Главная » Регулировка  » Митрополит крымский и симферопольский лазарь против экуменизма. Рождественское послание митрополита симферопольского и крымского лазаря. Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский

Митрополит крымский и симферопольский лазарь против экуменизма. Рождественское послание митрополита симферопольского и крымского лазаря. Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский

Главу Крымской епархии призывают прекратить контакты с украинизаторами

Симферополь, Апрель 19 (Новый Регион, Михаил Рябов, Анна Сергеева) - В воскресенье 18 апреля исполнилось 30 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

30 лет назад он, уроженец Тернопольской области, был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Из Латинской Америки Лазарь вернется только в 1989 году.

В официальной биографии митрополита Лазаря не указывается, что в 1992 году он был назначен архиепископом Крымским после перевода с кафедры в Одессе, где открыто выступал за предоставление независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата, поддерживая Филарета.

Тем не менее, большинство политиков и экспертов, опрошенных "Новым Регионом", оценивают роль митрополита Лазаря позитивно. Хотя единого мнения, все же, нет.

Кирилл Фролов, эксперт Института стран СНГ (Москва):

"При большевиках Крым стал одним из полигонов атеизма, безбожия. А атеизм - это опиум для народа, фактор слабости русских. Именно потому что русский Крым и Юго- Восток были максимально атеизированы, они до последнего времени проигрывали бандеровской Галиции, ибо еретическая униатская вера и активные действия греко- католиков - это залог западенской активности. Следовательно, русская Победа наступит тогда, когда православная активность, пассионроность будет сильнее униатской. И, соответственно, КПД епископов следует оценивать именно с этих миссионерских позиций.

Итак, каковы же итоги правления митрополита Лазаря? Митрополит Лазарь, несмотря на свое западноукраинское происхождение (надо оговорить, что оно православно-почаевское, а не галицийское), служит русскому Крыму. Он не осудил, не мешал русским силам Крыма, что в условиях диктата Кравчука и Кучмы - уже очень много. Более того, во времена Ющенко он стал активно взаимодействовать с Русской общиной Крыма. В условиях русофобской и раскольничьей истерии митрополит Лазарь делает Крым одной из первых территорий на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви, где повсеместно введены "Основы Православной Культуры".

Несомненным достоинством митрополита Лазаря является то, что он поддерживает таких блестящих интеллектуалов, как настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде о. Николая Доненко, который собрал высказывания святых Новомученников, подавляющее большинство из которых гласно обличали идею отделения Украинской Церкви от Русской. Например, св. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский, на допросе в НКВД (большевики проводили политику украинизации и поддержки автокефалистского раскола на Украине) сказал, что считает разделение Украины с Россией злом, "следствием духовной деградации русского народа".

Митрополит Лазарь благожелательно относится к молодежному миссионерству, не препятствовал миссионерскому рок-концерту в Севастополе и знаменитому миссионерскому рок-туру российских и украинских рок-музыкантов во главе с о. Андреем Кураевым в 2008 году.

Но время требует еще большего миссионерского напряжения Церкви, незамедлительного исполнения решений Священного Синода Московского Патриархата о введении штатных должностей молодежного миссионера, социального работника и катехизатора в каждом приходе, создания Попечительских Советов из пассионарных мирян. Ибо пока еще плотность исламских религиозных организации крымско-татарского меньшинства выше, чем у православных. Чтобы сохранить русское большинство в Крыму, необходим жесткий запрет абортов, пропаганда многодетности, искоренение всякого морального разложения, иначе смерть. А это возможно только в следствии тотальной всеобъемлющей креативной, завлекающей православной миссии, которая должна охватить каждого крымчанина и курортника.

А для этого необходимо превращение каждого прихода и монастыря в миссионерский, необходимо вывешивать в храмах платки для заходящих курортников, а не выкидывать людей из-за отсутствия "православного хиджаба" в 40-градусную жару, что иногда встречается в некоторых прибрежных монастырях; необходимы огромные многотысячные молодежные миссионерские лагеря в Херсонесе и у других святынь Крыма, которые помогут дебандеризировать молодежь Украины; необходима помощь всей Русской Церкви для того, чтобы максимально использовать потенциал Крыма как колыбели Русского Православия.

С этой же точки зрения (КПД) необходимо подходить и к вопросу разделения епархий. Важно, кто станет во главе новых епархий - если это будут молодые бойцы-миссионеры, сторонники единства Русской Церкви, которые все сделают, чтобы воцерковить молодежь и ликвидировать раскол (который держится именно из-за отсутствия массовой православной миссии), то это будет только хорошо".

Сергей Шувайников, председатель "Конгресса русских общин Крыма", экс-кандидат в президенты Республики Крым:

"Деятельность Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря лично у меня вызывает искреннее уважение и признание. Я хорошо помню, как летом 1992 года тогда еще архиепископ Лазарь появился в Крыму. Это было нелегкое политическое время, когда шло формирование Республики Крым, только что в мае была принята Конституция Крыма, которая принципиально утверждала самостоятельность автономной республики по отношению к недавно провозглашенной независимой Украине. Все "украинское" воспринималось в штыки, и появление нового правящего архиерея с гражданским именем Ростислав Швец, уроженца Тернопольской области, было воспринято настороженно и с холодком.

Тем более, что за ним был политический щлейф, когда он высказывал мысли о предоставление УПЦ автокефалии, мотивируя это тем, что раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, была даже личная попытка баллотироваться в 1990 году в депутаты Верховной Рады Украины в Тернопольской области, где он занял второе место, уступив "руховцу" Дмитрию Павлычко.

Придя в Крым, владыка Лазарь не стал вникать в политические проблемы Республики Крым, а выбрал основным направлением своей деятельности возвращение и строительство православных соборов и храмов, защиту духовных ценностей Православия, восстановление соборов, разрушенных в годы войны и большевистского лихолетья. Он не отказался от общения с государственными мужами и политиками, но делает это очень мудро - для укрепления позиций Православной Церкви в Крыму. Именно при нем был восстановлен величественный Собор святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе (Севастополь), а ныне возрождается кафедральный собор Святого благоверного великого князя Александра Невского в Симферополе. Сотни новых храмов на крымской земле появились за 18 лет именно благодаря подвижнической деятельности владыки Лазаря. Его личной заслугой является также возрождение и деятельность на крымской земле около двадцати православных монастырей и скитов.

Деятельность этого православного подвижника получила признание сотен тысяч верующих и представителей других религий, с которыми он умеет находить общий язык и взаимопонимание. Сегодня митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь достойно представляет Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата на крымском полуострове.

Общаясь с ним лично, я могу отметить, что владыка Лазарь обладает незаурядными организаторскими качествами, высоким искусством дипломатии, умением расположить к себе любого человека и понять его проблемы. Он с пониманием отнесся к установке Памятного знака в память жертв, которые понес русский народ и народы России в годы Гражданской войны и политического террора, и благословил русские организации на его создание, также как и строительство часовни на месте расстрела безвинных жертв в районе Симферопольского водохранилища. Многие мероприятия русских организаций Крыма проходят по благословению владыки Лазаря и священников его епархии.

Позволю себе от имени всех русских общественных организаций, которые входят во Всекрымское Движение "Русское единство", поздравить митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с 30-ти летней датой его архирейской хиротонии и пожелать ему здоровья и долгих лет на благо православной Церкви и православной паствы Крыма".

Сергей Цеков, председатель Русской общины Крыма, сопредседатель Всекрымского движения "Русское единство":

"Я абсолютно положительно оцениваю почти двадцатилетний период пребывания владыки Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Это был очень непростой период в истории Крыма, в истории нашего единого Отечества, которое, к сожалению, оказалось разрушенным в 1991 году.

Нужно отдать должное, что митрополит Лазарь сыграл одну из ключевых ролей в восстановлении позиций канонического Православия в Крыму, которое неразрывно связано с Русской Православной Церковью.

За эти годы число приходов Симферопольской и Крымской епархии увеличилось в десятки раз. Восстановлены практически все действовавшие до революции монастыри на территории Крыма. Хочу особо отметить роль владыки Лазаря в восстановлении кафедрального Свято - Александро - Невского собора в Симферополе. Уверен, что Свято - Александро - Невский собор через два-три года станет одним из самых посещаемых храмов в Автономной Республике Крым. Лазарь сыграл значительную роль в восстановлении Свято-Владимирского собора на территории Херсонеса, на священной для Русского Православия земле, где крестился святой равноапостольный князь Владимир.

Владыка Лазарь по своему характеру - человек-созидатель. Где бы он ни был, он ведет активное храмовое строительство, оставляя после себя след на века. Достаточно вспомнить плоды деятельности владыки Лазаря в бытность епископом Аргентинским и Южноамериканским. В частности, даже в непростые годы нахождения у власти небезызвестного диктатора Пиночета, когда храмовое строительство было запрещено, в Чили по инициативе Лазаря был построен церковный зал, впоследствии преобразованный в храм.

Для Русской общины Крыма и движения "Русское единство" особенно значим тот факт, что митрополит Лазарь всегда подчеркивает неразрывную связь Симферопольской и Крымской епархии с Русской Православной Церковью. Вспомните, на каком высоком уровне встречали в Крыму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Лазарь традиционно отмечает вместе с Русской общиной Крыма русские памятные даты, благословляет проводимые нами мероприятия.

В целом деятельность Лазаря заслуживает глубокого уважения. С ранних лет он настроен на служение Богу, на служение Русской Православной Церкви. Еще раз подчеркну - он много сделал для Крыма, для развития Православия на полуострове. Не случайно, что присвоение Лазарю звания Почетного крымчанина прошло единогласно".

Юрий Егоров, Всеукраинское братство Александра Невского:

"Учитывая историю, митрополита Лазаря вряд ли можно назвать ярым сторонником единства Православной Церкви. Хотя он получил награду от Русской Православной Церкви не так давно, но факты говорят за себя. Показательный пример: насколько известно, он благословлял униатов, а именно духовный центр Украинского реестрового казачества, он был заложен под Симферополем, его возглавляет Анатолий Шевченко. На территории университета, который он возглавляет, находится униатский храм. Я считаю, что эта организация занимается украинизацией, а Лазарь ее благословлял".

Атаман Сергей Юрченко, председатель Совета атаманов Крыма:

"Во-первых, от казаков Крыма я бы хотел поздравить владыку Лазаря с 30-летием хиротонии. Крым - довольно сложный регион, мир и спокойствие здесь во многом зависит от позиции священнослужителей. Казаки как военные люди готовы прийти на выручку нашему духовенству, поскольку казаки всегда считались воинством Христовым.

Но мы все помним недавние события, когда к 2000-летию Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия по всему миру устанавливались поклонные кресты. В Крыму со стороны ОПГ меджлис был ряд провокаций. В результате были достигнуты договоренности, и установка крестов прекратилась. Я считаю, что тогда православным следовало занять более жесткую позицию, а мы, казаки, были готовы встать на защиту.

К слову, сегодня появилась масса казачьих формирований. Как председатель Совета атаманов Крыма, хочу попросить владыку Лазаря, чтобы он благословлял действительно казаков, а не псевдоказачьих атаманов, у которых есть лишь огромные звезды и лампасы, но никакого личного состава.

Владыке Лазарю мы желаем здоровья. А на православных казаков он может рассчитывать, мы всегда готовы прийти на помощь".


(C) 2010, "Новый Регион - Крым"
постоянный адрес на сайте | обсуждение на сайте

При использовании информационных материалов
ссылка на "Новый Регион" обязательна

Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ Киевского патриархата Климент 31 января в кафедральном соборе УПЦ КП обратился к прихожанам с призывом молиться о судьбе церкви, которая сейчас подвергается преследованиям со стороны российской власти Крыма.

Как сообщил крымский журналист Александр Польченко на своей странице в Фейсбуке, архиепископ Климент отслужил литургию в честь святых равноапостольных князей Владимира и Ольги архиепископ Симферопольский и Крымский Климент, после которой прихожане спросили о дальнейшей судьбе УПЦ КП в Крыму.

«Я год молчал, второй, но хамства Руслана Бальбека (вице-премьер российской власти Крыма – КР ) я не потерплю. 13-го января он решил со мной разговаривать немножко на повышенных тонах. Четырнадцатого (января – КР ) – решение суда. Так пусть знает: мы здесь 20 лет, а они приходят – и уйдут. Церковь будет – их не будет. На моей стороне Бог, закон и все документы. А те аферисты… пусть вспоминают конец тех, кто начал против церкви воевать: сдохли, как собаки», – сказал архиепископ Климент.

Польченко приводит слова архиепископа, который напомнил, что неоднократно просил «дать людям молиться» и не отбирать церковное имущество в Крыму.

«Все имущество, которое забирают через суды, будет возвращено на материковой Украине через имущество Московского патриархата. Я прошу, чтобы здесь остановились, и оставили в покое, иначе может беда, быть ведь уже переселенцы готовы создавать инициативные группы на материке, защищать УПЦ КП в Крыму за счет Московского патриархата», – цитирует крымский журналист арихепископа Климента.

Российский арбитражный суд Крыма присудил изъять из собственности Крымской епархии УПЦ Киевского патриархата (КП) принадлежащие ей помещения. Об этом архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ Киевского патриархата Климент сообщил на пресс-конференции в Киеве 28 января.

Владыка пояснил, что речь идет о помещениях Кафедрального собора Святых равноапостольных князя Владимира и Ольги в центре Симферополя.

Российские власти Крыма, как и суды на полуострове официально ситуацию не комментируют.

В 2014 году, после аннексии Крыма Россией Фонд имущества уведомил архиепископа о необходимости перезаключения договора аренды на помещение, в котором располагается Кафедральный собор Владимира и Ольги. Тогда Климент рассказывал, что неизвестные люди требовали от него 200 тысяч долларов за возможность находиться в этом здании.

Несмотря на ряд заявлений, в том числе правозащитных организаций, о притеснениях по религиозному признаку на полуострове, российские власти Крыма это отрицают и утверждают, что верующие всех конфессий находятся в равных условиях.

Общественность Крыма отметила 20-летие пребывания митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря во главе Крымской епархии. В связи с юбилеем владыка Лазарь дал согласие ответить на вопросы корреспондента ИА «ВЕСТИУА», которые мы предлагаем нашим читателям.
Корр.: Прежде всего, разрешите поздравить Вас, уважаемый владыко Лазарь, с 20-летним юбилеем пребывания во главе одной из самых больших в Украинской Православной Церкви епархии. У Вас огромный опыт пасторской деятельности. Вы были епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, занимали Тернопольскую и Кременецкую, а также Одесскую и Херсонскую кафедры. В чем специфика Вашего служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Служение в Крыму особое. И не потому, что здесь большая епархия. Крым, как известно, изначальное место крещения Руси, колыбель духовности русского, украинского, белорусского и других братских народов. По признанию преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века, крымская земля - «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций». Особенностью современного Крыма является и его межнациональное, межконфессиональное разнообразие, где живут люди 133 национальностей. Помимо Православия, здесь представлен Ислам, и многие другие религии. А это требует взвешенной, кропотливой работы по сохранению в регионе мира и стабильности. Крым является и международной здравницей. Здесь миллионы людей ежегодно со всего света пребывают на оздоровление. Однако телесное здоровье невозможно без духовного. Вероятно, именно поэтому на крымской земле воссиял духовный подвиг владыки Луки - архиепископа и одновременно врача, профессора медицины, служившего здесь в самые сложные годы разнузданного атеизма, а сегодня причисленного к лику святых. Можно было бы отметить и много другого, что отличает специфику служения в Крыму, которое многоликое и особо ответственное.
Корр.: Что удалось сделать главного за 20 лет Вашего пасторского служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Ответить на этот вопрос очень сложно, поскольку приходилось работать по многим направлениям, которые были важны как каждое само по себе. Однако хочу верить, что за эти годы удалось значительно поднять величие Православной веры в жизни людей, укрепить христианскую мораль, дать людям духовную надежду, которая, по моему глубокому убеждению, может реализоваться только в Православии. Это - главное. Наряду с отмеченным, удалось расширить количество православных приходов. Если на 1992 год здесь было только 50 действующих Православных общин, то через 20 лет их уже стало 564 (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской и Раздольненской епархии). Возрождены 9 крымских монастырей, идет процесс восстановления нескольких пещерных обителей, прекративших свое существование еще в XV веке, после турецкого завоевания Крыма. Нам также удалось добиться возвращения верующим более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений. Широко развернута работа с молодежью. В большинстве общеобразовательных школ полуострова при непосредственной нашей поддержке преподается предмет «Основы православной культуры Крыма». В городах региона действует 16 православных молодежных центров, духовно окормляемых епархией. Велась и ведется многочисленная другая работа.
Корр.: Ваше служение совпало с жесткими метаморфозами в жизни современного общества - социальными, политическими, межнациональными противостояниями, экономическим кризисом и т.п. В чем проявлялась особенность Вашего пасторского служения в таких условиях?
Владыка Лазарь: Действительно, последние 20 лет являлись необычайно сложными в общественной жизни не только Крыма, но и всего постсоветского пространства. Однако, в таких условиях, как и любых других, церковь выполняла и выполняет свою главную миссию - спасение души человеческой, важнейшего нравственного регулятора в жизнедеятельности людей. В связи с этим, следует специально отметить, что в 2000 году состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял важнейший документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Его уникальность обусловлена тем, что это - первый документ в Православии, регулирующий взаимоотношения церкви и современного общества. В нем говорится, что «Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». Следуя «Основам концепции» и принципам Православной веры, мы призывали и содействовали властям использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра. Форм и методов таких взаимоотношений было много, но цель являлась одной - духовное Возрождение. Как указывает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самое главное, Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях и в скорбях». Именно на таких принципах мы и строим свои взаимоотношения с властью и обществом. И существенных противоречий в этой сфере у нас за последнее 20-летие не было.
Корр.: Владыко! Фактом является церковный раскол в Украине, где существует несколько православных конфессий. Ваша точка зрения на перспективу преодоления такого раскола.
Владыка Лазарь: В Украине существует одна единая каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Другие раскольнические организации, вероятно, следует рассматривать как общественные организации. И не более того. Они не признаны и не могут быть признанными, в принципе, ни одной из православных церквей. А преодоление раскола может идти только путем покаяния раскольников, и возвращения их в лоно матери-церкви. Другого пути здесь не наблюдается. Попытки придать Православию не поместный, а национальный характер в угоду чьих-то интересов - это путь, противоречащий основным канонам Православия и христианства в целом. Православие в нашем крае - это вера многих народов, многих национальностей. И если политики эти народы могут делить по государствам, создавая границы, то границ между душами людей установить невозможно. Особенно среди братских народов Восточной Европы. В свое время преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что: «Россия, Украина, Беларусь - это есть святая Русь! А святая Русь - это не империя, это не союз бывший или какой-то будущий. Святая Русь - это идеал любви, добра и правды. Святая Русь - это непобедимость. Святая Русь - это красота. Святая Русь - это сила. И мы все с вами - единая святая Русь!». Поэтому, повторюсь, следуя именно в фарватере духовного возрождения, следуя канонам матери-церкви и совести каждого, можно преодолеть религиозный раскол в Украине. Другого пути здесь нет.
Корр.: Владыко! Что бы Вам хотелось еще сделать прежде всего в Крыму как правящему Архиерею?
Владыка Лазарь: Прежде всего, довести до завершения все то, что было начато ранее. Убежден, что Крым должен стать одним из важнейших духовных центров. Еще моей сокровенной мечтой является завершение восстановления кафедрального собора Александра Невского в г. Симферополе. Это будет один из величественных православных храмов. Ведется работа и по другим направлениям, которых очень много, и которые требуют своего завершения вовремя и в срок. А еще я хотел бы добиться того, чтобы Крым стал образцом мира, дружбы, духовного процветания живущих здесь людей, а также миллионов тех, кто ежегодно посещает этот богоугодный край. Над этим мы и работаем.
Корр.: Спасибо.
Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви
ИА «ВЕСТИУА»
АР Крым - 26 июля 2012 г.
По материалам сайта

"Если станете описывать мою жизнь, не пробуйте разделять хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным." (Свт. Лука Крымский)

Родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье провизора.
Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию в Киевское Художественное Училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Войно-Ясенецкий ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в Училище. Он собирался поступить в Академию Художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.
Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.
В 1903 г. он с отличием окончил университет.
В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия, которую раненые называли "святой сестрой" и женился на ней.
С 1905 по 1917 гг. В.Ф. Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.
В 1916 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил в Москве диссертацию на тему: "Регионарная анестезия" и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.
В 1917 г. Войно-Ясенецкий получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы.
В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей.
Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий(Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "Я принял это, как Божий призыв", - говорил архп. Лука, - и ни минуты не раздумывая ответил: "Хорошо, владыко, я буду".

В 1921 г. в день Сретения Господня, проф. Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, 12 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета.
В мае 1923 г. отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Луки, в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.
12 мая того же года он хиротонисан тайно в г. Пенджекенте во епископа Ташкентского и Туркестанского.
"Много людей недоумевает, - говорил архп. Лука в день своего восьмидесятилетия 27 апреля 1957 года, - как я мог, достигнув славы ученого и весьма крупного хирурга, стать проповедником Евангелия Христова"
"Думающие так, глубоко ошибаются, что невозможно совместить науку и религию … Знаю я, что и среди нынешних профессоров есть очень много верующих, просящих у меня благословения"
Нужно добавить, что, принимая священнический сан, проф. Войно-Ясенецкий получил от Патриарха Тихона наказ, подтвержденный и Патриархом Сергием, - не оставлять научную и практическую деятельность по хирургии; и все время, в какие бы условия не попадал, он везде продолжал эту работу.

Находясь в 1923-1925 годах на Севере, епископ Лука обратил внимание на местную жительницу Вальневу, излечивавшую своими средствами некоторые гнойные воспаления, обычно требовавшие хирургического вмешательства. Она делала состав из каких-то трав, перемешанных с землей и сметаной, и лечила даже глубоко расположенные гнойники. Возвращаясь в Ташкент, преосвященный Лука вывез с собой и Вальневу и много времени отдал лабораторным исследованиям и научной обработке ее метода, дававшего у него хорошие результаты. В Ташкентской газете "Правда Востока" за 1936 или 1937 г. печаталась интересная дискуссия его по этому вопросу с некоторыми хирургами.

Не забывал епископ Лука и своих пастырских обязанностей. Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.
С 25 января 1925 г. по сентябрь 1927 г. епископ Лука снова епископ Ташкентский и Туркестанский.
С 5 октября по 11 ноября 1927 г. - епископ Елецкий, вик. Орловской епархии.
С ноября 1927 г. проживал в Красноярском крае, затем в городе Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице.
В 1934 г. вышла в свет его книга "Очерки гнойной хирургии", ставшая настольной книгой хирургов.
"Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку"
Сам епископ Лука определяет свое отношение к больным краткой, но выразительной формулой:"Для хирурга не должно быть "случаев", а только живой, страдающий человек".

В своей биографии и в упомянутом ранее слове в день восьмидесятилетия, епископ Лука сообщает интересный факт, связанный с работой над этой книгой. Когда он еще в 1915 году задумал книгу по гнойной хирургии и написал предисловие, ему вдруг пришла неожиданная мысль: "На этой книге будет стоять имя епископа".
"И действительно, - продолжает он, - я предполагал издать ее двумя выпусками и, когда закончил первый выпуск, то написал на заглавном листе: "Епископ Лука. Очерки гнойной хирургии". Ибо тогда я уже был епископом"
Продолжая свою научную работу, епископ Лука не оставлял и пастырской деятельности, трудился и над углублением своих богословских знаний.

С первых же дней Великой Отечественной войны до конца 1943 г., епископ Лука работал главным хирургом и консультантом Красноярского эвакогоспиталя для тяжелораненых.
Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру.
8 сентября 1943 г. он был участником Собора, единогласно избравшего митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов, и лишить их сана.
В конце 1943 года архиепископ Лука переезжает в г. Тамбов. Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, но он ведет активную работу в эвакогоспиталях, выступает с докладами, читает лекции для врачей, учит их и словом и делом.
В январе 1944 г. его назначают архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Ко времени пребывания архп. Луки в Тамбове относится страничка воспоминаний о нем В.А. Полякова. Он пишет:
В один из воскресных дней 1944 г. меня вызвали в Тамбов на совещание начальников и главных хирургов госпиталей Воронежского военного округа. В то время я был ведущим хирургом госпиталя на 700 коек, стоявшего в Котовске.
На совещание собралось много народа. Все расселись по своим местам и за столом президиума уже поднялся председательствующий чтобы объявить название доклада.
Но, вдруг, широко открылись обе двери, и в зал вошел человек огромного роста в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Легкая, прозрачная, белая кружевная борода покоилась на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие белые руки перебирали черные матовые четки.
Человек медленно вошел в зал и сел в первом ряду. Председательствующий обратился к нему с просьбой занять место в президиуме. Он поднялся прошел на подмостки и сел в предложенное ему кресло.
Это был профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. (Журнал "Хирургия" 1957 г., № 8, с. 127)

В конце 1943 года вышло второе издание "Очерки гнойной хирургии", переработанное и увеличенное почти вдвое, а в 1944 году - книга "Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов". За эти два труда архп. Луке была присуждена Сталинская премия первой степени.
Есть сведения, что он состоял членом Академии Медицинских Наук. Впрочем, в официальных биографиях, данных об этом не имеется.
Кроме трудов на медицинские темы, архп. Лука составил много проповедей и статей духовно-нравственного и патриотического содержания.
В 1945-1947 гг. он работал над большим богословским трудом - "Дух, душа и тело", - в котором разрабатывал вопрос о душе и духе человека, а также учение Св. Писания о сердце, как органе богопознания. Много времени уделял он и на укрепление приходской жизни. В 1945 году высказывал мысль о необходимости избрания патриарха по жребию.
В феврале 1945 г. за архипастырскую деятельность и патриотические заслуги архп. Лука был награжден правом ношения креста на клобуке.

В мае 1946 года он назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В Симферополе он опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз его уже давно не видел света, а в это время и на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1956 году архиепископ Лука совсем ослеп. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Кафедра Владыки находится в Петропавловском кафедральном соборе

Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.

С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.

В 1958-1961 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной Академии и являлся референтом Отдела Внешних Церковных Сношений.

В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея.

В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.

За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта Роса приобретен епархиальный дом.

В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова.

В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Кременец возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается Духовная семинария.

В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Открыт Борисовский женский монастырь, в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария, и другие храмы и здания.

В 1992 г. — назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

В 2000 г. возведен в сан митрополита.

Все 17 лет пребывания Владыки на Крымской кафедре наполнены многосторонней плодотворной деятельностью во благо Святой Матери-Церкви. Был канонизирован и прославлен архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер. Прославлены также новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святитель Лука, а также сонм крымских святых был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический.

В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 г. Владыка Лазарь в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 г. освящен главный алтарь собора.

С 2003 г. по настоящее время ведется восстановление в г. Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

Имеет следующие награды:

  • Орден святого князя Владимира II степени (1989 г.); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени. Правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино». Награжден грамотой Посольства СССР в Аргентине.
  • Правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине награжден орденом «Дружбы народов».
  • Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских.
  • Президентом Украины награжден орденами «За заслуги» I, II и III степеней (1997, 2000, 2002 гг.).
  • За особые заслуги перед украинским народом награжден Почетной грамотой Верховной Рады Украины (2004 г.).
  • Украинским фондом научно-экономического и юридического сотрудничества награжден Почетным Крестом «Святой князь Александр Невский» (2006 г.).
  • Награждён орденом князя Ярослава Мудрого V степени — за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия (2009 г.);
  • Орден в честь 10-летия создания Государственного департамента Украины по вопросам исполнения и наказаний (Украина);
  • Награждён Орденом Дружбы — за большой вклад в развитие российско-украинского сотрудничества (2009);
  • Решением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 марта 2009 года № 1170-5/09 за выдающиеся личные заслуги в возрождении духовности, сохранении межконфессионального мира, активную благотворительную, гуманистическую и общественную деятельность Ростиславу Филипповичу Швецу (митрополиту Лазарю) присвоено звание «Почётный крымчанин»;
  • В 2012 году за добросовестное 20-летнее архипастырское служение на Крымской кафедре и по случаю 20-летия пребывания Блаженнейшего митрополита Владимира на кафедре Киевских митрополитов Предстоятель УПЦ удостоил митрополита Лазаря права ношения второй панагии;
  • В июле 2012 года по случаю 20-летия пребывания на Крымской кафедре награжден Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром орденом Святителя Луки Крымского.
  • В ноябре 2012 года за активную работу по духовному возрождению крымчан, укрепление мира и согласия на полуострове награждён почетным знаком отличия и Грамотой Представительства Президента Украины в АР Крым, а также Благодарностью Совета Министров АР Крым и Министерства культуры АР Крым.
  • 22 января 2013 года по случаю Дня Соборности и Свободы Украины, Президент Украины Виктор Янукович наградил орденом князя Ярослава Мудрого IV степени постоянного члена Священного Синода УПЦ митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Указ № 35/2013). Эта высокая награда вручается за выдающиеся заслуги перед Украиной в области государственного строительства, укрепления международного авторитета Украины, развития экономики, науки, образования, культуры, искусства, здравоохранения, за выдающиеся благотворительную, гуманистическую и общественную деятельность.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта