1. Нормативное регулирование деятельности контрактной службы (контрактного управляющего
В своей деятельности контрактная служба должна руководствоваться следующими правовыми нормами, нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Кроме того, сотрудники контрактной службы руководствуется Типовым положением, утвержденным Минэкономразвития РФ приказом № 631 от 29 октября 2013 г.
Основной функционал контрактной службы закреплен в части 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия.
В Типовом положении обозначены основные принципы создания контрактной службы, а также порядок ее функционирования при планировании, проведении закупок, осуществляемых для государственных, муниципальных нужд:
Более подробно о функциях, полномочиях и обязанностях контрактной службы (контрактного управляющего) будет рассказано в следующем разделе настоящей работы.
2. Функции, полномочия и обязанности контрактной службы (контрактного управляющего). Ответственность
Согласно статье 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
Указанные в пунктах 1 и 2 функций возлагаются на контрактные службы и управляющих с 01 января 2015 года.
Указанные функции прогнозирования и планирования составляют начальный этап подготовки к процедурам закупки. При составлении планов-графиков закупок, в которых заказчики будут определять свои потребности, способы закупок, формировать и обосновывать начальную цену контракта, предполагается соотнесение осуществляемых закупок с основными целями и задачами деятельности данных государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ в частности в перечень докуметов, которые должны учитываться при планировании закупок, входят государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы. Таким образом, создается единая система, при которой должно четко прослеживаться целевое назначение закупок и их роль в решении стоящих перед государством или муниципальным органом задач.
Целесообразно отметить, что Законом № 44-ФЗ определяется ограниченный перечень товаров, закупки которых могут производиться заказчиком вне плана-графика, а также устанавливается закрытый перечень случаев, при которых возможно внесение изменений в план-график.
В Типовом положении функции, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 4 статьи 38 Закона изложены более подробно и нашли развитие. Установлено, что при планировании закупок в функции контрактной службы входит:
При определении поставщиков / подрядчиков / исполнителей контрактная служба:
a) конкурсной документации,
b) извещениях о проведении закупки,
c) приглашениях к участию в определении поставщиков закрытым способом,
d) документации об аукционе.
a) выполнение требований действующего законодательства к участникам закупки, осуществляющим поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг;
b) наличие полномочий на заключение контракта у участника закупки;
c) полномочия участника закупки как такового: не проводилась ли ликвидация юридического лица;
d) нет ли положительных решений арбитражного суда о несостоятельности юридического лица;
e) не приостановлена ли (на дату подачи заявки) деятельность участника закупки в соответствии с какой-либо статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях;
f) нет ли у участника невыполненных налоговых обязательств и бюджетных задолженностей;
g) не занесен ли участник закупки в реестр недобросовестных поставщиков;
h) отсутствие судимости за экономическое преступление у участника закупки;
i) наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности;
j) выполнены ли другие требования, изложенные в части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ,
При выполнении условий, изменении, а также расторжении контракта в круг функциональных обязанностей контрактной службы входит:
К числу иных полномочий, осуществляемых контрактной службой относится:
В целях полной реализации перечисленных функций и полномочий, касающихся планирования, проведения закупок, заключения, изменения, расторжения контрактов, взаимодействия с поставщиками / подрядчиками / исполнителями, иных полномочий сотрудники контрактной службы обязаны строго соблюдать требования Закона № 44-ФЗ, в частности следующие:
В соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, в целях централизации закупок возможно создание государственного, муниципального органов, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков. Полномочия могут быть переданы одному или нескольким органам. В таких случаях контрактная служба осуществляет не переданные функции и полномочия. Такие функции, как обоснование закупок, установление максимальной (стартовой) цены контракта, определение его условий, подписание документа не могут быть переданы уполномоченным органам. Контракты подписывают Заказчики. Остальные функции выполняют сотрудники контрактной службы.
При этом при централизации закупок контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, и несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Представляется, что речь идет не только об административной ответственности, но и об ответственности дисциплинарной.
Из указанного перечня полномочий видно, что данные специалисты будут отвечать за осуществление всех закупочных процедур в организации. Таким образом, законом предпринята попытка сформировать структуру, которая будет управлять всеми вопросами, связанными с закупками. Данная мера во многом продиктована существующей практикой, при которой большинство жалоб представляют собой результат неправильной подготовки извещений и документации, проектов контрактов и технических заданий. Также предусмотрена персональная ответственность данных специалистов за допущенные ими нарушения при осуществлении закупок.
Принципиально важным представляется то, что перечень полномочий контрактной службы, контрактного управляющего не является закрытым, кроме того, закон не содержит запрета на осуществление контрактной службой, отдельными ее сотрудниками или контрактным управляющим иных обязанностей, не имеющих прямого отношения к закупкам (например, юрист может быть как сотрудником контрактной службы, так и заниматься претензионно-исковой работой, не связанной с исполнением контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе).
Вместе с тем сам перечень полномочий, закрепленных за контрактной службой, контрактным управляющим, их объем и значимость также безусловно свидетельствуют о том, что их реализация возможна исключительно на профессиональной основе, специалистами, имеющими достаточную квалификацию, опыт и специальные знания в области закупок.
Формат данной работы не позволяет детально рассмотреть такие вопросы, как создание у одного заказчика нескольких контрактных служб и распределение полномочий между ними, либо распределение полномочий между несколькими контрактными управляющими, однако данные вопросы также, безусловно, имеют важное практическое значения и могут быть реализованы в практической деятельности заказчиков только с учетом принципа профессионализма.
Формирование организационной структуры является обязанностью руководителя контрактной службы. Круг должностных обязанностей, персональная ответственность каждого сотрудника определяются с учетом основного принципа -- рост эффективности, увеличение результативности осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд.
Сами обязанности регламентируются Положением. Задача руководителя -- эффективное их распределение между сотрудниками с целью выполнения функциональных обязанностей контрактной службы.
Согласно Типовому положению в функциональные обязанности контрактной службы входит:
Согласно Положению составляется регламент, в котором прописывается порядок действий сотрудников контрактной службы, а также порядок действий службы при взаимодействии с другими подразделениями. Регламент утверждается Заказчиком.
Отдельно хотелось осветить вопрос ответственности контрактной службы (контрактного управляющего).
В пункте 18 Типового положения ответственность работников контрактной службы сформулирована в общем виде, как административная ответственность. «Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) должностных лиц контрактной службы, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки».
Очевидно, что обжалование действий работников как должностных лиц возможно, если контрактная служба это отдельное организационное подразделение. Если она сформирована из привлеченных сотрудников, обжалование действий членов контрактной службы будет сомнительным с точки зрения трудового законодательства в связи с отсутствием субъекта - должностного лица. Видимо, в этой связи из окончательного текста Типового положения исключены нормы о персональной ответственности членов контрактной службы. Ответственность привлеченных работников должна остаться только дисциплинарной на основе трудовых договоров и Трудового кодекса Российской Федерации. Такой подход продиктован юридической теорией, практика покажет. На этом же основании можно сделать вывод, что в пункте Типового положения об определении руководителем контрактной службы персональной ответственности работников речь идет о должностных лицах контрактной службы, образованной как отдельное структурное подразделение заказчика.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).
Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).
У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .
Приобрести книгу контрактного управляющего можно .
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.
Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:
Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .
Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.
Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).
У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:
Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;
Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;
Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).
Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).
Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).
Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:
А эксперт должен иметь:
Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .
Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:
Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.
Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.
Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.
На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.
P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта
1. Общие положения
1.1. На должность работника контрактной службы принимается лицо, имеющее:
1) высшее образование (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок;
2) стаж работы в сфере закупок не менее 4 лет.
1.2. Работник контрактной службы должен знать:
1) требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
2) основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;
3) основы антимонопольного законодательства;
4) экономические основы ценообразования;
5) основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
6) основы статистики в части применения к закупкам;
7) особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
8) особенности составления закупочной документации;
9) порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);
10) правоприменительную практику в сфере логистики и закупочной деятельности;
11) методологию проведения:
Проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации;
Экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
12) порядок составления документа в виде заключения по результатам проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации;
13) особенности подготовки документов для претензионной работы;
14) этику делового общения и правила ведения переговоров;
15) дисциплину труда;
16) Правила внутреннего трудового распорядка;
17) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
18) ……… (другие документы, материалы и т.д.)
1.3. Работник контрактной службы должен уметь:
1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;
2) вести переговоры, анализировать данные о ходе исполнения обязательств;
3) организовывать и проводить процедуры привлечения экспертов, экспертных организаций;
4) производить проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
5) применять меры ответственности и совершать иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
6) привлекать сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
7) составлять и оформлять по результатам проверки документы;
8) ……… (другие навыки и умения)
1.4. Работник контрактной службы в своей деятельности руководствуется:
1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";
2) ……… (наименование учредительного документа)
3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
4) настоящей должностной инструкцией;
5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.5. Работник контрактной службы подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.6. Работник контрактной службы осуществляет руководство ……… (наименование структурного подразделения или направления деятельности в рамках которого организована группа подчиненных работников)
1.7. ……… (другие общие положения)
2.1. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:
1) проверка соблюдения условий контракта;
2) проверка качества представленных товаров, работ, услуг.
2.2. Руководство подчиненными работниками.
2.3. ……… (другие функции)
3.1. Работник контрактной службы исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции проверка соблюдения условий контракта:
1) получает информацию о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
2) осуществляет проверку на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
3) осуществляет организацию процедуры приемки отдельных этапов исполнения контракта и создание приемочной комиссии;
4) привлекает экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
5) взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
6) применяет меры ответственности и совершает иные действия в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в том числе организовывает включение в реестр недобросовестных поставщиков.
3.1.2. В рамках трудовой функции проверка качества представленных товаров, работ, услуг:
1) осуществляет проверку соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
2) осуществляет проверку соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
3) организовывает процедуры приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и создает приемочную комиссию;
4) привлекает сторонних экспертов или экспертные организации для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
5) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы;
6) составляет и оформляет по результатам проверки документы.
3.1.3. В рамках трудовой функции руководство подчиненными работниками:
1) распределяет трудовые функции, служебные задания между подчиненными работниками и осуществляет контроль за их выполнением;
2) оказывает подчиненным работникам консультативную поддержку, дает разъяснения и указания в рамках выполнения трудовых функций подчиненными работниками;
3) обеспечивает в отношении подчиненных работников соблюдение трудового законодательства и законодательства об охране труда, создание условий труда, отвечающих установленным требованиям;
4) разрешает конфликтные ситуации между подчиненными работниками;
5) ……… (другие обязанности)
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……… (другие обязанности)
3.2. При исполнении своих должностных обязанностей ведущий специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы:
1) соблюдать конфиденциальность информации;
2) соблюдать этику делового общения;
3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
4) не разглашать материалы рабочих исследований;
5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.
3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
Работник контрактной службы имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5.1. Работник контрактной службы привлекается к ответственности:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.09.2015 N 625н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения).
С принятием 44-фз в управлении госзакупками реализован принцип разделения властей.
Как должно быть (идеальный вариант):
По закупочной деятельности принимает решения и несёт ответственность не руководитель учреждения, а контрактная
служба (контрактный управляющий) заказчика. Отбор и оценка деятельности таких сотрудников (в том числе с привлечение экспертов со стороны)
- это и есть работа современного руководителя.
Работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Организации заказчиков должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц. В том числе обучать их на контрактной основе.
На контрактного управляющего оформляется электронная подпись(ЭП) - "флэшка" на которую заносится файл с данными о
полномочиях субъекта (сертификат пользователя). Исходя из положения о контрактной службе, полномочия могут быть поделены между разными
людьми и соответственно разными подписями.
ЭП получает её назначенец в региональном филиале Казначейства (возможно получение другим лицом по доверенности), а использует
любое лицо, физически вставившее её в компьютер (возможно закрыть пин-кодом).
Всю полноту ответственности несёт лицо, указанное в положении (в рамках его полномочий) и соответственно то,
чья (электронная) подпись ставится под закупкой при размещении.
Приказ о принятии в штат (и выплате зарплаты) прямого отношения к полномочиям и
ответственности не имеет.
Графа "ответственное должностное лицо"
на странице заказа (извещении), отдельной юридической
силы не имеет, это справочные данные.
Нет никакого обязательства в закупочной документации ставить "шапки" и резолюции "УТВЕРЖДАЮ" и "СОГЛАСОВАНО"
от имени директора. В правовом пространстве электронных подписей все эти бумажные атавизмы бессмысленны.
Если директор хочет ограничить контрактного управляющего дополнительными письменными согласованиями это делается
внутренним документом - должностной инструкцией.
Как это происходит на практике - вариант "Паровоз"
:
Большинство начальников попросту не знают о принципе разделения властей.
Учитывая культурные проблемы с делегированием полномочий, в большинстве госучреждений ЭП оформляется на руководителя,
а пользуется ей "доверенное лицо" - фактический котрактник.
Ещё более "российский" вариант - под ЭП паровоза закупками занимаются сразу несколько сотрудников "по чуть-чуть".
*Доверенность на использование ЭП руководителя - кривая полумера, но хоть какое-то решение. По крайней мере исполнителя нельзя
обвинить в самоуправстве.
Со стороны исполнителей подобный подход также находит полную поддержку ввиду снятия с них формальной,
и, что чаще более важно - психологической ответственности. "В случае чего" - "Паровоз" их прикроет административным весом.
Вариант Паровоз, как классическое российское "договоримся на словах" несёт в себе и классические риски:
Что если административный проступок самостоятельно совершило лицо, пользующееся ЭП руководителя? -
вопрос, не имеющий однозначного ответа.
Культура такова, что формализовать ответственность в большинстве российских госучреждений ещё долго не получится.
Например некоторые УФАСы, прекрасно понимая вариант "паровоз", присылают уведомления на имя учреждения
в целом, не упоминая должностных лиц. Таким образом оставляя самим учреждениям решать,
кого отправить "на ковёр", и, видимо, кого подставить под штраф тоже.
*Представлять интересы ответственного лица на слушаниях в ФАС и судах имеет право любое другое лицо, в том числе не связанное с контрактной службой либо нанятое на контрактной основе (действует по доверенности).
*Недопустимо путать с контрактной службой!.
Заказчик обязан иметь на бумаге "объединённую комиссию" минимум из пяти сотрудников организации
(включая председателя) для рассмотрения заявок участников торгов(ничем другим комиссия не занимается). Утверждает такую комиссию руководитель организации
своим приказом. Нет никакого смысла создавать отдельно котировочные, конкурсные и аукционные комиссии.
Комиссия по осуществлению закупок является одной из самых застарелых и нелепых фикций в законе.
Сама мысль о том, что в персонале гос.учреждения наберётся аж целых пять сотрудников, разбирающихся в
законодательстве - утопична.
Учитывая, что в 44-фз определена персональная ответственность и принцип профессионализма контрактных управляющих,
было бы логично оставить проверку заявок ИМ, и отменить комиссии, в которых некомпетентные и безответственные люди якобы голосуют за соответствие заявок
требованиям закона.
На практике голосований комиссии никогда не проводится ввиду их полной бессмысленности и необоснованности траты времени сотрудников. Решения о соответствии заявок принимают контрактные управляющие, практически вынужденные повсеместно фальсифицировать протоколы таких "голосований".
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят в 2013 году. Несмотря на то, что закону в этом году исполняется уже 5 лет, он продолжает оставаться одним из самых актуальных и востребованных. На нашем сайте вы можете найти целый раздел, посвященный как закону ФЗ 44 в целом, так и отдельным его положениям. Всего закон содержит 114 статей, поэтому информации для изучения много.
Для начала необходимо разобраться в понятии контрактной службы по ФЗ 44. Контрактная служба — это группа специалистов, которая отвечает за реализацию всего цикла госзакупок. Порядок ее создания прописан в статье 38 главы 3 об осуществлении закупок закона ФЗ 44.
Вам будет интересно; ФЗ 220 в последней редакции
Если за год объем госзакупок согласно графику составил более 100 млн рублей, заказчик обязан создать контрактную службу. Выделять ее в качестве отдельного структурного подразделения организации закон не обязывает (ч. 1 ст. 38 ФЗ 44).
Последние изменения в законе о службе по контракту в России читайте
Если же итоговый годовой объем госзакупок не превысил указанной суммы, заказчик вправе самостоятельно решать — создать контрактную службу или назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок и исполнение контракта, т. е. контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 ФЗ 44).
Контрактный управляющий и абсолютно все работники контрактной службы, вне зависимости от выполняемых ими функций, должны иметь высшее образование. Сотрудник, не имеющий высшего образования, для получения допуска к госзакупкам должен получить дополнительное профильное образование (ч. 6 ст. 38 ФЗ 44). Речь идет о специальных курсах повышения квалификации.
К числу принципов деятельности контрактной службы относят:
В своей деятельности контрактная служба обязана руководствоваться нормативно-правовым законодательством России: Конституцией РФ, непосредственно законом 44-ФЗ, гражданским и бюджетным законодательством, иными актами (постановлениями правительства, приказами министерства и пр.) и регламентом самого заказчика.
Вам будет интересно: ФЗ 161 в последней редакции. подробности
Как уже было сказано, обслуживать закупки поставщика, итоговый годовой объем госзакупок которого не превышает ста миллионов рублей, может одно должностное лицо — контрактный управляющий.
Если же сумма, приходящаяся на госзакупки, выше — заказчик обязан организовать контрактную службу. Структура и численность ее работников определяется самим заказчиком, однако минимальный состав ограничен двумя сотрудниками . Данное условие продиктовано типовым положением.
Контрактная служба может быть создана в качестве специального отдела, так и путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих соответствующие функции. Вне зависимости от способа формирования контрактной службы, ее должен возглавлять руководитель, который определяет служебные обязанности и личную ответственность каждого из своих подчиненных.
Регламент, устанавливающий правила организации деятельности контрактной службы заказчика при планировании и проведении закупок товаров, работ и услуг, должен основываться на типовом положении, разработанном Министерством экономического развития России — федеральным органом исполнительной власти, регулирующим контрактную систему в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 ФЗ 44).
Данный документ в значительной степени дублирует суть и содержание статьи 38 ФЗ-44. В регламенте деятельности службы содержатся дополнительно следующие сведения:
Законом предусмотрена возможность централизации закупок путем создания специального органа или учреждения, задача которых состоит в определении поставщиков для заказчика (ч. 1 ст. 26 ФЗ 44). Однако все остальные полномочия, осуществляемые в процессе проведения закупок, такие как обоснование закупок, определение условий (в том числе цены) и подписание контракта и др., должны осуществляться заказчиком и его контрактной службой. Последняя несет ответственность исключительно в рамках собственных полномочий (ч. 5 ст. 38 ФЗ 44).
Крупному государственному заказчику необходимо иметь команду специалистов, сопровождающую контракт на всех этапах. Создание контрактной службы делает процесс проведения госзакупок эффективным и надежным.
Предлагаем вам от 05.04.2013 N 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции.