Главная » Карбюратор » Классификация и описание тормозной жидкости DOT. Какие тормозные жидкости бывают Дот 4 описание

Классификация и описание тормозной жидкости DOT. Какие тормозные жидкости бывают Дот 4 описание

Тормозная система – одна из самых главных в составе автотранспортного средства, и существенную роль в ней играет каждый без исключения элемент. Не зря говорится – «С тормозами не шутят», поэтому ко всему здесь следует относиться серьезно. Также важно знать, какую лучше заливать тормозную жидкость, в этой статье мы разберемся с этим вопросом. Еще узнаем, можно ли смешивать жидкости, когда следует производить замену, и какой ассортимент продукции может предложить промышленность.

Основные характеристики тормозной жидкости

Так как все тормоза современных автомобилей гидравлического типа, тормозная жидкость (ТЖ) является неотъемлемой частью в составе транспортного средства, и без нее машина нормально работать не сможет. Жидкость обеспечивает легкое и эффективное нажатие на педаль тормоза, облегчает работу водителю, способствует мгновенному срабатыванию цилиндров. Недостаточное количество или отсутствие ТЖ, ухудшение ее свойств приводит к аварийной ситуации, сказывается на безопасности движения.

Минеральные ТЖ выпускаются на основе этилового (ЭСК) или бутилового (БСК) спирта, также в состав входит 50-60% касторового масла. Гликолевые жидкости изготавливаются на основе полигликолей, еще в них присутствуют эфиры, в России они известны под названиями DOT 5.1/ DOT 4/ DOT 3 (американский стандарт) и применяются практически на всех современных авто. Производство ЭСК в настоящее время остановлено, главная причина снятия этого товара с продаж – низкая температура закипания этило-касторового состава. БСК пока еще бывает в продаже, но встречается крайне редко, применяется только на старых автомобилях, основной недостаток этой жидкости – застывание уже при 20-25 градусов Цельсия со знаком «минус». Еще в пределах РФ встречаются марка DOT 5, здесь главным компонентом является силикон.

Наибольшее распространение сейчас получила жидкость под маркой ДОТ 4, она отвечает предъявляемым к ней требованиям и обладает:

  • высокой температурой закипания;
  • достаточной вязкостью;
  • неплохими смазочными свойствами;
  • стойкостью к низким температурам;
  • несжимаемостью.

DOT-4 не вызывает коррозию металла, разбухания манжет и других резинотехнических изделий, эту жидкость можно использовать на автомобилях не только с барабанными, но и с дисковыми тормозами, где детали тормозной системы нагреваются до очень высоких температур.

ТЖ с одинаковым успехом применяется на заднеприводных (типа ВАЗ 2107) и переднеприводных (типа ВАЗ 2114) отечественных машинах, практически на всех иномарках, считается, что к более высокому классу относится ДОТ 5.1, к наиболее низкому – ДОТ 3. Самый главный недостаток жидкостей на основе полигликолей – высокая гигроскопичность (впитывание влаги), поэтому вне зависимости от состояния через определенное время ТЖ необходимо менять.

Можно ли DOT 4 смешивать с другими тормозными жидкостями

ДОТ-4 допустимо смешивать с однородными по своему составу жидкостями, т. е., с продуктами класса ДОТ 3 или 5.1. Но всегда рекомендуется производить доливку жидкости такого же или более высокого класса, а это значит, что в «четверку» можно добавлять 5.1, а вот «тройку» лить крайне нежелательно. С ДОТ-5, а тем более c БСК, эта тормозная жидкость несовместима, и последствия смешения могут оказаться весьма плачевными:

  • произойдет разбухание резиновых манжет;
  • изменятся основные свойства состава, и как себя поведет в дальнейшем тормозная система, предсказать сложно.

Так как DOT-4 – это только общая маркировка, а единый стандарт в России на ТЖ так и не установлен, под одним и тем же именем продукцию могут производить различные фирмы. Чтобы исключить нежелательные последствия, рекомендуется заливать жидкость одного и того же производителя, и только те марки, которые предписаны заводом-изготовителем. В целом смешивание разных составов – дело сомнительное, заводские испытания подобного рода не проводились, да и автовладельцам они нужны вряд ли.

Стоимость DOT 4

ТЖ чаще всего расфасовывается в непрозрачную пластиковую тару объемами 0.25, 0.5, 0.9 или 1 литр, но так же могут быть 5-ти, и даже 20-литровые канистры, соответственно, стоимость упаковки существенно отличается. Литровая бутыль в среднем продается по цене от 500 до 800 рублей, а поллитровая канистра стоит приблизительно в два раза дешевле. Производителей жидкости достаточно много, чаще всего в магазинах можно встретить продукцию иностранных брендов:

  • Castrol;
  • Motul;
  • Pentosin;
  • Mobil;
  • Total;
  • Valvoline

Также существует немало российских торговых марок, основная продукция выпускается в городах Дзержинск, Нижний Новгород, Обнинск, Москва, Пушкино, чаще всего на прилавках российских магазинов встречаются товары;

  • Роса-4;
  • ОЙЛРАЙТ;
  • UNIX;
  • ROSDOT-4;
  • Felix;
  • Extra;
  • Niagara;

Если импортные тормозные жидкости расфасованы точно, а характеристики в основном соответствуют указанным данным, то российские упаковки часто грешат недоливом, реальные показатели могут не соответствовать стандарту (например, температура закипания отличается на несколько градусов от заявленной нормы).

Когда нужно менять жидкость

За время эксплуатация автомобиля тормозная жидкость теряет необходимые свойства, и на транспортном средстве становится ездить небезопасно. Замена жидкостной составляющей в тормозной системе производится:

  • не реже одного раза в течение двух лет (по пробегу – через каждые 30-40 т. км);
  • при покупке подержанного автомобиля;
  • при потемнении жидкости;
  • в том случае, если неизвестно, когда последний раз ТЖ менялась.

Следует учитывать, что в «тормозухе» со временем накапливается влага, которая негативно сказывается на эксплуатационных свойствах и общем состоянии автомобиля:

  • от воды начинает ржаветь металлические части, возникает риск заклинивания цилиндров;
  • снижается температура кипения;
  • при низких температурах ТЖ густеет и продавливается с трудом.

Замену жидкости следует проводить в полном объеме, также не помешает провести промывку тормозной системы. Доливка разрешается, если «тормозуха» уходит, но ездить с подобной неисправностью долго нельзя – необходимо разобраться в причине дефекта и устранить его.

Замена ТЖ на автомобиле Mitsubishi Lancer IX

Замену тормозной жидкости рассмотрим на примере авто Мицубиси Лансер 9, перед началом работы следует приготовить все самое необходимое:

  • заранее купленную упаковку ДОТ-4 (допускается и DOT-5.1), лучше канистру брать с запасом (1 л);
  • чистую пластиковую бутылку с трубкой;
  • прокачной ключ;
  • шприц с пластиковой трубкой на конце.

Работу производить удобно на яме, еще лучше, если машину удастся загнать на подъемник, чтобы вывесить все колеса. Выполняем операцию по замене в следующем порядке:


Прокачку необходимо производить вдвоем: один из участников этой операции нажимает на педаль тормоза, а второй надевает трубочку на прокачной штуцер тормозного цилиндра (суппорта) и при накачивании педали штуцер ослабляет. При этом педаль проваливается, вместе с «тормозухой» из системы выходит воздух. Сидящий за рулем человек отпускает педаль тормоза только после того, как будет закручен штуцер, а сама операция повторяется до тех пор, пока воздух не перестанет выходить из системы. Так следует прокачать все четыре колеса, не забывая после в бачок добавить жидкость до нужного уровня. Еще прокачку на машине с задними барабанами начинают с заднего правого колеса, затем в порядке «крест-накрест».

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Основные свойства тормозной жидкости

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

  • гигроскопичность;
  • температура застывания;
  • агрессивность.

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства, в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания - чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

У любого транспортного средства состояние тормозной системы должно всегда должно быть исправным. В противном случае под угрозой жизни оказываются практически все: водитель, пассажиры и прочие участники дорожного движения. Поэтому важно не только своевременно проводить обслуживание и замену изношенных деталей, но и контролировать уровень тормозной жидкости. При ее недостатке не будет создаваться необходимое гидравлическое давление, что может приводить к частичному прижиманию колодок. На рынке можно встретить разную продукцию, включая тормозную жидкость Dot 4.

Как и моторное масло, данный материал можно также считать расходным, поскольку нуждается в регулярной замене, хоть не с частой периодичностью. Тормозная жидкость оказывает существенное влияние на эффективность работы и техническое состояние практически всех деталей системы. И к ней предъявляются серьезные требования.

Необходимые требования

В процессе эксплуатации автомобиля водитель время от времени задействует тормозную систему по необходимости. Во время работы колодок, которые с усилием прижимаются к диску, замедляя тем самым движение транспорта, они сильно нагреваются. Тепло от колодок распространяется дальше - на поршень, корпус суппорта. От них нагревается и сама тормозная жидкость.

В связи с этим появляется главное требование к тормозной жидкости Dot 4 - она должна иметь повышенную температуру кипения. Это позволит избежать провалов тормозной педали. Благодаря увеличению скоростного режима наряду со сложным трафиком спиртокасторовые жидкости уже утратили свою актуальность. Они больше не удовлетворяли потребности многих владельцев автотранспорта, и тогда появился стандарт Dot 4.

Коррозия тормозной магистрали явление опасное. Во избежание этого жидкость делается на гигроскопичной полиэтиленгликолевой основе. Однако хранить ее необходимо в таре с плотно закрытой крышкой. Если в жидкость попадет влага, то неизбежно начнутся коррозионные процессы. Но кроме этого разбавленная водой жидкость теперь закипает уже при невысокой температуре. В этом случае не исключены провалы, что обычно приводит к аварийным ситуациям.

Эффективность всей системы автомобиля напрямую связана с вязкостью, которой обладает любая тормозная жидкость Dot 4 или любого другого стандарта. Для большинства современных автомобилей с ABS это особенно критично. Ее застывание приводит к нарушению работы гидроблока. У некоторых моделей с антиблокировочной системой связана курсовая стабилизация. В результате это приводит к ухудшению управляемости автомобилем.

Классификация Dot

Разделять жидкость для тормозной системы на несколько классов стал департамент по управлению транспортом в США, который был открыт еще в 1966 году, но официально вступил в свои права лишь год спустя. Согласно этому стандарту вся продукция поделена на классы в зависимости от свойств. А так как данный стандарт прописывал самые оптимальные требования к тормозной жидкости Ate Dot 4, то с ним были согласны другие специалисты практически всех стран мира.

Американский стандарт выделил 4 класса:

  1. Dot 3.
  2. Dot 4.
  3. Dot 5.
  4. Dot 5.1.

Помимо перечисленных четырех классов, есть еще разновидность - Dot 5.1/ABS. Данная продукция предназначается автомобилям, у которых имеется антиблокировочная система.

Все необходимые сведения касательно их свойств и применения указаны в прилагаемой инструкции. Но с американской классификацией эти составы не имеют ничего общего.

Dot 3

Такой продукт стоит недорого в силу использования простейшего соединения гликолей. Однако стоит учитывать, что он склонен к способности впитывать влагу, благодаря чему состав закипает при более низкой температуре. В отношении срока эксплуатации можно сказать, что тормозная жидкость Dot 4 может прослужить 2 года.

Продукция класса Dot 3 имеет средний показатель по вязкости (1500 мм 2 /с) при температурных условиях -40°C. В свежем состоянии жидкость закипает при 205°C, а с содержанием влаги (3,5%) - уже ниже 140°C. Состав производится с янтарным оттенком, но встречается и прозрачная продукция. По этим свойствам ее можно смело причислить к «золотому стандарту» среди прочих аналогов.

Обычно такая жидкость заливается в тормозную систему автомобилей, которые оборудованы барабанными тормозами на задних колесах и дисковыми механизмами на передних. Но стоит учесть, что использование класса Dot 3 недопустимо при наличии резиновых тормозных прокладок. К тому же жидкость может испортить и лакокрасочное покрытие кузова.

Dot 4

Тормозные жидкости данного класса считаются более совершенными, чем Dot 3. И все в силу содержания в своем составе различных присадок, которые способствуют связыванию влаги, которая может попасть из воздуха.

Dot 5

Тормозные жидкости данного класса производятся с использованием силикона. За счет его свойств характеристики состава доводятся практически до идеального состояния. В частности, это высокая температура закипания, которая не опускается ниже 260°C и стабильно низкая вязкость - не менее 900 мм 2 /с при температуре -40°C.

Среди прочих достойных преимуществ стоит выделить способность отталкивать воду. Тогда как характеристики тормозной жидкости Dot 4 позволяют связывать влагу. Кроме того, жидкость в отношении резиновых уплотнителей не имеет агрессивного воздействия. То же относится и к лакокрасочным покрытиям. Но что более ценно - у таких тормозных жидкостей довольно продолжительный ресурс до 4-5 лет.

Однако существенный недостаток имеется. За счет того, что вода способна отталкиваться от жидкости, их смешивание не происходит и влага начинает скапливаться в тормозной магистрали. И когда в зимнее время вода замерзает, то это становится серьезной помехой для работы важных деталей. Помимо этого, продукция классификации Dot 5 имеет высокую степень насыщаемости кислородом. Именно по этой причине запрещается использовать данные составы для автомобилей с установленной системой ABS.

Dot 5.1

Тормозную жидкость данной классификации также по праву можно считать практически идеальной. Возможно, и есть вариант лучше, наподобие тормозной жидкости Liqui Moly Dot 4, но не настолько. Температура закипания самая высокая в сравнении с прочими классами, а вязкость самая низкая.

За счет этого, она свободно перемещается по тормозной магистрали, повышая эффективность работы ее элементов. За счет тоже практически идеальных характеристик, жидкости с успехом применяются в сфере спорта.

Однако способность впитывать влагу существенно сокращает ресурс тормозной жидкости до одного года. Что интересно, между классом Dot 5.1 и Dot 5 нет никакой связи, что вызывает непонимание со стороны российских владельцев автомобилей.

Dot 5.1/ABS

Можно сказать, что это отдельный класс, который обрадует многих владельцев автомобилей с системой ABS. Данная тормозная жидкость имеет смешанный состав, в который помимо силикона включено и соединение гликолей.

Наряду с высокой температурой кипения, жидкость проявляет смазочные свойства. Практически теми же характеристиками обладает аналог в лице тормозной жидкости super Dot 4. Также в ней присутствуют специально разработанные присадки для улучшения характеристик. Жидкость не воздействует на детали тормозной системы из резины и имеет низкую вязкость.

Однако в силу присутствия гликолей жидкость может разъесть краску, поэтому важно не допускать ее попадания на поверхность кузова автомобиля.

Лучшая продукция

Чтобы автомобиля безотказно работала долгое время, необходимо заливать только качественную жидкость. Лучшую продукцию можно найти среди как зарубежных производителей, так и отечественных мастеров.

Среди многих продуктов лидирующую позицию занимает средство в лице тормозной жидкости - Dot 4 Castrol React Dot 4 Low Temp. Согласно американскому стандарту она относится к четвертому классу, однако по показателям температуры кипения превосходит его требования. В чистом виде жидкость закипит при 265°C, с включением влаги (3,5%) - 175°C. Замену расходного материала нужно производить не реже чем раз в два года.

Окончание Low Temp стоит не просто так. Если сравнивать данный продукт с прочими жидкостями класса Dot 4, у жидкости очень низкая вязкость - около 650 мм 2 /с. Для тех потребителей, которые проживают в северных районах, это будет оптимальным выбором.

Лучшая отечественная тормозная жидкость представлена маркой Ros Dot -4. Дзержинский завод выпускает неплохую продукцию, которая закипает при температуре 255 °C, имея вязкость 1600 мм 2 /с. При этом цена тормозной жидкости невысока, что только на пользу многим российским потребителям. А если регулярно производить ее замену, то можно защитить тормозную систему современного автомобиля от коррозии.

Взаимозаменяемость жидкостей

Появление классификации тормозной жидкости неизбежно приводит к появлению вопроса, можно ли их смешивать и что может произойти? Да некоторые виды по своему составу схожи, однако есть и различия.

Все жидкости, которые предусмотрены для работы с категорически нельзя смешивать с другими классами. Активные присадки жидкости Dot 5.1 несовместимы с прочими жидкими составами. Не допускается соединение таких классов: Dot 5 и близкая разновидность - Dot 5.1/ABS.

Если смешать жидкости, у которых разный химический состав, то получится гремучая смесь, которая не поможет, а скорее навредит тормозной системе. То же самое относится к соединению гликолей и силикона - полученный состав не будет удовлетворять по качеству. Какого бы состава не была тормозная жидкость, цена не должна выступать главным критерием выбора!

Но два состава все же совместимы друг с другом - после заливки жидкости класса 3, можно потом перейти на Dot 4. Важное условие: жидкости с более высоким классом нельзя смешивать с составом ниже классом. Приведенный выше пример является соблюдением этого условия.

Желая обеспечить себя максимально надежными тормозами, автомобилисты старательно выискивают, какая лучше тормозная жидкость DOT 4. Конечно же, те, кто знает, что менять ее нужно регулярно, и не забывает это делать. Наивные люди, считающие, что на раз залитой тормозухе можно ездить всю жизнь, непременно столкнутся с отказом системы – и дай бог, чтобы без тяжелых последствий.

Не зря производители автомобилей настаивают на обязательной замене жидкости раз в 2 года, а при интенсивной эксплуатации машины – через каждые 40 тыс. км. Да и залить новую при покупке б/ушного автомобиля сделать это будет не лишним: кто знает, насколько добросовестным был предыдущий владелец.

Однако что именно заливать? Если американцы и японцы удовлетворяются тормозными жидкостями класса DOT 3, то Европа и Россия ездят на «четверке», которая предназначена для более плотного трафика и более жестких условий эксплуатации. Народ, без сомнения, уже усвоил эти рекомендации. Но сложность в том, что производителей на авторынке – миллион, у каждого есть DOT 4, однако насколько жидкость соответствует буквам – вопрос отдельный.

Какая лучше тормозная жидкость DOT 4, разбирались эксперты, не поленившиеся сравнить образцы и изучить их с точки зрения, так сказать, профпригодности.

Требования к тормозной жидкости DOT 4

Для того, чтобы ТЖ отрабатывала свое предназначение, необходимо ее соответствие определенным параметрам.

Температура кипения . Никому не нужно объяснять, к чему приведет закипание жидкости в тормозах. Поэтому существует некоторый порог, нахождение ниже которого выводит ТЖ за пределы допустимости использования. В заводском, то есть изначальном, виде нижняя граница: +250°C. Однако тормозная жидкость гигроскопична, и со временем вбирает в себя влагу из воздуха.

В таком состоянии она называется увлажненной, и допустимый температурный порог опускается до +165°C. Обычно такое состояние у ТЖ наблюдается спустя 2 года после заливки; дальнейшее снижение сопротивляемости уже опасно, почему и требуется замена.

Активность ионов водорода, другими словами – кислотность жидкости, обозначаемая рН. Кислая среда ведет к коррозии, щелочная – к разъеданию любой резины, оказавшейся поблизости, в первую очередь – шлангов и прокладок. рН должен быть нейтральным, допустим очень слабо щелочной.

Вязкостно-температурные характеристики указываются на флаконе с ТЖ в мм2/с при -40°C. Крайне важная вещь в условиях холодных зим, поскольку в низких температурах вязкость увеличивается. По достижении некой границы жидкость превращается чуть ли не в пластилин, и продавить ее становится нереально. Для DOT 4 этот показатель – 1800, для класса 6 (у нас его еще обозначают DOT 4+ или DOT 6) – 750°C. Но чем северней, тем больше нужно придерживаться первого значения. И вообще, кроме южных областей не стоит опускаться ниже 900°C.

Проверенное качество

Теория теорией, нормативы нормативами, однако далеко не всему, что написано на банках, можно верить. Завод-изготовитель может и приукрасить действительность. Так что даем непредвзятую семерку тормозных жидкостей, которым однозначно можно доверять.

  • «Castrol », в производители записана «ВР Европа». Идеальные показатели; мало того, и по вязкости, и по температурам есть внушительный запас. Упрекнуть можно разве что в отсутствии дополнительной защиты – запайке горлышка фольгой;
  • «Hi-Gear HG7044 », сделанный американской компанией «Hi-Gear Products». Все показатели – сходятся с нормативами, хотя, в отличие от предыдущей позиции, температурного запаса прочности не предусмотрено;
  • Немецкий «Pentosin Super » авторства «Deutsche Pentosin-Werke» педантично соответствует все нормам, да еще и с солидным походом. Пользоваться можно смело, даже если термометр упал ниже -40°C;
  • «Mobil » производится по всему Евросоюзу, зарегистрированный производитель – «ExxonMobil Lubricants & Specialties». Предельное соответствие всем требованием, но опять же – укупорка фольгой не предусмотрена. Может быть, в Европе менее влажно?;
  • Российская компания «Delfin Group » порадовала тормозной жидкостью «LUXE Green Line ». Идеальные показатели по всем химическим и физическим параметрам.;
  • Еще один россиянин – «Обнинскоргсинтез » – выдает высококачественную ТЖ с названием «SINTEC Euro ». Забавно, что температуры кипения на банке превышают стандарты, а реально еще и оказываются выше указанных;
  • «ROSDOT 4 Life Safety» от «Тосол-Синтез-Инвест » (Россия) тоже однозначно не подведет: все параметры выдержаны идеально. Особо приятно, что при выборе, какая лучше тормозная жидкость DOT 4, все призовые позиции заняли отечественные производители.

Тормозная жидкость

Никто не будет оспаривать, что один из важнейших факторов безопасного управления автомобилем - надежность работы его тормозной системы. Тормозная жидкость является рабочим телом, передающим усилие нажатия на педаль тормоза к тормозным механизмам колеса, за счет силы трения в которых автомобиль резко снижает скорость и останавливается. Именно поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования.
Тормозные жидкости представляют собой композицию из основы и различных присадок, обеспечивающих эксплуатационные свойства продуктов.
Начнем с природы тормозных жидкостей, то есть основы, из которых их изготавливают.
До сих пор встречаются в обращении минеральные тормозные жидкости, представляющие собой растворы касторового масла в спиртах, например бутиловом или изопропиловом. Минеральные тормозные жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они имеют низкую температуру кипения (до 200 °С) и становятся слишком вязкими, вплоть до потери текучести, даже при минус 20°С.
Наиболее широкое применение в современном автомототранспорте нашли гликолевые тормозные жидкости. В качестве основы при их изготовлении используются смеси гликолей, их эфиров, полигликолей и полигликолевых эфиров. Такие тормозные жидкости обладают высокой температурой кипения, хорошими вязкостными характеристиками и приемлемыми смазывающими свойствами. Наверно, главным недостатком тормозных жидкостей на гликолевой основе является их высокая гигроскопичность - способность поглощать влагу.
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремнийорганических полимерных продуктов, полисилоксанов. Они обладают отличными вязкостными характеристиками, высокой температурой кипения, инертностью к различным материалам, негигроскопичны. Но такие тормозные жидкости обладают низкими смазывающими свойствами. Тормозные жидкости на силиконовой основе при эксплуатации обычных транспортных средств практически не применяются.
Тормозные жидкости различной природы ни в коем случае нельзя смешивать между собой, так это может привести к разрушению деталей и узлов гидропривода тормозной системы автомобиля, забивке гидротормозных магистралей и каналов продуктами взаимодействия компонентов, составляющих основу тормозных жидкостей.
Подробнее остановимся на тормозных жидкостях, изготовленных на гликолевой основе - как самом распространенном виде тормозных жидкостей.
С сожалением приходится констатировать, что отечественных (советских, российских) стандартов, определяющих и устанавливающих требования к тормозным жидкостям нет. Производители тормозных жидкостей при разработке технических условий на продукцию и выпуске своей продукции в подавляющем большинстве случаев ориентируются на требования американского стандарта FMVSS 116, разработанного департаментом транспорта США (Department of transport) , стандарты сообщества американских инженеров SAE J 1703 и SAE J 1704, европейский стандарт ISO 4925.
Основные требования к качественным характеристикам тормозных жидкостей и их классификации указаны в таблице.
№ пп
Наименование показателя
Требования по стандарту FMVSS 116
Требования по стандарту ISO 4925

Класс DOT-3
Класс DOT-4
Класс DOT-5.1
Класс 3
Класс 4
Класс 5.1
Класс 6
1
Температура кипения сухой жидкости, °С, не менее
205
230
260
205
230
260
250
2
Температура кипения увлажненной жидкости, °С, не менее
140
155
180
140
155
180
165
3
Кинематическая вязкость, мм2/с:
- при температуре минус 40 °С, не более
1500
1800
900
1500
1500
900
750
- при температуре 100 °С, не менее
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
Попробуем разъяснить эти показатели.
Температура кипения сухой жидкости.
То есть температура кипения исходной жидкости, такой, какая она есть в приобретенном Вами флаконе или банке. Важность этого показателя очевидна: при Вашем воздействии на педаль тормоза автомобиля усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза «обмякнет» или «провалится» и эффективность торможения будет очень низкой, возможно, произойдет отказ в торможении. При умеренном, неагрессивном движении в населенном пункте рабочие тормозные механизмы нагреваются до температуры 180 °С и более. При экстренном торможении со скорости 110 км/ч они могут нагреться до температуры, превышающей отметку 350 °С.
Температура кипения увлажненной жидкости.
Тормозные жидкости на гликолевой основе являются продуктами гигроскопичными, т.е. впитывающими влагу из воздуха, причем очень «жадно». Поглощенная влага значительно снижает температуру кипения исходной жидкости, что негативно сказывается на эффективности работы тормозной системы автомобиля. Принято считать, что за один цикл, рекомендуемый подавляющим большинством производителей автомобилей периодичности замены тормозной жидкости, равный 1-2 (одному-двум!) годам, массовая доля воды в тормозной жидкости, залитой в гидротормозную систему автомобиля, достигает 3,5 %. Данный показатель указывает, какой температурой кипения будет обладать тормозная жидкость через 1-2 года эксплуатации. Производителями тормозных жидкостей данный показатель определяется при искусственном доведении массовой доли воды в продукте до (3,5 ± 0,1) %. Стоит отметить, что тормозная жидкость, находящаяся в тормозной системе неэксплуатируемого автомобиля, равно как и во вскрытой таре производителя впитывает влагу и теряет свои эксплуатационные свойства. Кроме того, индивидуальные особенности (стиль) управления автомобилем в тоже вносят свою лепту в повышение массовой доли воды в тормозной жидкости и снижение ее температуры кипения.
Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °С (низкотемпературная вязкость, НТВ).
Всесезонная эксплуатация автомобиля подразумевает и эффективную работу тормозной системы при низких температурах. А так как тормозная жидкость - рабочее тело тормозной системы автомобиля, то она этим рабочим телом должна оставаться и при отрицательных температурах. Вопрос не ставится о температуре замерзания жидкости, она при всех условиях эксплуатации должна оставаться хорошо текучей. Чем ниже значение НТВ, тем более эффективной и предсказуемой будет работа тормозной системы автомобиля. В России данный показатель определяется в соответствие ГОСТ 33-2000. Погрешность метода, в зависимости от типа применяемых вискозиметров, к сожалению, может достигать 16,4 %.
Кинематическая вязкость при температуре 100 °С (высокотемпературная вязкость, ВТВ).
Данный показатель, по сути, характеризует способность сохранения целостности заполнения исправной тормозной системы автомобиля тормозной жидкостью во время движения при неагрессивном стиле вождения. Хорошая текучесть тормозных жидкостей не всегда благо. Сверхтекучесть может вызвать протечки, потери жидкости во время эксплуатации автомобиля через микрозазоры в местах соединений элементов тормозной системы, в местах уплотнений рабочих органов. Не думаем, что есть желающие ощутить «провал» педали тормоза при торможении автомобиля.
Кроме этих показателей тормозные жидкости характеризуются «стабильностью при высоких температурах». Как отмечалось выше, во время движения рабочие тормозные механизмы нагреваются до температуры 180 °С и более. При воздействии высоких температур компоненты гликолевой основы тормозной жидкости - эфиры, полиэфиры, полигликоли - могут подвергаться деструкции с образованием низкомолекулярных соединений, которые снижают температуру кипения жидкости и, соответственно, снижают эксплуатационные характеристики тормозной жидкости. При определении данного показателя испытуемая тормозная жидкость с известной «температурой кипения сухой жидкости», выдерживается в течение 2 часов при температуре 180 °С, после чего охлаждается и подвергается испытанию для определения температуры кипения. Разность температур кипения до и после выдержки при 180 °С и характеризует «Стабильность при высоких температурах». Чем ниже значение этого показателя - тем стабильнее тормозная жидкость, тем более эффективны ее эксплуатационные характеристики. Стандарт FMVSS 116 устанавливает требования к изменению температуры кипения тормозной жидкости до и после высокотемпературной выдержки не более чем в 3 °С. При испытаниях на стабильность при высоких температурах тормозная жидкость должна однородной жидкостью, без расслоений, помутнений, осадков и взвесей.
Помимо этого к тормозным жидкостям предъявляются и другие требования.
Тормозные жидкости не должны оказывать негативного воздействия на материалы тормозной системы автомобиля. Узлы и элементы гидроприводов автомобилей изготавливаются из различных металлических сплавов. В местах их соединений и контакта возможно проявление электрохимической коррозии за счет разницы электрических потенциалов. Для минимизации процессов коррозии в тормозные жидкости должны входить ингибиторы коррозии черных и цветных металлов и их сплавов.
Тормозные жидкости не должны оказывать негативное воздействие на уплотнительные материалы и на резиновые детали гидроприводов автомобилей. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты, которые при воздействии на них тормозной жидкости несколько увеличиваются в объеме. При этом повышается герметичность соединений. Однако, тормозная жидкость не должна вызывать чрезмерного набухания резиновых изделий, вызывать их усадку, влиять на их эластичность и прочностные характеристики.
Водородный показатель (рН) тормозных жидкостей должен быть в пределах от 7,0 до 11,5. Тормозные жидкости, имеющие значение водородного показателя (рН) менее 7,0 обладают повышенной коррозионной активностью к материалам из сталей и чугунов. Жидкости, имеющие рН более 11,5 -агрессивны к изделиям из алюминиевых сплавов. Несмотря на очень широкий диапазон значений водородного показателя, устанавливаемый стандартом FMVSS 116, подавляющее число специалистов рекомендует использовать тормозные жидкости с рН=7,5÷8,5.
К сожалению, обычному автомобилисту практически невозможно определить качественные характеристики приобретаемой им тормозной жидкости. Ему остается только уповать на порядочность производителя или обращаться в испытательные центры, обладающие аналитической базой для проведения испытаний.
Позволим себе ряд рекомендаций автомобилистам.
1. Несмотря на то, что тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, независимо от территориальной расположенности производителя, взаимозаменяемы, смешивать их нежелательно.
2. Добавление (долив) «свежей» тормозной жидкости в расширительный бачок гидропривода тормозной системы автомобиля не приведет к восстановлению исходных свойств тормозной жидкости. В системе находится уже прошедшая определенный период эксплуатации жидкость, более насыщенная влагой, а, следовательно, с потерянными эксплуатационными свойствами, с измененным при экстренных торможениях составом основы. Добавление «свежей» жидкости, даже того же класса, практически не изменит в лучшую сторону показатели, определяющие эксплуатационные характеристики тормозной жидкости. Жидкость в гидротормозной системе нужно заменять полностью.
3. Полную замену тормозной жидкости производить не реже 1 раза в 2 года.
4. Хранить тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой, неповрежденной таре, избегая ее контакта с воздухом во избежание влагопоглощения и окисления.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта