- несмотря на то, что голос проповеди благой
вести о возможности спастись через принятие искупления Христа
- прокатился по всему Израилю
10:19
Еще
спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я
возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным
Но это положение вещей -Израиль должен был бы знать (то, что
язычники примут благовестие, а они – нет), ибо могли читать
предсказание этому -в Писании –Второз.32:21, а там ясно сказано, что
придёт время и Бог раздражит Израиль народом несмысленным, пытаясь
вызвать в них ревность к Себе хотя бы таким способом – призвав
язычников к принятию Христа.
10:20,21
А
Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не
вопрошавшим о Мне.
21
Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу
непослушному и упорному.
да и Исаия предсказал откровенно, что Бога послушают те, кто и не
надеялся Его найти и не пытался искать. А Свои - всё пропустят мимо
ушей, ибо непослушны и упрямы в своём непослушании. (Но именно это и предвидел Бог, именно это
и привело к исполнению пророчеств о жертвенной смерти Христа)
1 Приветствие Павла Римлянам, «призванным святым». 8 Его желание придти к ним. 16 Евангелие; «сила Божия ко спасению». 18 Гнев Божий на нечестие человеков.
1 Человек осужден, иудей ли он или еллин, ибо у Бога нет лицеприятия. 17 Иудей, надеющийся на закон, преступлением закона бесчестит Бога.
1 «Какое преимущество быть иудеем?» 10 Нет ни одного праведного. 21 И иудей и язычник одинаково оправдываются благодатью Божией чрез Иисуса Христа.
1 Не дела Авраама, а его вера вменилась ему в праведность. Так вменяется и нам.
1 Верою мы имеем мир с Богом чрез Христа, который умер за нас, когда мы были еще грешниками. 12 Как грех и смерть вошли в мир одним человеком, так Христом вошли благодать, праведность и жизнь.
1 Крестившись во Христа, мы умерли для греха, но живы для Бога во Христе. 12 Вы больше не рабы греха, но рабы праведности.
1 Вы умерли для закона и принадлежите Христу, 7 Закон свят, 13 но живущий во мне грех производит смерть чрез аакон.
1 Жить не по плоти, но по духу. 12 Водимые Духом Божиим суть сыны Божий, сонаследники Христу. 26 Никто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе.
1 Печаль Павла о братьях его израильтянах. 6 Дети обетования суть дети Божий. 14 Милость Божия к призванным, иудеи ли это или язычники. 30 Язычники получили по вере, иудеи не достигли делами.
1 По избранию благодати сохранился «остаток» Израиля. 11 От падения Израиля пришло спасение язычникам; маслина и прививка; Бог силен снова привить иудеев. 25 «К так весь Израиль спасется. Бездна богатства премудрости Божией.
1 Представьте тела ваши в жертву живую; обновление ума вашего. 3 Членов много, тело одно; различные дарования. 9 Указания: любите, благословляйте, радуйтесь; побеждайте зло добром.
1 Начальники суть Божьи слуги: повинуйтесь им. 8 «Любонь есть исполнение закона». 11 Облекитесь в оружия света.
1 «То что осуждаешь... или унижаешь брата твоего?» 13 «Царствие Божие... праведность, мир и радость»; не делать ничего, от чего брат твой соблазняется.
1 «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас». 8 Христос сделался служителем дли обрезанных и для верующих из язычников. 14 Павел - «служитель Иисуса Христа у язычников». 22 Намерение посетить Испанию после достаики подаянии в Иерусалим.
1 Одобрение Фивы, приветствия отдельным верующим в Риме. 17 Предостережения против производящих разделения. 21 Приветствия от сотрудников Павловых и благословение.
1 Праведность и спасение приобретаются только чрез веру и исповедание. 14 Евангелие благовествовалось израильтянам, но они не были послушны.
Б ратия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не но рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией;
4 Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: «исполнивший его человек жив будет им».
6 А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть, Христа свести;
7 Или: «кто сойдет в бездну?» то есть, Христа из мертвых возвести.
8 Но что́ говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься;
10 Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится».
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его.
13 Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».
14 Но как призывать Того , в Кого не уверовали? Как веровать в Того , о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?».
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселеиной слова их».
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным».
20 А Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне».
21 Об Израиле же говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».